ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1243/20 от 13.11.2020 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1243/2020

УИД 33RS0008-01-2020-002363-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный 13 ноября 2020 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Забродченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,

с участием

представителя административного истца Петраковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Гусь-Хрустальной городской общественной организации «Центр изучения боевых искусств «Виктория» о признании прекратившей деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) обратилось в Гусь-Хрустальный городской суд с административными исковыми требованиями к Гусь-Хрустальной городской общественной организации «Центр изучения боевых искусств «Виктория» (далее – Организация), в которых просило признать данную Организацию прекратившей свою деятельность и исключить ее из реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что Гусь-Хрустальная городская общественная организация «Центр Изучения Боевых искусств «ВИКТОРИЯ» внесена в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области Управления Минюста России по Владимирской области (далее - Управление) под регистрационным номером 3312010481, 09.03.2007 в ЕГРЮЛ под основным государственным регистрационным номером 1073300000223.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ведомственном реестре Управления адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Организации, по которому с ней осуществляется связь: 601505, Владимирская область, ул. Красных Партизан, д. 72/29, лицо, имеющее право действовать от имени Организации без доверенности: Президент - Енуков Валерий Викторович.

В соответствии с распоряжением Управления от 17.10.2018 № 430-р с 24.10.2018 по 21.11.2018 г. проведена плановая документарная проверка с целью установления соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с 21.10.2015 по 21.10.2018.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области с целью подготовки к проведению проверки подготовлены уведомления о проведении проверки, которые были направлены по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации (получено адресатом 22.10.2018) и домашнему адресу Енукова В.В. (вернулось в адрес Управления 22.11.2018).

По результатам проверки был составлен акт от 21.11.2018 № 30 и установлен срок представления документов - 24.10.2020 г. Однако в установленный срок документы представлены не были.

Проверкой установлено, что Организация осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного решением учредительного собрания 06.01.2007 г.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Организации целями деятельности Организации являются создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций и другими категориями населения.

В соответствии с пунктом 6.2 Устава Организации высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов, созываемое по мере необходимости, но не реже 1 (одного) раза в год.

Протоколы Общего собрания членов Организации в ходе проверки представлены не были, что позволяет сделать вывод о том, что фактически деятельность Общего собрания членов Организации не осуществляется, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6.3 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является Президиум, заседания которого проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Срок полномочий членов Президиума 5 лет.

Согласно сведениям контрольного дела Организации состав Президиума сформирован решением общего собрания членов 24.11.2011.

Протоколы заседания Президиума Организации в ходе проверки представлены не были, что позволяет сделать вывод о том, что фактически деятельность Президиума Организации не осуществляется, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ. При этом срок полномочий членов Президиума истек.

В соответствии с пунктом 6.6 Устава Организации лицо, имеющим без доверенности действовать от имени Организации, является Президент, избираемый Общим собранием членов Организации сроком на 5 лет.

Согласно сведениям контрольного дела Организации Президент избран на должность решением общего собрания членов 24.11.2011. Таким образом, срок полномочий Президента Организации истек.

В соответствии с пунктом 6.7 Устава Организации контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации осуществляет Ревизор, избираемый Общим собранием членов сроком на 5 лет.

Акты проверок Контрольно-Ревизионной комиссией Организации на проверку представлены не были.

Согласно сведениям контрольного дела Организации Ревизор избран на должность решением общего собрания членов 24.11.2011. Срок полномочий Ревизора истек.

В ходе проведения экспертизы Устава Организации выявлены следующие несоответствия законодательству Российской Федерации:

Пункт 1.6 Устава Организации не соответствует пункту 4 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Пунктом 1.6 Устава Организации предусмотрено право иметь собственную символику. Статьей 20 Федерального закона № 82-ФЗ установлено, что в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. Описание символики в Уставе Организации отсутствует.

Пунктом 2.2 Устава Организации предусмотрено право Организации проводить семинары, лекции, сборы с привлечением отечественных и зарубежных специалистов как в России, так и за рубежом. Однако, территория деятельности Организации в соответствии с пунктом 1.2 Устава Организации: г. Гусь-Хрустальный.

Пунктом 2.2 Устава Организации установлено, что Организация вправе осуществлять иную деятельность, связанную с достижением уставных целей, не запрещенную законодательством РФ. Однако, правоспособность общественных объединений, как некоммерческих организаций, определена пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ. Из содержания указанных норм следует, что общественное объединение вправе осуществлять не любые (иные) виды деятельности, не запрещенные законом, а лишь те, которые соответствуют целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах.

Вопреки требованиям пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающего возможность некоммерческой организации осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, пункт 2.2 Устава Организации содержит открытый перечень видов деятельности, который она вправе осуществлять.

Пунктом 2.5 Устава Организации предусмотрено право Организации осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако, вопреки требованиям пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающего возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Устава Организации не содержит перечень видов предпринимательской деятельности.

Пункт 5.1 Устава Организации не соответствует статье 19 Федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Права членов Организации, установленные пунктом 5.5 Устава Организации, не в полной мере соответствуют правам членов корпораций, определенным пунктом 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязанности членов Организации, установленные пунктом 5.6 Устава Организации, не в полной мере соответствуют обязанностям членов корпораций, определенным пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ.

Исключительная компетенция Общего собрания членов Организации как высшего органа не в полной мере соответствует исключительной компетенции высшего органа управления корпорации, установленной статьей 65.3 ГК РФ.

Раздел 2 Устава Организации содержит полномочия спортивных федераций, субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

В ходе проведения проверки выявлено, что в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией допускается нарушение положений Устава, в части:

несоблюдения установленного порядка осуществления руководства Организацией (заседания Общего собрания членов, Президиума не проводятся, сроки полномочий органов Организации истекли);

проверки финансово-хозяйственной деятельности Ревизором Организации не осуществляются.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация обязана информировать Управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН003 (утвержденной Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций») и в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение требования абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не представила информацию за 2014, 2015, 2016 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Также Организация, в соответствии с требованиями абзаца 4 части статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения (Управление), о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения, постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а в случае их изменения проинформировать Управление в установленный законом срок (три дня с момента происшедших изменений) об изменении сведений, указанных в пункте статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В нарушение указанных требований Федерального закона № 82-ФЗ Организация не уведомила Управление о продолжении деятельности в 2017 году с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях Организации в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

За нарушение требований статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организации были вынесены предупреждения о нарушении требований законодательства Российской Федерации:

-от 28.06.2016 № 33/03-1713, от 24.08.2016 № 33/03-2341, которые вернулись в адрес Управления с отметками «истек срок хранения», что свидетельствует о том, что Организацией не обеспечивается связь с Управлением.

-от 21.10.2016 № 33/03-2971, от 24.07.2017 № 33/03-2602, которые были получены представителем Организации по доверенности. Нарушения до настоящего времени не устранены.

21.11.2018 Управлением было вынесено и направлено по юридическому адресу (месту нахождения) Организации предупреждение № 33/03-3608 с указанием нарушений и со сроком их устранения до 25.12.2018, которое было получено адресатом 28.11.2018, что подтверждается уведомлением о вручении.

Также в нарушение требования абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не уведомила Управление о продолжении деятельности в 2018, 2019 годах с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях Организации в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не представила информацию за 2017, 2018 годы об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

За указанные нарушения Организации были вынесены предупреждения:

-от 17.05.2019 № 33/03-1848, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего органа Организации, которое вернулось в Управление 25.06.2019;-от 09.08.2019 № 33/03-2878, от 19.11.2019 № 33/03-4073, направленные по адресу (месту нахождения) постоянно действующего органа Организации, которые были получены адресатом, что подтверждается информацией с официального сайта Почты России.

Предупреждения от 17.05.2019 № 33/03-1848, от 09.08.2019 № 33/03-2878, от 19.11.2019 № 33/03-4073 в вышестоящий орган или суд обжалованы не были.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ указанные нарушения законодательства Российской Федерации являются основаниями для обращения органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, в суд с заявлением о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области Петракова И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях представитель административного ответчика Кармышев А.С. пояснял, что с иском не согласен, поскольку организация является действующей, занимается воспитанием детей и молодежи в г. Гусь-Хрустальном. При этом не оспаривал допущенные Организацией нарушения, указав, что это произошло вследствие юридической неграмотности и заявил о намерении устранить данные нарушения и не допускать их в дальнейшем.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно ранее представленному отзыву налоговая отчетность Организацией предоставляется своевременно, просили рассмотреть дело без участия их представителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как следует из статьи 8 указанного Федерального закона, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Судом установлено, что 09.03.2007 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об общественной организации «Центр Изучения Боевых искусств «ВИКТОРИЯ», ОГРН 1073300000223. Адресом (местом нахождения) указанного юридического лица является: 601505, Владимирская область, ул. Красных Партизан, д. 72/29.

На основании распоряжения начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области от 17.10.2018 г. № 430-р в период с 24.10.2018 по 21.11.2018 г. проводилась плановая документарная проверка общественной организации «Центр Изучения Боевых искусств «ВИКТОРИЯ» с целью установления соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, за период с 21.10.2015 по 21.10.2018 г.

В Организацию и президенту Организации Енукову В.В. были направлены уведомления о проверке.

По итогам проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области 21.11.2018 года составлен акт проверки № 30, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений и Устава организации (л.д.44 - 48).

В результате проверки выявлены нарушения действующего законодательства, подробно изложенные в административном исковом заявлении, которые по существу стороной административного ответчика не оспаривались.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением выносились предупреждения от 21.11.2018 № 33/03-3608, от 17.05.2019 № 33/03-1848, от 09.08.2019 № 33/03-2878, от 19.11.2019 № 33/03-4073.

Сведений об обжаловании указанных предупреждений в установленном законодательством Российской Федерации порядке суду не предоставлено.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественной организации являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления от 18 июля 2003 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Согласно Уставу Организации ее основанными целями является, в том числе, создание условий и организация развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с гражданами, в том числе, с детьми.

Каких-либо данных, свидетельствующих о получении денежных средств от международных или иностранных организаций либо информации об обращении граждан на незаконные действия организации суду не предоставлены.

Согласно сведениям налогового органа налоговая отчетность Организацией предоставляется своевременно, сведений о нарушении Организацией законодательства о налогах и сборах также не имеется.

Кроме того, как следует из предоставленных суду сведений (л.д. 124 – 131) несовершеннолетние воспитанники Организации в период с 2014 г. по 2020 г. участвовали в соревнованиях по различным видам единоборств, на которых они занимают призовые места.

Данная деятельность, по мнению суда, соответствует государственной политике в области физического развития молодежи и пропаганды здорового образа жизни.

Судом также установлено, что в деятельности Организации действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в ходе проведенной проверки.

Между тем характер допущенных нарушений и их последствия, по мнению суда, не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, поскольку данные нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица.

В данном случае по делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении административного ответчика исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона, учитывая, что административным истцом не приведено доказательств применения к административному ответчику каких-либо иных мер воздействия в целях устранения выявленных нарушений и недейственности таких мер.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области требований о ликвидации Гусь-Хрустальной городской общественной организации «Центр изучения боевых искусств «Виктория».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Гусь-Хрустальной городской общественной организации «Центр изучения боевых искусств «Виктория» о признании прекратившей деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Е.В. Забродченко

Мотивированное решение изготовлено 26.11.2020 г.

Судья Е.В. Забродченко