ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1245/2022 от 23.06.2022 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-1245/2022

Поступило в суд 17.05.2022г.

УИД 54RS0013-01-2022-002075-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области

В составе: председательствующего судьи Карповой Л.В.

с участием прокурора Хоменко А.В.

при секретаре Полянской Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Бердска в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Прокурор г.Бердска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в РФ.

В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой г. Бердска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере регистрационного учета граждан.

В ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлены сайты , содержащие информацию по оказанию услуг регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства, постановки на учет по месту пребывания, с указанием цен, контактных данных в обход установленной законом процедуры без предоставления помещения для проживания.

Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в ст. 22 предусматривает, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Также в ст. 15 этого же Федерального закона указывается, что основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации.

Таким образом, постановка на учет по месту пребывания, регистрация по месту жительства, по месту пребывания не может осуществляться иным способом, в том числе покупка через посредников является незаконным способом.

Понятие регистрации по месту жительства, учет по месту пребывания, фиктивной регистрации по месту жительства, фиктивной постановки на учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания; фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; фиктивная постановка на учет по месту пребывания постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационнотелекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Ограничение доступа к информации основано на ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях какие-либо сведений и информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена

уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту

пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивнаую регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении РФ.

Статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена

уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию, которая направлена на незаконную регистрацию граждан по месту пребывания и жительства.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации

запрещено.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона №149- ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае информация, о приобретении регистрации по месту пребывания и жительства), являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На данный момент на страницах сайтов в сети «Интернет» установлены факты предложения регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства в РФ, постановки на учет граждан по месту пребывания в РФ. Так, на сайтах размещена информация рекламного характера, согласно которой у граждан имеется возможность получить услуги по регистрации, постановке на учет граждан по месту пребывания, месту жительства в РФ за плату.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество получить услуги по регистрации/постановке на учет граждан по месту пребывания, по месту жительства в РФ у сторонних лиц. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, охрану здоровья, нравственности.

По состоянию на 09.03.2022 указатели страниц сайта в сети «Интернет» не включены в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

По указанным основаниям прокурор г. Бердска просит:

В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Бердска Хоменко А.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд письменные объяснения, согласно которым по состоянию на 17.06.2022г. информация в сети «Интернет» на странице доступна, в связи с чем возможно удовлетворить заявленные требования.

Выслушав ст. помощника прокурора г. Бердска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Как следует из п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»; если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети «Интернет» в форме открытых данных. Из содержания п.6 ст.10 указанного закона следует, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона, основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.

Постановка на учет по месту пребывания, регистрация по месту жительства, по месту пребывания может быть произведена только в установленном законом порядке.

Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена

уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту

пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивную регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении РФ.

Статья 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию, которая направлена на незаконную регистрацию граждан по месту пребывания и жительства.

В обоснование заявления прокурором г. Бердска представлены скриншот страниц сайта , на котором указана информация по оказанию услуг регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства, постановки на учет по месту пребывания, с указанием цен, контактных данных в обход установленной законом процедуры без предоставления помещения для проживания, а также информация с сайта Роскомнадзора об отсутствии сведений об ограничении доступа к указанному сайту (л.д.7).

Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу также представлен скриншот страниц указанного сайта, подтверждающий доступность информации к данному сайту (л.д.15 оборот).

Таким образом, указанный сайт содержат информацию, которая провоцирует общество на совершение преступлений и правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, охрану здоровья, нравственности.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора г. Бердска и признании информации об оказании услуг регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства, постановки на учет по месту пребывания, с указанием цен, контактных данных в обход установленной законом процедуры без предоставления помещения для проживания, распространенной в сети «Интернет» по адресу: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 265.5, 180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора удовлетворить.

Признать информацию, распространенной в сети «Интернет» по адресу: информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для включения указанного сайта с доменным именем: http://natorge.ru/novosibirsk/juridicheskie-uslugi/vremennaya-registratsiya-postoyannaya-grazhdan-rf-sng-novosibirsk-3978921.html в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Карпова

Мотивированное решение составлено 07.07.2022 г.