Дело № 2а-1240/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 мая 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца Пак К.Н., представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании незаконными действий, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить земельный участок в собственность бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, в котором просит:
- признать незаконными действия администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края», выраженные в ответе от 04 октября 2017 года № 1393,
- обязать администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края принять и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории п. Емельяново площадью 2 500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, со следующими координатами характерных точек границ: 1 Х 650716.84 Y 82661.21, 2 Х 650699.34 Y 82625.08, 3 Х 650679.58 Y 82601.18, 4 Х 650748.92 Y 82591.86, 5 Х 650737.59 Y 82640.83, согласно заявлению № 1094 от 22 сентября 2017 года, после выполнения заявителем кадастровых работ по образованию земельного участка обязать принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно ФИО1.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является многодетной матерью и на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и ст. 29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04 декабря 2008 года № 7-2542 имеет право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; 22 сентября 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию п. Емельяново Емельяновского района с заявлением (вх. 1094) о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2 500 кв.м. в месте, указанном в приложенной схеме КПТ; согласно поступившему ответу от 04 октября 2017 года (вх. 1393) в предоставлении земельного участка отказано, так как согласно утвержденным правилам землепользования и застройки муниципального образования п. Емельяново, генерального плана п. Емельяново испрашиваемый земельный участок расположен за границей жилой зоны и относится к зоне естественного ландшафта (защитное озеленение источников питьевого водоснабжения скважин ООО «Эмилия») и не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства; по мнению ФИО1, данный ответ является незаконным и необоснованным, поскольку согласно вышеназванным правилам и карте градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне - Ж1-Зона жилой усадебной застройки; вспомогательным видом разрешенного использования Ж1 является в том числе садоводство, огородничество на приусадебном земельном участке; защитное озеленение источников питьевого водоснабжения скважин ООО «Эмилия» расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0010102:133 с разрешенным использованием – для предпринимательской деятельности, который также согласно вышеназванным правилам и карте градостроительного зонирования рп Емельяново находится в территориальной зоне Ж1 Зона жилой усадебной застройки; соседние земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0010102:2385, 24:11:0010102:563 согласно данным Публичной кадастровой карты имеют разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства; кроме того, администрация п. Емельяново в своем ответе от 04 октября 2017 года не указала основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04 декабря 2008 года № 7-2542 или Земельным кодексом; в месячный срок со дня поступления заявления не утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и не приняла решение о предоставлении в собственность бесплатно многодетному гражданину земельного участка, что является существенным препятствием на пути реализации права многодетной ФИО1 на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
В судебном заседании административный истец и ее представитель Пак К.Н. иск и изложенные в нем доводы поддержали.
Представитель административного ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные возражения, настаивая на том, что испрашиваемый земельный участок находится за границей жилой зоны и относится к зоне естественного ландшафта, не предназначен для ведения ЛПХ; кроме того, его образование приведет к тому, что возникнет препятствие для проезда к земельному участку с кадастровым номером 24:11:0010102:133, что нарушает п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является многодетной матерью; 22 сентября 2017 года она обратилась в администрацию п. Емельяново Емельяновского района с заявлением (вх. 1094) о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2 500 кв.м. в месте, указанном в приложенной схеме КПТ; согласно поступившему ответу от 04 октября 2017 года (вх. 1393) в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки муниципального образования п. Емельяново, генерального плана п. Емельяново испрашиваемый земельный участок расположен за границей жилой зоны и относится к зоне естественного ландшафта (защитное озеленение источников питьевого водоснабжения скважин ООО «Эмилия») и не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Статья 11.3. Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности, - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статья 11.9. Земельного кодекса РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7).
Согласно п.п. 14, 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельный участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов в том числе местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Из материалов дела усматривается, что истец заинтересована в получении в собственность земельного участка для ведения ЛПХ; с этой целью она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, однако Администрация п. Емельяново Емельяновского района не приняла решения по существу заявления, что безусловно свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
В силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
С правовых позиций решение о предварительном согласовании - административный акт, который служит необходимой предпосылкой возникновения, в том числе, арендных отношений, на которые претендует истец.
В судебном заседании достоверно установлено, что непринятием Администрацией п. Емельяново Емельяновского района решения по заявлению истца созданы препятствия к осуществлению ее права на получение в собственность земельного участка. Доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок действительно находится за границей жилой зоны и относится к зоне естественного ландшафта, не предназначен для ведения ЛПХ; что его образование приведет к тому, что возникнет препятствие для проезда к земельному участку с кадастровым номером 24:11:0010102:133, административный ответчик суду не представил.
Согласно ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу вышеприведенных норм права суд полагает правильным в качестве восстановительной меры обязать ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх.№ 1094 от 22 сентября 2017 года, а также представленную ею схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и совершить одно из действий, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ, в том числе дать ответ в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ с учетом положений статьи 3 Федерального закона № 280-ФЗ от 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В удовлетворении остальных требований суд полагает правильным отказать, поскольку отсутствуют сведения о том, что испрашиваемый земельный участок действительно располагается в территориальной зоне – Ж1 Зона жилой усадебной застройки и может быть образован для ведения ЛПХ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края», выраженные в ответе от 04 октября 2017 года № 1393.
Обязать администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх.№ 1094 от 22 сентября 2017 года.
Обязать администрацию п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края сообщить суду и ФИО1 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в письменной форме.
В удовлетворении требований ФИО1 об обязании администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края принять и выдать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории п. Емельяново площадью 2 500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, со следующими координатами характерных точек границ: 1 Х 650716.84 Y 82661.21, 2 Х 650699.34 Y 82625.08, 3 Х 650679.58 Y 82601.18, 4 Х 650748.92 Y 82591.86, 5 Х 650737.59 Y 82640.83, согласно заявлению № 1094 от 22 сентября 2017 года, об обязании после выполнения заявителем кадастровых работ по образованию земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева