Дело № 2а-1242/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Усть-Омчуг 11 ноября 2020 года
Хасынский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Горбачевой С.Д.,
с участием представителя административного истца генерального директора ЗАО «Маяк» ФИО1,
представителей заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа Магаданской области ФИО2, действующей на основании распоряжения №ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности №ДД.ММ.ГГГГ,
и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области Галимьяновой А.А., помощника прокурора Тенькинского района Магаданской области Сулина М.В.,
при секретаре Головко О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда Магаданской области в пос. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Маяк» к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области об оспаривании в части нормативных правовых актов органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Маяк» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области об оспаривании в части нормативных правовых актов органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с договором аренды земель для несельскохозяйственных нужд № от ДД.ММ.ГГГГ в пользовании ЗАО «Маяк» находится земельный участок площадью 10240 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - под производственную базу.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского района Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2013 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 0,5.
В дальнейшем пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 26.04.2016 года № 239-па, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2016 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 1,0.
Полагает, что, учитывая, что корректирующий коэффициент, при неизменных иных составляющих формулы определения ставки арендной платы за землю, является повышающим фактором арендной платы в два раза (повышение на 100 % по отношению к предыдущему нормативно-правовому акту), постановление № 239-па принято в нарушение п. 4 Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», п. 3 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Тенькинского района, утвержденного постановлением главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в соответствии с которыми размеры корректирующих коэффициентов должны рассчитываться путем применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством РФ.
Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2015 года составил 12,91, соответственно корректирующий коэффициент в 2016 года мог быть максимально повышен не более чем на 12,91 %, в то время как по факту повышение составило 100 %, что привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю более чем в 1,7 раз.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 19.12.2016 года № 606-па, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2017 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующий коэффициент (Кк) установлен 2,6.
Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2016 год составил 5,38, соответственно корректирующий коэффициент на 2017 год мог быть максимально повышен не более чем на 5,38 %, в то время как по факту он был повышен по сравнению с предыдущим периодом на 30 %, а учитывая незаконность повышения за предыдущий период на 77,5 %, незаконное повышение корректирующего коэффициента составило уже 520 % к уровню 2016 года и привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю более чем в 5 раз за два года. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2016 годы составил 18,29, соответственно, и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 118,29 %, но никак не 520 %.
Далее пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 04.09.2017 года № 308-па, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2018 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,9.
Полагает, что поскольку коэффициент инфляции за 2017 год составил 2,52, соответственно корректирующий коэффициент на 2018 год мог быть максимально повышен не более чем на 2,52 %, в то время как по факту он был повышен по сравнению с предыдущим периодом на 11,54 %, а учитывая незаконность повышения за предыдущие периоды, незаконное повышение корректирующего коэффициента составило уже 580 % к уровню 2016 года и привело к необоснованному и незаконному повышению стоимости арендной платы за землю без малого в 6 раз за три года. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2017 годы составил 20,81, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 120,81 %, но никак не 580 %.
Далее пунктом 7.2. приложения № 1 к Постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 30.11.2018 года № 303-па распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2019 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,0.
Коэффициент инфляции за 2018 год составил 4,27. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2018 годы составил 25,08, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 125,8 %, но никак не 580 %.
Далее пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2020 года, для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах № для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, корректирующей коэффициент (Кк) установлен 2,0.
Коэффициент инфляции за 2019 год составил 3,05. Суммированный уровень инфляции при этом за период с 2015-2019 годы составил 28,13, соответственно и повышение корректирующего коэффициента за указанный период на законных основаниях могло составить 128,13 %, но никак не 580 %.
На протяжении ряда лет арендная плата за землю выросла с 13271 руб. 04 коп. до 103841 руб. 76 коп. в год, то есть увеличилась на 782,47 % (почти в 8 раз), в то время как коэффициент инфляции в Российской Федерации за период с 2007 года по 2019 год включительно составил 110,35.
Указанное увеличение арендной платы произошло в результате перечисленных нарушений, как законодательства Российской Федерации, региональных законов и иных нормативных актов, так и муниципальных правовых актов.
Принятием и применением оспариваемых постановлений административный ответчик причинил и продолжает причинять административному истцу вред в виде одностороннего необоснованного увеличения арендной платы за арендуемый земельный участок, при этом на административного истца незаконно возложена обязанность уплаты указанной арендной платы в многократно завышенном размере.
Также административный истец указал, что в отношении ЗАО «Маяк» в настоящее время продолжают применяться прекратившие свое действие постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года, № 606-па от 19.12.2016 года, № 308-па от 04.09.2017 года, № 303-па от 30.11.2018 года, а также действующее постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 388-па от 27.12.2019 года, что подтверждается решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.07.2019 года, которым с ЗАО «Маяк» взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 808 от 15.10.2007 года за период с 01.04.2016 года по 01.04.2019 года, расчет которой произведен на основании оспариваемых нормативно-правовых актов, применяемых в спорный период. Таким образом, оспариваемые нормативно-правовые акты продолжают применяться к правоотношениям, установленным решением Арбитражного суда Магаданской области вплоть до его исполнения в полном объеме, в том числе в настоящее время.
На основании вышеизложенного административный истец просил суд признать недействующими со дня их принятия:
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 26.04.2016 года № 239-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в части «… для которых значение Кк х 1,0»;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 19.12.2016 года № 606-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,6»;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 04.09.2017 года № 308-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,9»;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 30.11.2018 года № 303-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,0»;
- пункт 7.3. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части «… для которых значение Кк х 2,0».
Определением от 25.09.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа Магаданской области.
Определением от 15.10.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Магаданской области.
В судебном заседании представитель административного истца -генеральный директор ЗАО «Маяк» ФИО1 на заявленных административных исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа Магаданской области в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против заявленных требований возражал по изложенным в отзыве основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Магаданской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в направленных в суд возражениях ввиду отсутствия процессуальной заинтересованности в рассматриваемом деле, оставил рассмотрение спора на усмотрение суда.
На основании положений ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и заинтересованного лица Правительства Магаданской области
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исследовав и оценив в совокупности письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
В силу положений ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно ч. 11 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, в полном объеме.
В силу положений ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 5, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25.12.2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (ч. 2 ст. 194, п. 1 ч. 8, ч. 11 ст. 213, п. 1 ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 28-30, 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25.12.2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения компетенции органом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» установлен для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.
Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на ДД.ММ.ГГГГ, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 25.04.2016 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 1,0.
Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» опубликовано в газете «Тенька» за № 19 от 06.05.2016 года.
Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2017 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.
Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2017 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 239-па от 26.04.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2017 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».
В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,6.
Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 52 от 23.12.2016 года.
Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2018 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.
Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2018 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 606-па от 19.12.2016 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».
Согласно п. 4 настоящее постановление подлежит официальному опубликованию (обнародованию), вступает в силу после официального опубликования (обнародования) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2018 года.
В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,9.
Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 35 от 08.09.2017 года.
Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2019 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.
Пунктом 3 постановлено считать с 01.01.2019 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 308-па от 04.09.2017 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».
Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2019 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».
В соответствии с п. 7.2 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,0.
Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за №№ 48-49 от 07.12.2018 года.
Пунктом 1 постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 388-па от 27.12.2019 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» установлен с 01.01.2020 года для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского городского округа по которым арендная плата устанавливается в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 19.02.2015 года № 121-пп с изменениями от 11.04.2015 года № 257-пп, корректирующий коэффициент (Кк) по видам функционального использования земель населенных пунктов согласно приложению № 1.
В силу п. 3 постановлено считать с 01.01.2020 года утратившим силу постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности».
Согласно п. 4 настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие и сохраняющиеся на 01.01.2020 года, подлежит обязательной публикации в газете «Тенька».
В соответствии с п. 7.3 Приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 303-па от 30.11.2018 года для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района, значение корректирующего коэффициента (Кк) установлено как 2,0.
Постановление администрации Тенькинского городского округа Магаданской области № 388-па от 27.12.2019 года «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» опубликовано в газете «Тенька» за № 52 от 27.12.2019 года.
Административным истцом оспариваются как несоответствующие содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, положения вышеуказанных нормативных правовых актов в части, устанавливающей значение корректирующего коэффициента для субъектов, арендующих земельные участки в кадастровых кварталах №, применяемого для расчета арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности, расположенными на территории Тенькинского района.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд № 808 от 15.10.2007 года, заключенного между администрацией Тенькинского района (арендодатель) и ЗАО «Маяк» (арендатор) в пользование ЗАО «Маяк» на условиях аренды передан земельный участок площадью 10240 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <...> вид разрешенного использования - под производственную базу.
В силу положений п. 2.2 договора аренды арендатор принял на себя обязательства вносить арендную плату за пользование участком в размере 13271 руб. 04 коп. согласно прилагаемому к договору Расчету арендной платы (приложение № 4). Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с федеральными законами, в связи с решениями администрации Тенькинского района, Тенькинского районного собрания представителей, а также централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшения арендной платы или полного освобождения от нее) с письменным извещением арендатора.
Поскольку оспариваемыми положениями постановлений администрации Тенькинского городского округа Магаданской области установлен размер корректирующего коэффициента, применяемого при исчислении размера арендной платы по вышеуказанному договору аренды, оспариваемые нормативные правовые акты, в том числе и утратившие силу, были применены в отношении административного истца и затрагивают его права и законные интересы.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 года установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащим им полномочий.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу положения п.п. 1, 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции по вопросам местного значения с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также официального опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.
Как следует из содержания административного искового заявления, оспариваемые нормативные правовые акты, по мнению истца, приняты в нарушение п. 4 Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», п. 3 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Тенькинского района, утвержденного постановлением главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в соответствии с которыми размеры корректирующих коэффициентов должны рассчитываться путем применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством РФ, то есть противоречат содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых постановлений администрации Тенькинского городского округа Магаданской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В силу положений п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В соответствии с п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений ст. 65 Земельного кодекса РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Соблюдением указанных принципов является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы и иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Применительно к рассматриваемому делу такими ставками и показателями являются коэффициенты, применяемые к базовой величине - кадастровой стоимости земельного участка.
На территории Магаданской области применяется Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года.
В силу положений п. 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка по формуле: А (величина годовой арендной платы, в рублях) = В (кадастровая стоимость земельного участка, в рублях) х С (процент от кадастровой стоимости земельного участка по видам разрешенного использования земельных участков) х Кк (корректирующий коэффициент).
В соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, корректирующий коэффициент для расчета арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, и порядок его определения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
На основании вышеуказанных нормативных актов главой Тенькинского района Магаданской области было издано постановление № 78 от 17.06.2009 года, которым утвержден Порядок определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п. 2 вышеуказанного Порядка размеры корректирующих коэффициентов ежегодно рассчитываются комитетом по управлению имуществом Тенькинского района и вносятся на рассмотрение главе Тенькинского района. Размеры корректирующих коэффициентов на соответствующий год устанавливаются главой Тенькинского района по видам функционального использования земельных участков и могут различаться в зависимости от категории земель, места расположения земельных участков и видов функционального использования земельных участков, а также могут устанавливаться понижающие корректирующие коэффициенты для физических и юридических лиц оказывающих социально-значимые услуги для населения Тенькинского района.
Согласно положениям п. 3 Порядка размеры корректирующих коэффициентов на 2010 год и последующие годы рассчитываются путем применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством, а также могут быть пересмотрены на основании федеральных законов и законов Магаданской области.
В силу п. 4 Порядка размеры корректирующих коэффициентов ежегодно утверждаются главой Тенькинского района до вынесения на Тенькинское районное Собрание представителей проекта решения о бюджете муниципального образования "Тенькинский район Магаданской области" на соответствующий финансовый год.
Таким образом, главой Тенькинского района реализованы предоставленные органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области в соответствии с п. 4 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года полномочия по установлению порядка определения корректирующего коэффициента для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тенькинского района.
Установленный порядок определения корректирующего коэффициента предусматривает возможность увеличения в связи с инфляционными процессами размера арендной платы, определяемой с учетом размера коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством.
Корректирующие коэффициенты в спорный период установлены оспариваемыми постановлениями администрации Тенькинского городского округа Магаданской области.
Постановление главы Тенькинского района Магаданской области № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» на день вынесения решения утратило силу в связи с принятием постановления № 279-па от 28.10.2020 года, но являлось действующим и применялось во время принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, таким образом, размер корректирующего коэффициента в спорный период должен был устанавливаться на основании положений, содержащихся в данном постановлении.
При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела в спорный период повышение корректирующего коэффициента в нарушение пункта 3 Порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановление главы администрации Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года, превышало установленный коэффициента инфляции, утвержденный действующим законодательством.
Так, пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами, производственные виды деятельности», расположенными в п. Усть-Омчуг, размер корректирующего коэффициента установлен - 2,0, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 0,5.
Установленные корректирующие коэффициенты применялись с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 26.04.2016 года № 239-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенными в п. Усть-Омчуг, с 01.01.2016 года размер корректирующего коэффициента установлен - 2,6, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 1,0.
При этом, коэффициент инфляции за предшествующий 2015 год составил 12,91, таким образом, корректирующий коэффициент мог быть повышен до 2,25 и 0,56 соответственно.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 19.12.2016 года № 606-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенными в п. Усть-Омчуг, с 01.01.2017 года размер корректирующего коэффициента установлен - 3,4, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 2,6.
При этом, коэффициент инфляции за 2016 год составил 5,38, таким образом, корректирующий коэффициент мог быть повышен до 2,74 и 1,05 соответственно, а с учетом инфляции от размера коэффициента, установленного постановлением администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па до 2,5 и 0,56 соответственно.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 04.09.2017 года № 308-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенными в п. Усть-Омчуг, с 01.01.2018 года размер корректирующего коэффициента установлен - 3,7, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 2,9.
При этом, коэффициент инфляции за 2017 год составил 2,52, таким образом, корректирующий коэффициент мог быть повышен при расчете от размера прошлого года до 3,48 и 2,6 соответственно, а с учетом инфляции размера коэффициента, установленного постановлением администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па, с условием предыдущего увеличения, до 2,56 и 0,6 соответственно.
Пунктом 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 30.11.2018 года № 303-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенными в п. Усть-Омчуг, с 01.01.2019 года размер корректирующего коэффициента установлен - 4,1, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 2,0.
При этом, коэффициент инфляции за 2018 год составил 4,47, таким образом, корректирующий коэффициент мог быть повышен до 3,8 и 3,02 соответственно, а с учетом инфляции размера коэффициента, установленного постановлением администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па, с условием предыдущего увеличения, до 2,67 и 0,62 соответственно.
Пунктом 7.3. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» для земельного участка с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенными в п. Усть-Омчуг, с 01.01.2020 года размер корректирующего коэффициента установлен - 4,28, для земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 49:06:030006, размер корректирующего коэффициента установлен - 2,0.
При этом, коэффициент инфляции за 2019 год составил 3,05, таким образом, корректирующий коэффициент мог быть повышен до 4,22 и 2,06 соответственно, а с учетом инфляции размера коэффициента, установленного постановлением администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 24.12.2013 года № 560-па, с условием предыдущего увеличения, до 2,75 и 0,63 соответственно.
Приведенные в обоснование возражений против заявленных административных исковых требований доводы административного ответчика, а также заинтересованного лица - комитета по управлению имуществом администрации Тенькинского городского округа о том, что повышение корректирующих коэффициентов для производственных видов деятельности за спорный период времени носило обоснованный характер, поскольку администрация Тенькинского городского округа на протяжении продолжительного времени не исполняла свою обязанность по ежегодному индексированию на уровень инфляции значения корректирующего коэффициента, тем самым недополучая доходы местного бюджета, с целью сохранения баланса интересов арендатора и арендодателя корректировка значения корректирующего коэффициента до уровня соответствующему совокупному росту инфляции за соответствующий период, проводилась поэтапно, в течение нескольких лет, в результате чего, повышая значение коэффициента на уровень больший, чем значение коэффициента инфляции в определенный период, лишь достигло цели - довести значение коэффициента до уровня, при котором бы оно соответствовало уровню при ежегодном индексировании, не свидетельствуют о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку постановлением главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года, утвердившим порядок определения корректирующих коэффициентов не предусмотрено определение их иным путем, кроме как ежегодного применения коэффициента инфляции, утвержденного действующим законодательством.
Оценивая доводы административного ответчика и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа об экономической обоснованности арендной платы, исчисленной с использованием примененного в отношении административного истца корректирующего коэффициента, суд приходит к следующему.
К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Размер арендной платы должен устанавливаться в соответствии с определенным уровнем экономической привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призван обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодатели и арендатора земельных участков.
Помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины ставки арендной платы и рассчитываемых значений коэффициентов.
Представленные в материалы дела документы, поименованные экономическим обоснованием к проектам оспариваемых административным истцом нормативно-правовых актов, не содержат доказательств того, что администрацией Тенькинского городского округа, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа производились какие-либо расчеты в целях экономического обоснования установления корректирующих коэффициентов по виду разрешенного использования земельных участков.
При этом, указание в экономическом обосновании к проекту постановления об установлении корректирующих коэффициентов, что проектом постановления фактически не устанавливаются новые коэффициенты, а предусмотрено утверждение аналогичных коэффициентов, действовавших ранее, с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, а также изложенные предложения в экономическом обосновании к проекту постановления об установлении корректирующих коэффициентов на 2016 год утвердить значения корректирующих коэффициентов с 01.01.2016 года с учетом совокупного индекса инфляции за период 2009-2012 годы, составившего 33, 82 %, в экономическом обосновании к проекту постановления об установлении корректирующих коэффициентов на 2017 год увеличить значения корректирующих коэффициентов для земель под промышленными объектами с 01.01.2017 года на совокупный индекс инфляции за период 2013-2016 годы, составившего 41,74 %, таким обоснованием не является.
Экономические обоснования оспариваемых коэффициентов ничем не подтверждены, данных об источниках информации, сведений о специалистах, проводивших оценку, примененной методике расчета коэффициента, не имеется.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии экономического обоснования установления корректирующего коэффициента.
Как установлено в ходе рассмотрения дела объяснениями заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа повышение корректирующего коэффициента в спорный период произведено в целях восстановления поступлений в бюджет в том объеме, в котором эти доходы должны были поступать при ежегодной индексации корректирующего коэффициента.
Таким образом, повышение корректирующих коэффициентов произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, исходя их экономической целесообразности. Повышение коэффициентов исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Произвольное установление органом местного самоуправления размера коэффициента за пользование земельным участком нарушает права административного истца в связи с необоснованным применением к арендной плате коэффициента, определенного без необходимого экономического обоснования.
Оценивая доводы заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа о том, что в отношении административного истца в спорный период времени был применен понижающий коэффициент, который является по своей сути льготой, и его изменение не может быть поставлено в зависимость от коэффициента инфляции, суд приходит к следующему.
Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности напрямую установлен постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года и может быть реализован посредством установления понижающих коэффициентов к размеру арендной платы для указанных субъектов.
Согласно Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 710 от 29.12.2017 года в целях применения вышеуказанного принципа целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями ст.ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ.
При применении данного принципа рекомендуется исходить из возможности отнесения видов деятельности к социально значимым в случае, если осуществляемая деятельность, например: направлена на реализацию социально значимой функции; относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы; имеет в соответствии с государственными программами соответствующую поддержку (пункты 24,25).
В порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.
В порядок определения размера арендной платы рекомендуется включать положения, в соответствии с которыми при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, освобожденным от уплаты земельного налога в соответствии с положениями ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ, предусматривается льготная ставка арендной платы, в соответствии с которой рассчитывается размер арендной платы на такие земельные участки, который может быть меньше размера земельного налога, исчисляемого в отношении соответствующего земельного участка (пункты 27,28).
В ходе рассмотрения дела не установлено, что административный истец оказывает социально-значимые услуги для населения Тенькинского района. Вместе с тем, для земельного участка, арендуемого ЗАО «Маяк» оспариваемыми нормативно-правовыми актами установлен понижающий коэффициент по отношению к коэффициенту, установленному для земельных участков с видом функционального использования «земли под промышленными объектами», расположенных в п. Усть-Омчуг.
Как следует из объяснений заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тенькинского городского округа, порядок определения размера понижающего корректирующего коэффициента не разработан.
При этом, суд полагает, что в отсутствие отдельного порядка определения размера понижающего коэффициента, учитывая положения постановления главы Тенькинского района № 78 от 17.06.2009 года, размер данного коэффициента не может устанавливаться произвольно и должен определяться также, исходя из применения коэффициента инфляции.
Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», п. 4 постановления Правительства Магаданской области № 121-пп от 19.02.2015 года «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», п. 3 постановления главы Тенькинского района Магаданской области № 78 от 17.06.2009 года «Об установлении порядка определения корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые на разграничена».
Поскольку выявлено несоответствие оспариваемых административным истцом положений нормативных правовых актов содержанию нормативных правовых актов, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица комитета по управлению имуществом администрации Тенькинского городского округа о наличии оснований для прекращения производства по делу, в связи с тем, что оспариваемые нормативные правовые акты, за исключением постановления администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» к моменту возбуждения производства по настоящему делу утратили силу, в связи с чем не могут в настоящее время расцениваться, как нарушающие права административного истца, являются несостоятельными.
Так, право на судебную защиту гарантируется ст. 46 Конституции РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 6-П от 31.05.2015 года, возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. В случае подтверждения такой возможности, производство по делу должно быть начато. Наличие либо отсутствие оснований для признания недействующим нормативного правового акта или отдельных его положений устанавливается в ходе судебного разбирательства.
Учитывая, что размер арендной платы в спорный период административному истцу исчислен с применением корректирующих коэффициентов, установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права административного истца.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок действия, должны быть признаны недействующими, суд применяет норму пп. 1 п. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой оспариваемые нормативные правовые акты могут быть признаны недействующими, в том числе со дня их принятия, поскольку признание отдельных положений оспариваемых постановлений, с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Закрытого акционерного общества «Маяк» к администрации Тенькинского городского округа Магаданской области об оспаривании нормативных правовых актов органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 26.04.2016 года № 239-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в части применения корректирующего коэффициента к размеру арендной платы для земельного участка в кадастровом квартале 49:06:030006, для которого значение Кк х 1,0;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 19.12.2016 года № 606-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части применения корректирующего коэффициента к размеру арендной платы для земельного участка в кадастровом квартале 49:06:030006, для которого значение Кк х 2,6;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 04.09.2017 года № 308-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части применения корректирующего коэффициента к размеру арендной платы для земельного участка в кадастровом квартале 49:06:030006, для которого значение Кк х 2,9;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 30.11.2018 года № 303-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части применения корректирующего коэффициента к размеру арендной платы для земельного участка в кадастровом квартале 49:06:030006, для которого значение Кк х 2,0;
- пункт 7.2. приложения № 1 к постановлению администрации Тенькинского городского округа Магаданской области от 27.12.2019 года № 388-па «Об установлении корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и муниципальной собственности» в части применения корректирующего коэффициента к размеру арендной платы для земельного участка в кадастровом квартале 49:06:030006, для которого значение Кк х 2,0.
Сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании, в котором официально были опубликованы нормативные правовые акты.
Копию решения суда по вступлении в законную силу направить в редакцию газеты «Тенька».
Взыскать с администрации Тенькинского городского округа Магаданской области в пользу ФИО1 судебные расходы, состоящие из оплаченной при подаче административного иска в суд государственной пошлины в размере 22500 (двадцать две тысячи пятьсот) рублей.
В апелляционном порядке решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения 20 ноября 2020 года.
Судья подпись С.Д. Горбачева