Дело № 2а-1243/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 25 апреля 2019 года
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Беляевой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании неправомерно возмещенного налога,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании неправомерно возмещенного налога на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 5558 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в качестве налогоплательщика. При обращении в налоговый орган для получения имущественного налогового вычета ФИО1 были допущены ошибки при заполнении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО1 неправомерна выплачена сумма в размере 5558 руб.
Дело на основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производствабез проведения устного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса
Согласно п. 4 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются.
Таким образом, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ применяются только к подлежащим налогообложению по ставке 13% (установленной п. 1 ст. 224 НК РФ) доходам физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ в соответствии с положениями ст. 207 НК РФ.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представлена налоговая декларация 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №. В декларации заявлены:
- социальный налоговый вычет, предусмотренный п.п.2 п. 1 ст.219 НК РФ «в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», в сумме 42750 руб.
Налоговая декларация была заполнена налогоплательщиком лично, общая сумма дохода, отраженная в декларации составляет 84420 руб., в связи с заявленными налоговыми вычетами налоговая база - 84420 руб.
Сумма налога, исчисленная к возврату из бюджета, составила 5558 руб.
Решением ИФНС по Ленинскому району г.Челябинска о возврате суммы излишне уплаченного налога № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был произведен возврат налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 5558 руб. Данные решения налоговым органом не отменялись.
При обращении в налоговый орган, ФИО1 были допущены ошибки при заполнении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ
В Раздел 2. «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке», были ошибочно внесены сведения:
в пункт 3 «Общая сумма доходов, за исключением доходов в виде дивидендов и в виде сумм прибыли контролируемых иностранных компаний» сумма дохода в размере 84420 руб, включена ошибочно, сумма должна быть 0 руб.
в пункт 5.1 «Общая сумма доходов в виде дивидендов и (или) в виде сумм прибыли контролируемых иностранных компаний» сумма дохода в размере 0руб., внесена ошибочно, сумма, указанная по строке, должна быть равна 84420 руб.
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, по расчету налогоплательщика составила 5558 (42750x13%=5558).
На основании чего, налоговым органом был произведен возврат налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в размере 5558 руб.
В связи с тем, что налогоплательщиком при заполнении налоговой декларации неправомерно заявлен налоговый вычет, образовались ошибки в Разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке», а налоговым органом данная ошибка не была установлена в ходе камеральной налоговой проверки, то налогоплательщику был предоставлен налоговый вычет в размере 5558 руб.
Соответственно, неправомерно возмещенный налог на доходы физических лиц за 2017 год составляет 5558 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. истцом в адрес ФИО1 направлено уведомление № об устранении выявленных нарушений, а также о необходимости возврата излишне перечисленной суммы налога. ДД.ММ.ГГГГ. истцом в адрес ФИО1 повторно направлено уведомление № об устранении выявленных нарушений, а также о необходимости возврата излишне перечисленной суммы налога. Возврат ответчиком полученных из бюджета денежных средств не произведен.
Налоговая выгода, которая была получена гражданином в виде необоснованного возмещения сумм НДФЛ из бюджетной системы, не может признаваться имуществом (денежными средствами), принадлежащим гражданину на законных основаниях.
В соответствии с п.4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.03.2017г. №9-П налоговым органом требования о взыскании с гражданина (налогоплательщика) неосновательного обогащения может быть заявлено в случае, если предоставление имущественного налогового вычета по НДФЛ обусловлено ошибкой самого налогового органа, требование налогового органа о взыскании неосновательного обогащения может быть им заявлено в суд в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).
С учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, изложенных в постановлении от 24.03.2017г., в случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что получение налогоплательщиком налогового вычета по НДФЛ при отсутствии для этого законных оснований означает неосновательное обогащение за счет бюджетных средств, что приводит к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.
Налоговая выгода, которая была получена гражданином в виде необоснованного возмещения сумм НДФЛ из бюджетной системы, не может признаваться имуществом (денежными средствами), принадлежащим гражданину на законных основаниях.
Обращение к способу исправления допущенных налоговыми органами ошибок при предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ через механизм неосновательного обогащения является вынужденной мерой для обеспечения соблюдения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.03.2017г. №9-П налоговым органом требования о взыскании с гражданина (налогоплательщика) неосновательного обогащения может быть заявлено в случае, если предоставление имущественного налогового вычета по НДФЛ обусловлено ошибкой самого налогового органа, требование налогового органа о взыскании неосновательного обогащения может быть им заявлено в суд в течение трех летс момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).
Исковое заявление о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный для подачи искового заявления.
Особенностью обязательств из неосновательного обогащения в налоговых отношениях является его субъектно-объектная характеристика, а также основания возникновения.
Субъектами данного обязательства являются потерпевший - государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, бюджет которого понес потери в виде недополученной суммы налога, и приобретатель-налогоплательщик. Объектом обязательства является не любое имущество, а только деньги, что обусловлено исключительно денежной формой уплаты налогов.
Особенностью неосновательного обогащения в рассматриваемом налоговом отношении является то, что приобретение (сбережение) денежных средств налогоплательщиком становится неосновательным, если его правовое основание отпало впоследствии.
Получение налогоплательщиком налогового вычета при отсутствии для этого законных оснований по существу является неосновательным обогащением за счет бюджетных средств, что может привести к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков (Постановление от 19.01.2017г. №1-П, определения от 02.10.2003г. №317-0, от 05.02.2004г. №43-0, от 08.04.2004г. №168-0).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.03.2017г. №9-П налоговый орган вправе использовать институт неосновательного обогащения, предусмотренный главой 60 ГК РФ для возврата задолженности, образовавшейся в результате получения гражданином имущественного налогового вычета по НДФЛ при отсутствии установленных законом оснований для его предоставления.
Содержащееся в гл. 60 ГК РФ правовое регулирование не исключает использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы, и, соответственно, обеспечения с его помощью баланса публичных и частных интересов.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинском району г. Челябинска неправомерно возмещенный налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5558 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Т.А.Беляева