ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1243/2022 от 25.07.2022 Абинского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2А-1243/2022г.

УИД 23RS0001-01-2022-001784-35

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«25» июля 2022 г. г. Абинск

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Осташевского М.А.,

при секретаре Стрелецкой Н.Г.,

с участием административного истца Морозова Е.В.,

представителя административного истца Марковой Е.М.,

представителя административного ответчика администрации Абинского городского поселения Абинского района Ефимовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному исковому заявлению Морозова Е.В. к администрации Абинского городского поселения о признании незаконным отказа административного ответчика от 12 мая 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., расположенного по адресу:, на кадастровом плане территории и обязании администрации Абинского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Морозов Е.В. обратился в Абинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Абинского городского поселения Абинского района, в котором просит признать действия администрации Абинского городского поселения по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., расположенного по адресу:, на кадастровом плане территории. Также, просит обязать администрацию Абинского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка площадью 352 кв.м., в на кадастровом плане соответствующей территории. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Морозов Е.В. обратился в администрацию Абинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., в для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане соответствующей территории. Решением администрации Абинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Морозову Е.В. отказано в утверждении схемы в связи с нецелесообразностью расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован тем, что земельный участок находится в зоне затопления и его формирование нецелесообразно. Морозов Е.В. полагает, что отказ администрации Абинского городского поселения не содержит конкретных правовых оснований препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка. Достаточных доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах зоны, подверженной риску наводнения, а также что участок находится в границах водоохраной зоны не представлено. На основании изложенного, Морозов Е.В. вынужден обратиться в суд с данным административным иском.

Административный истец Морозов Е.В. и его представитель Маркова Е.М. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации Абинского городского поселения Ефимова Е.С. в судебном заседании возражала против административного искового заявления, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также постановлением администрации Абинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». В апреле 2022 года Морозов Е.В. обратился в администрацию Абинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно земельного участка площадью 332 кв.м., расположенного в , напротив , но получил отказ по следующим основаниям. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о регистрации права за административным истцом. Кроме того, согласно правилам землепользования и застройки Абинского городского поселения, утвержденных решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ2 года -с (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ-с), спорный земельный участок расположен в границах: территориальной зоны Ж-1Б зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы; водоохраной зоны. Более того, согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок расположен в границах: зона затопления; частично-прибрежной защитной полосы. К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохраные зоны, зоны затопления, подтопления. Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению, которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако указанный земельный участок, отнесен к зоне затопления территории городского поселения при половодьях и паводках реки Абин, реки Адегой 1% обеспеченности. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления. В соответствии с п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. Пунктом 5 указанной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. В связи с тем, что формируемый земельный участок находиться в зоне затопления, администрация считает, что его формирование нецелесообразно, поскольку он не может являться предметом аукциона. ДД.ММ.ГГГГ администрацией был дан отказ административному истцу в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., расположенного в , в кадастровом квартале . На основании изложенного, администрация Абинского городского поселения Абинского района считает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Морозов Е.В. обратился в администрацию Абинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., в , для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Абинского городского поселения Морозову Е.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нецелесообразностью его использования, поскольку земельный участок находится в зоне затопления и он не может являться предметом аукциона. Также разъяснено, что в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о регистрации права на данный земельный участок за Морозовым Е.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости формируемый земельный участок площадью 352 кв.м. в , имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Однако, расположен в границах зоны затопления; частично в прибрежной защитной полосе. В соответствии с п.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также постановлением администрации Абинского городского поселения от 29 декабря 2018 года №1898 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

В соответствии с п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.

Согласно правилам землепользования и застройки Абинского городского поселения, утвержденных решением Совета Абинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ2 года -с (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ-с), спорный земельный участок расположен в границах: территориальной зоны Ж-1Б- зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы; водоохранной зоны.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению, которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке.

Однако спорный земельный участок, отнесен к зоне затопления территории городского поселения при половодьях и паводках реки Абин, реки Адегой 1% обеспеченности. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

В соответствии с ч.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Согласно ч.5 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Морозов Е.В. в обоснование заявленных требований ссылается на то, что администрацией Абинского городского поселения не представлено конкретных правовых оснований препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка, а также доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах зоны, подверженной риску наводнения.

Вместе с тем, суд не может принять данные доводы во внимание, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый Морозовым Е.В. земельный участок рассоложен в границах зоны затопления, частично-прибрежной защитной полосы.

Определение границ зон затопления и подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360 (ред. от 07.09.2019) «О зонах затопления, подтопления» (вместе с «Положением о зонах затопления, подтопления») границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и могут быть изменены в порядке, предусмотренном указанными правилами, в том числе при внесении изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий.

Согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета Абинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-с земельный участок, расположенный по адресу:, находится в границах территориальной зоны Ж-1Б – зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птиц; водоохраной зоны.

В силу п.1 ст.67 Водного кодекса РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Согласно ч.3 ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий осуществляются следующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса: в границах зон затопления, подтопления запрещаются: строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, в соответствии с п.3 которых границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Границы зон затопления, подтопления на местности не обозначаются.

Следовательно, принимая во внимание, что земельный участок площадью 352 кв.м., в находится в зоне затопления и строительство объектов недвижимости на данном участке запрещено, администрация Абинского городского поселения обосновано пришла к выводу, что формирование испрашиваемого Морозовым Е.В. земельного участка нецелесообразно, поскольку он не может являться предметом аукциона.

Кроме того, утверждать схему расположения земельного участка является правом администрации Абинского городского поселения, а не обязанностью, и в случае отсутствия необходимости земельный участок не может быть предметом аукциона, одного лишь желания административного истца на предоставление ему этого земельного участка недостаточно.

Таким образом, поскольку для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод или незаконное привлечение к ответственности, а в судебном заседании факт несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту не установлен, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать Морозову Е.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным отказа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., расположенного по адресу:, на кадастровом плане территории и обязании администрации Абинского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Морозова Е.В. к администрации Абинского городского поселения Абинского района о признании незаконным отказа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 352 кв.м., расположенного по адресу:, на кадастровом плане территории и обязании администрации Абинского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка, - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня со дня составления решения в окончательной форме.

Решение суда составлено в окончательной форме 26 июля 2022 года.

Председательствующий