ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1244/15 от 29.01.2016 Правобережного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело ........а-127/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Беслан 29 января 2016 года

Правобережный районный суд РСО-Алания в составе судьи Тавитова З.Б., при секретаре судебного заседания Вдовиной М.А.,с участием представителя истца старшего помощника прокурора Правобережного района РСО-Алания Габисова В.В., представителя ответчика ликвидационной комиссии Правобережного района РСО-Алания – Дауровой Д.В., по доверенности от 15.01.2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Правобережного района РСО-Алания к ликвидационной комиссии АМС Правобережного района РСО-Алания» (далее МП «БРСУ») о признании действий (бездействий) незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Правобережного района РСО-Алания обратился в суд с административным иском к ликвидационной комиссии АМС Правобережного района РСО-Алания», в котором просит признать незаконными бездействия ликвидационной комиссии АМС Правобережного района, выразившееся в том, что никаких действенных мер по ликвидации МП «БРСУ» с <дата> не предпринято, до настоящего времени не утвержден промежуточный ликвидационный баланс; не установлена очередность удовлетворения требований кредиторов, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса; не произведена выплата денежных сумм кредиторам МП «БРСУ» в порядке очередности; не уведомлены под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения работники предприятия и не уведомлен профсоюзный орган о предстоящем увольнении; обязать ликвидационную комиссию АМС Правобережного района РСО-Алания устранить допущенные нарушения, а именно утвердить промежуточный ликвидационный баланс; установить очередность удовлетворения требований кредиторов, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса; произвести выплату денежных сумм кредиторам МП «БРСУ» в порядке очередности; уведомить под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения работников предприятия и уведомить профсоюзный орган о предстоящем увольнении, принять финансово-хозяйственные документы, книги регистрации о приеме и увольнении сотрудников, печати, штампы, чековые и расчетные книжки.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Правобережного района РСО-Алания неоднократно проводились проверки по обращениям работников «БРСУ», в ходе которых установлено, что указанное предприятие функционирует с 1975 года. На момент образования оно находилось в подчинении «Ремстройтрест» при министерстве ЖКХ Республики. Постановлением Совета министров СОАССР от 20.04.1993 года №46 «О передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность Правобережного района» Бесланское ремонтно-строительное управление передано в муниципальную собственность района. Главой АМС Правобережного района РСО-Алания Агаевым А.Г. в соответствии со ст.ст. 61-64 ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Устава МО Правобережного района <дата> года издано Постановление №........, которым предусмотрено ликвидировать МП «БРСУ»; назначить ликвидационную комиссию; с момента назначения ликвидационной комиссии передать ей полномочия по управлению делами; ликвидационной комиссии провести мероприятия по ликвидации МП «БРСУ», в соответствии с действующим законодательство; в трехдневный срок с момента подписания вышеуказанного постановления предупредить директора МП «БРСУ» о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия. Проверкой, проведенной прокуратурой Правобережного района РСО-Алания в 2013 году, установлено, что АМС Правобережного района РСО-Алания не были соблюдены все требования, предусмотренные нормами законодательства, а именно не определены сроки ликвидации, не определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым ликвидационная комиссия может начать расчет с кредиторами только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса; ликвидационная комиссия не поместила в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; не произведены выплаты денежных сумм кредиторам МП «БРСУ» в порядке очередности; не уведомлены под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения работники предприятия; не уведомлен профсоюзный орган о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации не менее чем за три месяца до увольнения. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой Правобережного района РСО-Алания в адрес АМС Правобережного района РСО-Алания было вынесено представление № 31-2012 от <дата> года. Согласно письму АМС Правобережного района РСО-Алания № ........ от <дата> года) администрацией района были приняты меры по регистрации принятого решения о ликвидации в налоговом органе, директор предприятия Дзгоев И.А. уведомлен о предстоящем увольнении. Провести весь комплекс мероприятий, связанных с ликвидацией предприятия, не представилось возможным, в связи с тем, что Дзгоев И.А. препятствовал их проведению, а именно не предоставлял бухгалтерско-хозяйственную документацию и печати. В ходе проверки проведенной прокуратурой Правобережного района РСО-Алания в июне 2015 года, главе АМС Правобережного района РСО-Алания направлено требования о предоставлении информации о причинах несоблюдения требований закона при осуществлении процедуры ликвидации МП «БРСУ». Из полученного ответа усматривается, что ликвидационной комиссии было предписано провести предусмотренные законом мероприятия. Однако, ликвидационная комиссия не может изъять в МП «БРСУ» печати, штампы, чековые и расчетные книжки, а так же бухгалтерские документы в связи с тем, что руководство предприятия создает препятствия по исполнению предусмотренных законом требований. Согласно информации АМС Правобережного района РСО-Алания, Дзуцев И.А. уклоняется от исполнения требований закона. В связи с вышеизложенным прокурор Правобережного района РСО-Алания обратился с настоящим административным иском в суд.

Представитель административного истца Габисов В. исковые требования просил удовлетворить по изложенным основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Даурова Д.В. административные исковые требования не признала, считала, что ликвидационная комиссия по ликвидации МП «БРСУ» не бездействует. Пояснила, что <дата> Главой АМС Правобережного района РСО-Алания было издано постановление и сформирована ликвидационная комиссия. <дата> года в адрес директора МП «БРСУ» Дзгоева И.А. было направлено уведомление о предстоящем расторжении трудового договора в связи с ликвидацией предприятия. <дата> года в адрес директора Дзгоева И.А. было направлено уведомление с просьбой передать комиссии по акту приема-передачи печати, штампы, чековые и расчетные книжки, бухгалтерские документы ликвидируемого предприятия, однако, он проигнорировал указанную просьбу. В соответствии с требованиями закона, ликвидационной комиссией проведена следующая работа: зарегистрирована процедура регистрации в регистрирующем органе; дана публикация в официальном издании о ликвидации предприятия; направлены запросы в МРИ ФНС России №3 по РСО-Алания и органы осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов с целью установления задолженности предприятия перед ними; направлены запросы в МРИ ФНС России №3 по РСО-Алания и ГУ-УПФР по Правобережному району РСО-Алания с целью установления лиц, с которыми предприятие возможно состоит в трудовых отношениях; проведена работа по выявлению кредитных учреждений, в которых открыты расчетные счета предприятия. Из сведений, предоставленных налоговой инспекцией и пенсионным фондом, невозможно определить точное количество работников, так как эти сведения разнятся. С момента начала процедуры ликвидации по настоящее время обращений от сотрудников, работавших на предприятии, в ликвидационную комиссию не поступало. 25.08.2015 года ликвидационная комиссия приехала на предприятие для проведения ликвидационных процедур, однако, отстраненный от управления бывший директор предприятия Дзгоев И.А. отказался давать ключи от помещений административного здания предприятия и хозяйственных построек, а так же передавать финансово-хозяйственную документацию, в связи с чем, ликвидационная комиссия не может осуществлять необходимые мероприятия по доведению процедуры ликвидации до конца. АМС Правобережного района РСО-Алания неоднократно обращалась в прокуратуру Правобережного района РСО-Алания, в правоохранительные органы с просьбой принять меры к бывшему директору БРСУ Дзгоеву И.А. по устранению препятствий в работе ликвидационной комиссии. На основании изложенного просит в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему.

В соответствии с п.2, п.3 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Согласно ст.63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым ликвидационная комиссия может начать расчет с кредиторами только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а сам промежуточный баланс может быть составлен не ранее 2 месяцев после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

В силу ст.180 ТК РФ О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с п.2 ст.12 ФЗ от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях деятельности» о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации, необходимо уведомить профсоюзный орган не менее чем за три месяца до увольнения.

Постановлением № 236 от 18.05.2012 года было постановлено ликвидировать МП «БРСУ», назначить ликвидационную комиссию, которой передать все полномочия по управлению предприятием с момента назначения вышеуказанной комиссии. Ликвидационной комиссии провести мероприятия по ликвидации МП «БРСУ» в соответствии с действующим законодательством.

22.02.2013 года прокуратурой Правобережного района РСО-Алания было вынесено представление в адрес АМС Правобережного района РСО-Алания об устранении нарушений законодательства по ликвидации МП «БРСУ».

В письме АМС Правобережного района РСО-Алания от <дата> года № ........ приведен перечень проведенных ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации МП «БРСУ».

18.06.2013 года прокуратурой Правобережного района РСО-Алания в адрес АМС Правобережного района РСО-Алания вынесено предписание о предоставлении сведений по проведенным ликвидационным мероприятиям.

Как усматривается из письма АМС Правобережного района РСО-Алания №1806 от 23.06.2015 года, руководитель предприятия БРСУ Дзгоев И.А. создает препятствия в проведении мероприятий по ликвидации организации.

Как установлено судом, требование прокурора о необходимости проведения предусмотренных законом мероприятий по ликвидации предприятия ликвидационной комиссией АМС Правобережного района РСО-Алания не выполнено.

Доводы представителя ликвидационной комиссии Дауровой Д.В. о невозможности выполнения мероприятий по ликвидации предприятия МП «БРСУ» суд признает необоснованными, так как они не подтверждены доказательствами.

Представителем административного ответчика не представлены доказательства, подтверждающие, что ликвидационная комиссия предприняла все возможные меры для выполнения мероприятий по ликвидации МП «БРСУ», в том числе путем предъявления требований к бывшему руководителю организации о передаче финансово-хозяйственной документации, а в случае отказа путем обращения с соответствующими требованиями в правоохранительные и (либо) судебные органы.

Суд, учитывая изложенное, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Правобережного района РСО-Алания обоснованы и подлежат удовлетворению, так как ликвидационной комиссией не проведены необходимые мероприятия по ликвидации МП «БРСУ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Правобережного района РСО-Алания удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ликвидационной комиссии АМС Правобережного района РСО-Алания.

Обязать ликвидационную комиссию АМС Правобережного района РСО-Алания устранить допущенные нарушения, а именно: утвердить промежуточный ликвидационный баланс; установить очередность удовлетворения требований кредиторов, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса; произвести выплату денежных сумм кредиторам МП «БРСУ» в порядке очередности; уведомить под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения работников предприятия и уведомить профсоюзный орган о предстоящем увольнении, принять финансово-хозяйственные документы, книги регистрации о приеме и увольнении сотрудников, печати, штампы, чековые и расчетные книжки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Правобережный районный суд РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Тавитов З.Б.