ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1241/20 от 28.05.2020 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1241/2020

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Волгоград 28 мая 2020 года

Тракторозаводский районный суд гор. Волгограда

в составе председательствующего судьи Гоношиловой О.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требований указала следующее.

Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3ДАТА ИЗЪЯТА в рамках возбужденного в отношении администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП об организации проведения ликвидации свалок на территории АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которому с администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. ДАТА ИЗЪЯТА копия постановления о взыскании исполнительского сбора по почте поступила в администрацию АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда.

АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда от исполнения решения суда не уклоняется. С момента его вступления в законную силу пыталась организовать проведение ликвидации свалок, однако, при отсутствии в бюджете района денежных средств на эти цели обеспечить ликвидацию свалок в установленные решением суда сроки не представилось возможным. В администрацию Волгограда ежемесячно направлялись письма о выделении денежных средств для ликвидации свалок на территории АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда с целью исполнения решения суда. До настоящего времени денежные средства не выделены. Приступить к исполнению решения суда в отсутствии финансирования мероприятий по проведению для обеспечения организации ликвидации свалок конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд», администрация АДРЕС ИЗЪЯТ возможности не имеет. Судебный пристав-исполнитель информировался об изложенных обстоятельствах.

На основании ч.6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» административный истец просит освободить администрацию АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3 от ДАТА ИЗЪЯТА.

В заявлении об уточнении оснований административного иска представитель административного истца указал на то, что ДАТА ИЗЪЯТА свалка была ликвидирована, что подтверждается фотоматериалами.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административные исковые требования поддержала, пояснила вышеизложенные обстоятельства.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, не сообщил.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2,3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия закреплены в ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с данной нормой в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

Судом установлено следующее.

Тракторозаводским районным судом АДРЕС ИЗЪЯТ на основании решения суда по делу ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫа-1815/2019 от ДАТА ИЗЪЯТА выдан исполнительный лист, содержащий следующие требования « Обязать администрацию АДРЕС ИЗЪЯТ в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и об отходах производства и потребления, путем ликвидации скопления отходов производства и потребления, сгораемого бытового мусора ( свалки отходов), расположенной на территории, прилегающей к СНТ « Мичуринец» в овраге поймы реки Мечетка, общей площадью около 500 кв.м ( координаты: 48.839037, 44.615803)».

Из материалов исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП следует, что судебным приставом-исполнителем Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТДАТА ИЗЪЯТА на основании данного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП ( л.д.66).

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП получена администрацией АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда ДАТА ИЗЪЯТА ( л.д.65).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения ДАТА ИЗЪЯТА судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам ФИО3 вынесено постановление о взыскании с администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения ( л.д.62, 63,64).

Копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена администрацией АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда по почте ДАТА ИЗЪЯТА.

Нарушений законодательства при принятии судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора не допущено.

На момент рассмотрения настоящего дела решение суда исполнено. Исполнительное производство ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ « Об исполнительном производстве» ( л.д.61).

ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА администрация АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда обращалась к Главе Волгограда и руководителю департамента финансов администрации Волгограда с заявлениями о содействии в решении вопроса о выделении денежных средств на исполнение решений суда о возложении на администрацию АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда обязанности по обеспечению ликвидации скопления отходов и потребления (свалок).

ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА глава администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда обращался к руководителю департамента финансов администрации Волгограда с предложением о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и кассовый план, для выделения дополнительных ассигнований и кассового плана на уборку несанкционированных свалок на территории АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда, в том числе и по решениям судов.

В соответствии со справкой заместителя главы администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-р/57 от ДАТА ИЗЪЯТА финансирование на ликвидацию несанкционированных свалок в 2019 году не поступало. В планировании бюджета на 2020-2022 г.г. включена потребность на ликвидацию несанкционированных свалок в размере 4129,1 тыс. руб., из которых 2 641,2 тыс. руб. по решению суда.

АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда ежемесячно предоставляла в департамент финансов администрации Волгограда, правовое и контрольное управления аппарата главы Волгограда сведения о вступивших в силу решениях судов о ликвидации свалок на территории АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда и уведомляло об объеме требующихся для исполнения решений денежных средств ( л.д.13-21).

АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда (решение Волгоградской городской Думы от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда").

АДРЕС ИЗЪЯТ осуществляет, в том числе, полномочия по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района (п. ДАТА ИЗЪЯТА решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252 "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда".

В соответствии с пунктом 1.6 Положения об администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 « Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда» деятельность Администрации финансируется из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой.

Согласно Решению Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 г. № 5/113 « О бюджете Волгограда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»в ходе исполнения бюджета Волгограда в 2019 году, помимо случаев, предусмотренных статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись бюджета Волгограда могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда: в случае исполнения судебных актов и иных исполнительных документов по требованиям неимущественного характера, а также не связанным с передачей имущества.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1,2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Вместе с тем, доказательств отсутствия своей вины в нарушении установленных сроков добровольного исполнения требований исполнительного документа должником, обратившимся в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора, суду не представлено.

Приведенные в административном исковом заявлении обстоятельства (статус должника как органа местного самоуправления, бюджетное финансирование обязательств должника, отсутствие иных источников финансирования, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд) не дают суду основания полагать, что вина в неисполнении обязательства со стороны администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда полностью отсутствует, так как доказательств того, что должник предпринял с должной мерой заботливости и осмотрительности действия по своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что имелись иные непреодолимые обстоятельства, препятствующие исполнению этих действий в срок.

Поэтому оснований для освобождения администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда от взыскания исполнительского сбора у суда не имеется.

Вместе с тем, суд полагает, что эти обстоятельства служат основанием для уменьшения исполнительского сбора.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным максимально уменьшить размер взысканного с администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда исполнительского сбора на одну четверть, что составляет 12 500 рублей ( 50 000 х ? = 12500), то есть до 37500 рублей ( 50 000 – 12500 =37500).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации АДРЕС ИЗЪЯТ Волгограда к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3 об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДАТА ИЗЪЯТА - отказать.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП России по АДРЕС ИЗЪЯТФИО3 от ДАТА ИЗЪЯТА в рамках исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП, до 37 500 ( тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Федеральный судья О.А. Гоношилова