2а-1243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Яцуковой А.А., при секретаре Гаджигайыбовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань ул.Савушкина д.3 корп.1 административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области к Попову ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Астраханской области обратилась в суд с требованиями к Попову А.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций, в обоснование требований, указав, что административный ответчик стоит (состоял) на налоговом учете в качестве налогоплательщика налога на доходы физических лиц. В нарушение закона Попов А.Ю. имеет задолженность по налогам на доходы физических лиц: штраф за период 2016, 2017 в размере 8638,25 рублей.
Однако до настоящего момента сумма исчисленных Инспекцией штрафов налогоплательщиком не уплачены. Руководствуясь ст. 69, 70 НК РФ должнику были направлены требования об уплате.
В судебный участок <данные изъяты> направлено заявление о вынесении судебного приказа, на основании поданного возражения, судебный приказ отменен <дата обезличена>.
Просят суд взыскать с Попова А.Ю. задолженность по налогам на доходы физических лиц: штраф за период 2016, 2017 в размере 8638,25 рублей.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Астраханской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Попов А.Ю. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Негерев О.С. в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме в соответствии с положениями ст. 292 КАС РФ, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно л п.4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в силу ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации Попов А.Ю. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, так как получил доход от источников в Российской Федерации, а именно являлся арбитражным управляющим в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и осуществлял профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В соответствии с пп.10 п. 1 ст. 208, ст. 209 и пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ доходы, полученные Поповым А.Ю. от осуществления регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц, который должен уплачиваться в бюджет арбитражным управляющим самостоятельно как лицом, занимающимся частной практикой.
В соответствии с п.5 ст. 227 и п.1 ст. 229 ч.2 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления декларации за 2016 год - не позднее 02.05.2017г., фактически декларация за 2016 год представлена Поповым А.Ю. 02.05.2017г., т.е. своевременно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основании указанной декларации, составила 0 руб.
<дата обезличена> Попов А.Ю. представил уточненную налоговую декларацию за 2016г. <дата обезличена> Попов А.Ю. представил вторую уточненную декларацию за 2016г. <дата обезличена> Попов А.Ю. представил третью уточненную декларацию за 2016г. Камеральные налоговые проверки по данным уточненным декларациям были перенесены на четвертую уточненную декларацию, представленную Поповым А.Ю. <дата обезличена>
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основании четвертой уточненной декларации от <дата обезличена>, составила <данные изъяты>
В соответствии с п.6 ст.227 общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Cрoк уплаты налога за 2016 год на момент представления уточненной налоговой декларации истек 17.07.2017.
Сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет на основании уточненной декларации за 2016 год не уплачена, по состоянию расчетов с бюджетом на <дата обезличена> за Поповым А.Ю. числится недоимка по налогу на доходы физических лиц сумме <данные изъяты>
В соответствии с пп.1 п. 4 ст. 81 ч. 1 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижении подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечёт взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора) на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
Поскольку Попов А.Ю. не выполнил условие пп.1 п.4 ст.81 Налогового кодекса РФ, а именно: до представления уточненной налоговой декларации по налогу на доходы за 2016 год (до 18.06.2019г.) не уплатил недостающую сумму налога в размере 229 474 рублей и соответствующие ей пени, он не может быть освобожден от ответственности.
Данные факты зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки <№> от <дата обезличена>, который отправлен Попову А.Ю. по почте <дата обезличена> заказным письмом и считается врученным на шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). В силу ст. 122 Налогового кодекса РФ сумма штрафа составила: 229 474руб.*20%=45894,80 рублей.
Поповым А.Ю. 18.06.2019г. было заявлено ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих ответственность.
В соответствии с п.3 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Руководствуясь положениями пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении ходатайства Попова А.Ю. инспекция приняла решение о снижении размера штрафа в 8 раз.
С учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа по ст. 122 НК РФ составила: 45 894,80 руб.: 8=5 736,85 руб. Обстоятельств, предусмотренных ст. 109, п.2 ст. 112 Налогового кодекса РФ, в ходе проведения проверки не установлено.
Кроме того срок представления декларации за 2017 год - не позднее 03.05.2018г., фактически декларация (первичная) за 2017 год представлена Поповым А.Ю. 02.11.2018г., т.е. позже установленного срока на 7 месяцев (5 полных и 2 неполных), что является нарушением п.6 ст.80 ч.1 НК РФ и п.5 ст.227 ч.2 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основании указанной декларации, составила 189 362 рубля.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей на основании пункта 1 статьи 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
18.06.2019 Попов А.Ю. представил уточненную налоговую декларацию №4 за 2017г. в связи с обнаружением ошибок, не приводящих к занижению налоговой базы. Сумма налога к уплате по уточненной декларации составила 77369 руб. (на 111993 руб. меньше по сравнению с первичной). Данные факты зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки <№> от <дата обезличена>, который отправлен Попову А.Ю. по почте <дата обезличена> заказным письмом и считается врученным на шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Налоговая инспекция на основании п.1 ст.119 НК РФ рассчитала сумму штрафа следующим образом.
Поскольку расчетная сумма штрафа более 30% (77369 руб.*5%*7 месяцев), то на основании п.1 ст.119 Налогового кодекса РФ штраф составляет: 77369руб.*30%=23210,70руб.
Поповым А.Ю. 18.06.2019г. было заявлено ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих ответственность.
Рассмотрев заявленное плательщиком ходатайство, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ, инспекция приняла решение о снижении размера штрафа в 8 раз. С учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа по п.1 ст.119 НК РФ составила: 23210,70 руб.:8=2 901,34 рубль.
Требование <№> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на <дата обезличена>, направлено в адрес ответчика, по уплате общей задолженности в сумме 1 108 089,56 рублей, в том числе по налогам 924 210,97 рублей, включая вышеуказанные налоги, срок исполнения в добровольном порядке установлен до <дата обезличена>.
Положениями статьи 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) в силу статьи 69 Налогового Кодекса РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В пункте 4 статьи 69 Налогового Кодекса РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
<дата обезличена> мировым судьей <данные изъяты> вынесен судебный приказ в отношении Попова А.Ю. о взыскании задолженности по уплате штрафа.
Определением мирового судьи <данные изъяты> от <дата обезличена> судебный приказ отменен в виду поступления возражения Попова А.Ю. относительно исполнения судебного приказа.
С настоящим иском истец обратился <дата обезличена>, о чем свидетельствует почтовый штамп.
Решением <данные изъяты> от <дата обезличена> установлен факт неуплаты Поповым А.Ю.задолженности по неисполненному требованию по уплате налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>
В соответствии с требованиями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Материалами дела подтверждается, что Попов А.Ю. возложенную на него обязанность не исполнил, требование налогового органа об уплате штрафа оставил без удовлетворения, в том числе представил возражения относительно исполнения судебного приказа о взыскании с него штрафа; судебный приказ по просьбе налогоплательщика был отменен, после чего налоговый орган, убедительно последовательно выражая волю на взыскание с налогоплательщика обязательных платежей своевременно реализовал свое право путем обращения в районный суд с административным исковым заявлением к Попову А.Ю. о взыскании налоговой задолженности.
Ответчиком данные о размере налога, пени, подлежащих уплате, не оспорены.
Документы, свидетельствующие о погашении указанной задолженности, либо документы, свидетельствующие об отсутствии данной задолженности, от ответчика в суд не поступали.
Исходя из содержания п. 3 ч. 1 ст. 45 КАС РФ, стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе представлять доказательства. В свою очередь указанному праву в соответствии со ст. 62, КАС РФ корреспондирует обязанность истца доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафа в полном объеме.
Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административный истец освобожден от оплаты государственной пошлины, с учетом положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Астраханской области к Попову ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций- удовлетворить.
Взыскать задолженность по неисполненным требованиям с Попова ФИО7: задолженность по налогам на доходы физических лиц: штраф за период 2016, 2017 в размере 8638,25 рублей.
Взыскать с Попова ФИО8 в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021 года.
Судья А.А. Яцукова