Дело № 2а-1241/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.
при секретаре Васильяди А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1241/2022 по административному иску ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО к Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что 17.01.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ УФССП России по Ростовской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения по исполнительному производству № в отношении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей по неисполнению заявителем решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.05.2020 года по делу № об обязании ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях совершить следующие действия: в соответствии с требованиям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189 и п. 14.10 Правил проектирования следственных изоляторов (СП 247.1325800.2016), утвержденных приказом Минстроя России от 15.04.2016 №1 245/пр, устроить в камерах № дощатые беспустотные полы с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию; в соответствии с требованиям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, п. 21.1, 21.2 и пп.138 п. 8.4 Правил проектирования следственных изоляторов (СП 247.1325800.2016.), утвержденных приказом Минстроя России от 15.04.2016 №245/пр, оборудовать в учреждении помещение радиоузла для трансляции сигналов от городской (проводной или радио) радиотрансляционной сети: установить радиодинамики во всех камерах и палатах медицинской части в нишах стен, огороженных металлической решеткой.
По мнению истца, обжалуемое постановление вынесено без учета вины должника. Истец указывает на то, что должником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области предпринят ряд мер по исполнению решения суда.
На основании изложенного, административный истец просит суд освободить ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, установленного постановлением от 17.01.2022 №.
Представитель административного истца по доверенности Губадова А.А. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО по доверенности Липчанская Д.А. в судебное заседание явилась, полагалась на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.05.2020 г. по делу № постановлено: «Исковые требования Заместителя прокурора Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области об обязании совершить действия - удовлетворить.
Обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
- в соответствии с требованиям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 и п. 14.10 Правил проектирования следственных изоляторов (СП 247.1325800.2016), утвержденных приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 245/пр, устроить в камерах № дощатые беспустотные полы с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию;
- в соответствии с требованиям ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, п. 21.1, 21.2 и пп.138 п. 8.4 Правил проектирования следственных изоляторов (СП 247.1325800.2016.), утвержденных приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 245/пр, оборудовать в учреждении помещение радиоузла для трансляции сигналов от городской (проводной или радио) радиотрансляционной сети; установить радиодинамики во всех камерах и палатах медицинской части в нишах стен, огороженных металлической решеткой.
Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в целях устройства в камерах № дощатых беспустотных полов с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию; оборудования в учреждении помещения радиоузла для трансляции сигналов от городской (проводной или радио) радиотрансляционной сети; установки радиодинамиков во всех камерах и палатах медицинской части в нишах стен, огороженных металлической решеткой.»
Решение вступило в законную силу.
Определением суда от 03.03.2021 г. ФКУ Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Ростовской области предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.05.2020г. по гражданскому делу № по иску Заместителя прокурора Ростовской области к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области об обязании совершить действия, предусмотренные законом до 31 декабря 2021 года.
19.04.2021 судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО возбуждено исполнительное производство №, установлен срок добровольного исполнения - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО от 17.01.2022 с ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Ссылаясь на наличие объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда, административный истец указывает, что требования пристава не могли быть исполнены в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, т.к. существуют особенности финансирования казенных учреждений и органов УИС, являющихся получателями средств федерального бюджета.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Роствоской области были направлены заявки в ГУФСИН России по Ростовской власти от 25.06.2020 №62/13/5598; от 17.07.2020 №62/13/10-6479; от 21.08.2020 №62 13/10-7664; от 28.09.2020 №62/13/10-8895; от 18.02.2021 №62/13/10-908; от 19.03.2021 №62/13/10-2320; от 08.06.2021 №62/13/10-5348; от 06.10.2021 №62/13/10- 9750. от 09.12.2021 №62/13/10-12069 о рассмотрении вопроса о выделении финансирования для оборудования в учреждении помещение радиоузла для трансляции сигналов от городской (проводной или радио) радиотрансляционной сети, и установке радиодинамиков во всех камерах и палатах медицинской части в нишах стен, огороженных металлической решеткой.
Также ГУФСИН России по Ростовской области в 2020 году были доведены лимиты бюджетных обязательств до ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, поступившие от главного распорядителя на приобретение строительных материалов для проведения капитального ремонта камер (устройство дощатых полов) по предписанию прокуратуры, решения суда.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области устранена часть выявленных нарушений в части устройства беспустотных полов с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию.
В полном объеме все камеры по решению Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.05.2020 № обеспечены беспустотными полами с трапециевидными лагами, втопленными в бетонную стяжку по бетонному основанию.
Судебному приставу-исполнителю и заместителю прокурора Ростовской области в декабре 2021 года направлялись письма с просьбой прибыть на территорию учреждения для составлении комиссионного акта о частичном исполнении судебного решения.
Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также: вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно- исполнительной системы.
Пункт 13 вышеуказанного акта, устанавливает: «Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете».
Распоряжением ФСИН России от 16.11.2010 № 260-р (в редакции от 15.07.2015) утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний». Смета по лимитам бюджетных обязательств по выполнению функций учреждений или органа УИС составляется на период одного финансового года. Структурные подразделений ФСИН России, ответственные за распределение бюджетных ассигнований по курируемым направлениям расходов на основании предложений территориальных органов распределяют территориальным органам ФСИН России денежные средства из лимитов бюджетных обязательств без изменения лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний».
В силу положений ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Отсутствие финансирования на возложенные на государство обязательства по созданию осужденным и лицам, содержащимся под стражей, надлежащих материально-бытовых условий, и по этим основаниям применение штрафа к уполномоченному органу, повлечет перечисление денежных средств, находящихся на счете уполномоченного органа, пропорционально в федеральный бюджет и бюджет Ростовской области, на территории которого зарегистрирован.
Согласно положениям ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств. Тем временем, административным истцом предпринимались активные действия для исполнения вступившего в законную силу решения суда. Неисполнение требований исполнительного документа в предусмотренный законом срок не является следствием виновного поведения должника.
В связи с этим, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.
Оценив в совокупности все обстоятельства, а также учитывая отсутствие вины ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, суд приходит к выводу об освобождении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО к Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростова-на-Дону УФССП РФ по РО об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2022 года.