ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1241/20 от 03.02.2021 Лаишевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-151/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2021 года город Лаишево РТ

Лаишевский районный суд Республики Татарстан

под председательством судьи Рябина Е.Е.

при секретаре судебного заседания Барышевой Н.Ю.

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4, являющего также представителем заинтересованного лица ФИО5,

представителя заинтересованного лица ФИО6ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ, начальника отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ ФИО8 о признании незаконным решения об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском и просит суд:

- признать незаконным действия отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по отказу в выдаче уведомления о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта на земельном участке с кадастровым номером ,

- признать незаконным ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО8/исх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта,

- обязать отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан предоставить ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Требование мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером . Административный истец обратился в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и подал уведомление о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером . По результатам рассмотрения уведомления Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 дан ответ /исх от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок входит в санитарно-защитную зону взлетно-посадочной полосы, в связи с чем сообщил о невозможности в выдаче уведомления о соответствии закону указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером . Однако данные действия не соответствуют требованиям закона, поскольку ни градостроительный план земельного участка, ни ПЗЗ не содержат информации о наличии санитарно-защитной зоны взлетно-посадочной полосы, необходимость согласования со старшим авиационным начальником аэродрома строительства объектов капитального и индивидуального жилищного строительства отсутствует.

В ходе рассмотрения дела с учетом мнения участников процесса судом определено, что надлежащими административными ответчиками являются исполнительный комитет Лаишевского муниципального района РТ и начальник отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ ФИО8

Административный истец ФИО1 поддержал требования иска поддержал по изложенным основаниям. Дополнил, что в его собственности в квартале имеется около 80 земельных участков, образованных из единого большого земельного участка, который ранее имел категорию: земли сельхозназначения. Категория земель и вид разрешенного использования в настоящее время соответствуют целям подачи уведомления – строительство индивидуального жилого дома. При переводе категории земель и установлении вида разрешенного использования Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан необходимо было принимать во внимание все обстоятельства.

Представитель административного истца просил требования удовлетворить, показал, что сам ответ административного ответчика не отвечает требованиям законодательства, не содержит в себе достаточно ссылок на законодательство, ограничивающее возможность строительства дома. Соседний земельный участок не является взлетно-посадочной полосой, а лишь площадкой, которая используется без оформления в установленном порядке документов, охранная зона нигде не зарегистрирована. Размещение такой площадки не отвечает требованиям безопасности и расположению по соседству земельных участков, которые предназначены для индивидуального жилищного строительства.

Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 в суде считал, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Административный ответчик начальник отдела архитектуры Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО8, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах не явки не сообщил. В ходе рассмотрения на предыдущем судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска. Показал, что расположение жилых домов в непосредственной близости к взлетно-посадочной полосе создает угрозу причинения вреда имуществу и угрозу здоровья и жизни человека. Кроме того, соответствующий ответ дан в связи с внесением прокурором <адрес> РТ предостережения о недопустимости нарушения закона, мотивированного расположением взлетно-посадочной полосы.

Заинтересованное лицо ФИО4, являющийся также представителем заинтересованного лица ФИО5, считал требования не подлежащими удовлетворению. Показал, что он осуществляет деятельность по эксплуатации взлетно-посадочной площадки в целях развития сельского хозяйства, обработки полей и <адрес> указанный объект им разработан паспорт. Защитная зона устанавливается в силу закона, кроме того, в настоящее время разрабатывается проект санитарно-охранной защитной зоны. Им предпринимались меры для того, чтобы повернуть взлетную полосу на 10 градусов, что привело бы к возможности эксплуатации как данной полосы, так и безопасного строительства жилых домов, поскольку взлетно-посадочная полоса была бы направлена в сторону полосы отвода автомобильной дороги. Однако административный истец оказывает препятствия. Строительство жилых домов может повлечь серьезные негативные последствия.

Представитель заинтересованного лица ФИО6 - ФИО7 считала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, привела аналогичные доводы.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно части 7 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи, в полном объеме.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 9-11).

Административный истец обратился в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и подал уведомление о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

По результатам рассмотрения уведомления Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 дан ответ /исх от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок входит в санитарно-защитную зону взлетно-посадочной полосы, в связи с чем сообщил о невозможности в выдаче уведомления о соответствии закону указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером л.д. 17-18, 7).

Суд усматривает, что административным ответчиком – должностным лицом не соблюдена форма уведомления, обязательность соблюдения которой регламентировано пунктом 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома".

В нарушение части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в оспариваемом ответе не имеется ссылок на действующие на момент рассмотрения уведомления нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации или федеральные законы, устанавливающие обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства, которым не соответствует объект капитального строительства, указанные в уведомлении административного истца.

Кроме того, само содержание ответа не подкреплено какими-либо допустимыми доказательствами, в суд административный ответчик также не представил доказательства наличия санитарно-защитной зоны взлетно-посадочной полосы.

В этой связи суд считает ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО8/исх от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, уведомление ФИО1 подлежит повторному рассмотрению.

Поскольку уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства подлежит рассмотрению органом местного самоуправления с изучением установленных норм, то суд не может возложить соответствующую обязанность, предварительно предопределив судьбу рассмотрения уведомления. Такие решения принимаются в административном порядке, суд не может принять на себя функцию соответствующего органа, подменяя его действия.

В этой связи требование подлежит удовлетворению частично с возложением обязанности рассмотреть уведомление на Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.

Требование о признании действия незаконным удовлетворено быть не может, поскольку административным истцом не указано на конкретное действие, а фактически оспаривается ответ, который является предметом рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО8/исх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта.

Обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве или реконструкции объекта, расположенном на земельном участке с кадастровым номером и дать ответ в установленный срок, а также сообщить об этом в Лаишевский районный суд Республики Татарстан.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Е. Рябин