ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1244/2022 от 14.03.2022 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-1244/2022

УИД 26RS0001-01-2022-001252-044

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 14.03.2022

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кулиевой Н.В.,

при секретаре Юрковой Ю.В.,

с участием представителя административного истца прокурора <адрес> – помощника прокурора <адрес>Минаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению, предъявленному заместителем прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

заместитель прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Промышленный районный суд <адрес> с вышеуказанным административным исковым заявлением в обоснование, которого указано, что <адрес> проведена проверка, в ходе которой в результате мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») выявлен сайт, на котором доступна информация, пропагандирующая или предлагающая услуги по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов: <данные изъяты>. Данная информация находится в свободном доступе, предназначена для неопределенного круга лиц.

C помощью интернет-сервиса https://2ip.ru/whois.com/ установлено, что правообладатель вышеуказанного интернет-ресурса на территории Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, установить его не представляется возможным, в то время как по вышеуказанному интернет-ресурсу в настоящее время осуществляется распространение информации пропагандирующей или предлагающей услуги по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов.

На основании изложенного административный истец просит суд признать информацию, распространенную в сети «Интернет» на интернет-сайте: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора <адрес>Минаева Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-<адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил объяснения в которых указал, что доступ к вышеуказанному интернет-сайту установлен и просил административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме (полный текст объяснений приобщен к материалам дела).

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, поскольку их явка не признана обязательной и препятствий для рассмотрения административного дела не имеется.

Суд, исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Статьей 2 Федерального закона от дата N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон от дата N 149-ФЗ) предусмотрены следующие понятия: информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от дата N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от дата N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от дата N 149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», и как следствие прекращения права на его распространение.

Проверкой в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации в сети «Интернет», проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что на сайте в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая или предлагающая услуги по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов.

Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страниц указанного первоисточника, заверенные прокурором, проводившим проверку, содержащие название и адрес сайта, которые доказывают, что информация взята именно из этого источника.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от дата N 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Подпункт «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата, предусматривает запрет, связанный с несанкционированным вмешательством потребителей в работу установленных приборов учета коммунальных ресурсов.

Указанная на интернет-странице <данные изъяты> информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 7.19 КоАП РФ – самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа), так и уголовная ответственность (ст. 158 УК РФ - кража), может способствовать их совершению, что подтверждается актом осмотра данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о несанкционированном вмешательстве потребителей в работу установленных приборов учета коммунальных ресурсов.

По делам о признании информации по предложениям услуг по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в РФ, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Как установлено в судебном заседании, в результате проведенного <адрес> мониторинга сети Интернет выявлен сайт сайте <данные изъяты> на котором размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, а именно пропагандирующая или предлагающая услуги по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов.

Доступ к данному сайту является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурсов и скопировать материалы в электронном виде может любой интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Исходя из приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно предлагаемых услуг по внесению конструктивных изменений в приборы учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, нахождение в свободном доступе в сети «Интернет» указанной информации подрывает безопасность государства, основы конституционного строя РФ и способствует совершению правонарушений и преступлений.

Суд считает, что наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе <данные изъяты> указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.

Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение указанной информации на названном сайте запрещено законом и фактически является информационным пособничеством совершения преступлений (правонарушения), что является достаточным основанием для признания размещенной на данных Интернет-страницах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от дата N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от дата N 149-ФЗ решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения соответствующего сайта, являющегося ее источником, в вышеуказанную единую автоматизированную информационную систему.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Внести указанную интернет-страницу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и в Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-<адрес>, для исполнения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Судья подпись Н.В. Кулиева

Копия верна. Судья Н.В. Кулиева

Подлинник определения подшит

в материалах дела а-1244/2022

Судья Н.В. Кулиева