Дело № 2а-1246/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 08 ноября 2017 года
Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего - федерального судьи Тирской А.С., при секретаре Ахметовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «город Черемхово» к Черемховскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «город Черемхово» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Черемховскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, Черемховским городским судом Иркутской области 21 июля 2011 года принято решение о возложении на администрацию муниципального образования «город Черемхово» обязанности предоставить Герасимовой Л.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> жилой площадью не менее 27,36 кв.м. Указанное решение вступило в законную силу 06 сентября 2011 года.
Судебным приставом-исполнителем Черемховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области 28 сентября 2011 года возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа от 19 сентября 2011 года серии ВС №, которое в настоящее время в связи с отзывом исполнительного листа Герасимовой Л.В прекращено. Герасимова Л.В. повторно подала заявление о возбуждении исполнительного производства. На основании этого судебным приставом-исполнителем Черемховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - судебный пристав-исполнитель) Нуриманшиной Н.А. 22 августа 2017 года повторно вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Согласно п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Нуриманшиной Н.А. срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не установлен, а в п. 3 этого же постановления администрация города предупреждается о том, что в случае неисполнения судебного решения в добровольный срок или непредставления этому доказательств с нее будет взыскан исполнительский сбор. Исходя из этого, 2 пункта одного постановления противоречат друг другу, по которым следует, что с администрации города может быть взыскан исполнительский сбор за неисполнение решения в добровольный срок, который судебным приставом-исполнителем вообще не установлен.
Однако, несмотря на то, что судебный пристав-исполнитель администрации города не установил срок для добровольного исполнения, в нарушение требований п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22 августа 2017 года №-ИП, этот же судебный пристав-исполнитель 20 сентября 2017 года вынес постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации города в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, который и не устанавливал.
В постановлении о взыскании исполнительского сбора от 20 сентября 2017 года судебный пристав-исполнитель указывает, что администрацией города, являющейся должником, не представлено судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Однако, администрацией города наоборот представлены доказательства того, что судебное решение о предоставлении Герасимовой Л.В. жилого помещения может быть исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения.
Так, постановление о возбуждении исполнительного производства от 22 августа 2017 года №-ИП поступило в администрацию города 28 августа 2017 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции. В связи с этим, администрация города своевременно, а именно, 31 августа 2017 года подготовила и направила в Черемховский районный отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Иркутской области (далее - Черемховский районный отдел судебных приставов) письменную информацию о невозможности исполнения судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения, по причине отсутствия в муниципальном жилищном фонде в городе Черемхово свободного благоустроенного жилого помещения, соответствующего характеристикам, изложенным в решении Черемховского городского суда Иркутской области от 21 июля 2011 года по гражданскому делу №, а также иных причин, которые вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями. Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов в этот же день, то есть 31 августа 2017 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции, проставленном специалистом канцелярии Черемховского районного отдела судебных приставов, а значит о возможности добровольного исполнения администрацией города было сообщено в 5-дневный срок, который установлен законодательством Российской Федерации.
Более того, 5-дневный срок, предоставленный постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22 августа 2017 года №-ИП для исполнения судебного решения, истек 2 сентября 2017 года (28 августа получено постановление + 5 дней для добровольного исполнения), а судебный пристав-исполнитель только 20 сентября 2017 года с нарушением сроков, т.е. по истечении почти 1 месяца принимает решение о взыскании исполнительского сбора с администрации города.
В тоже время, администрацией города для исполнения судебного решения на протяжении всего времени проводилась активная работа, предусматривающая предоставление взыскателю Герасимовой Л.В. жилого помещения (в рамках исполнительных производств № и №-ИП). Так, со стороны администрации города неоднократно направлялись соответствующие письменные уведомления об отсутствии в муниципальном жилищном фонде города Черемхово свободных жилых помещений (письменные информации от 8 ноября 2011 года №, от20 июня 2012 года №, от 15 марта 2013 года №, от 17 июля 2013 года №, от 16 октября 2014 года №, от 27 января 2016 года №, от 13 марта 2017 года №, от 31 августа 2017 года №) либо о возможности предложения взыскателю конкретных свободных жилых помещений, соответствующих характеристикам, изложенным в решении суда, которые своевременно были получены <адрес> отделом судебных приставов, о чем свидетельствуют штампы входящей корреспонденции. Так, 16 июня 2015 года, 11 мая 2016 года № администрацией города направлялись письменные информации о наличии свободных жилых помещений, отвечающих характеристикам, изложенным в решении суда, которые могут быть предоставлены взыскателю Герасимовой Л.В. по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Одновременно информация о наличии свободных жилых помещений доводилась до судебного пристава-исполнителя путем телефонных переговоров. Однако, несмотря на получение информации судебным приставом-исполнителем меры, направленные на исполнение судебного решения, своевременно не предприняты, исполнительные действия им не совершены, судебный пристав-исполнитель проявил со своей стороны также бездействие. В настоящее время, в связи с проявлением бездействия судебным приставом- исполнителем данные жилые помещения предоставлены иным гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Несмотря на это, с момента возбуждения исполнительного производства взыскателю Герасимовой Л.В. дополнительно предлагалось для осмотра освободившееся в муниципальном жилищном фонде города Черемхово жилое помещение, отвечающее соответствующим характеристикам, изложенным в решении суда, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,8 кв.м. В результате совершения исполнительных действий взыскатель дал согласие на предложенное жилое помещение, что подтверждается актом совершения исполнительных действий от 1 августа 2017 года. Однако, в ходе совершения исполнительных действий жилое помещение по адресу: <адрес>, одновременно предлагалось для осмотра иному взыскателю по решению суда Хребтову А.М., который также выразил согласие на предоставление жилого помещение. Учитывая то, что у взыскателя Хребтова А.М. по решению суда ранее занимаемое жилое помещение было по общей площади значительно больше, чем у взыскателя Герасимовой Л.В., то совместно с судебным приставом-исполнителем Нуриманшиной Н.А. принято решение предоставить жилое помещение взыскателю Хребтову А.М. Кроме того, администрация города предпринимала меры по исполнению судебного решения, путем направления информации о возможности предоставления конкретных жилых помещений по адресам: <адрес>, <адрес><адрес>, которые оставлены судебным приставом- исполнителем без внимания, что говорит о проявлении с его стороны бездействия.
В тоже время с момента возбуждения исполнительного производства после проявленного судебным приставом-исполнителем бездействия причинами неисполнения судебного решения явились чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, которые связаны с отсутствием необходимого жилья, отвечающего требованиям закона и решению суда, большого количества приватизированного жилья, отсутствия жилья, отвечающего санитарно-техническим требованиям и общей площади.
Кроме того администрация города считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразным, поскольку денежные средства при уплате в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри единой бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебного акта фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет единой бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку взыскание исполнительского сбора в сложившейся ситуации для администрации города, усугубляет экономическое положение и тем самым считает, что взыскание исполнительского сбора со стороны судебного пристава-исполнителя является злоупотреблением права.
Административный истец просил суд освободить администрацию муниципального образования «город Черемхово» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Черемховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Нуриманшиной Н.А. от 20 сентября 2017 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 22 августа 2017 года.
Представитель административного истца администрации МО «город Черемхово» Смирнова Е.С., действующая на основании доверенности № от 21.11.2016, в судебном заседании поддержала административный иск, по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный ответчик – представитель Черемховского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Нуриманшина Н.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной надлежащим образом, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные материалы, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Черемховского городского суда Иркутской области от 21 июля 2011 г. на администрацию муниципального образования «город Черемхово» возложена обязанность предоставить Герасимовой Л.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> жилой площадью не менее 27,36 кв.м.
На основании указанного судебного акта, судом выдан исполнительный лист, 28.09.2011 года судебным приставом-исполнителем Черемховского РОСП УФССП по Иркутской области в отношении должника – администрации МО «город Черемхово» возбуждено исполнительное производство №-ИП. Как видно из указанного постановления, должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения с него будет взыскан исполнительский сбор с в размере 5000 рублей.
Указанное постановление получено администрацией МО «город Черемхово» 03 ноября 2011г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как видно из письма от 08.11.2011 № Администрация МО «город Черемхово» сообщает, что исполнение исполнительного документа в срок, представленный для добровольного исполнения документа, невозможно по причине чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Многоквартирные жилые дома, принятые в эксплуатацию в 2006-2010 г.г., возводились за счет средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на исполнение целевой государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодняшний день свободные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Черемхово» отсутствуют, а предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете на получение жилья, осуществляется только за счет освобождаемого жилья муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством в случае смерти нанимателя, и членов его семьи, по решениям суда о расторжении договоров найма и выселении. Кроме того, большая часть жилья социального назначения не освобождается, а переходит в собственность граждан, проживающих в них, по причине реализации ими права на приватизацию занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, жилое помещение может быть предоставлено Герасимовой Л.В. только из вторичного жилищного фонда. В настоящее время в жилищном фонде города Черемхово для предоставления взыскателю не имеется свободного благоустроенного жилого помещения, соответствующего характеристикам, изложенным в решении Черемховского городского суда от21 июля 2011 г.
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 08 ноября 2011 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Как видно из информации от 20.06.2012г. № Администрация МО «город Черемхово» рассмотрев поступившее в адрес администрации муниципального образования «город Черемхово» постановление судебного пристава- исполнителя от 13 июня 2012 года о возложении обязанности по предоставлению сведений об освобожденном жилом фонде и о запрете его распределения, а также требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Черемховского городского суда по предоставлению Герасимовой Л.В. жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, жилой площадью не менее 27,36 кв.м., администрация муниципального образования «город Черемхово» сообщает о том, что какого-либо распределения свободных благоустроенных жилых помещений до удовлетворения требований исполнительного документа - исполнительного листа ВС № от 19 сентября 2011 года по делу № от 21 июля 2011 года, выданного Черемховским городским судом не осуществлялось. В настоящее время администрация муниципального образования «город Черемхово» не имеет возможности исполнить решение Черемховского городского суда от 21 июля 2011 года в установленный законом и судебным приставом-исполнителем срок. Исполнение исполнительного листа № ВС № от 19 сентября 2011 года невозможно по причине чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Многоквартирные жилые дома, принятые в эксплуатацию в 2006-2011 г.г., возводились за счет средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на исполнение целевой государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодняшний день свободные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Черемхово» отсутствуют, а предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете получения жилья, осуществляется только за счет освобождаемого жилья муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством в случае смерти нанимателя и членов его семьи, по решениям суда о расторжении договоров найма и выселении.
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 21 июня 2012 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Как видно из письма от 15.03.2013 № Администрация МО «город Черемхово» сообщает, что исполнение исполнительного документа в настоящее время, не представляется возможным по причине чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств. Многоквартирные жилые дома, принятые в эксплуатацию в 2006-2010 г.г., возводились за счет средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на исполнение целевой государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодняшний день свободные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Черемхово» отсутствуют, а предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете на получение жилья, осуществляется только за счет освобождаемого жилья муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством в случае смерти нанимателя и членов его семьи, по решениям суда о расторжении договоров найма и выселении. Кроме того, большая часть жилья социального назначения не освобождается, а переходит в собственность граждан, проживающих в них, по причине реализации ими права на приватизацию занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, жилое помещение может быть предоставлено Герасимовой Л.В. только из вторичного жилищного фонда. В настоящее время в жилищном фонде города Черемхово для предоставления взыскателю не имеется свободного благоустроенного жилого помещения, соответствующего характеристикам, изложенным в решении Черемховского городского суда от 21 июля 2011г.
Из информации № от 16.10.2014г. Администрации МО «город Черемхово» следует, что на сегодняшний день свободные жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Черемхово» отсутствуют, а предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете получения жилья, осуществляется только за счет освобождаемого жилья муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством в случае смерти нанимателя и членов его семьи, по решениям суда о расторжении договоров найма и выселении. Кроме этого, большая часть жилья социального назначения не освобождается, а переходит в собственность граждан, проживающих в них, при реализации ими права на приватизацию занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Таким образом, жилое помещение может быть предоставлено Герасимовой Л.В. только из вторичного жилищного фонда. В настоящее время, в жилищном фонде города Черемхово для предоставления взыскателю не имеется свободного благоустроенного жилого помещения, соответствующего характеристикам, изложенным в решении Черемховского городского суда от 21 июля 2011 года. Однако, вопрос о предоставлении жилого помещения Герасимовой Л.В. находится в администрации города Черемхово на особом контроле и дальнейшая работа по подбору жилого помещения для взыскателя продолжается.
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 17 октября 2014 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Как видно из письма от 16.06.2015г. № Администрация МО «город Черемхово» сообщает, что в муниципальном жилищном фонде города Черемхово имеются свободные жилые помещения, отвечающие характеристикам, изложенным в судебном решении, которые могут быть предоставлены взыскателю Герасимовой Л.В. по следующим адресам: <адрес>, общей площадью 61,68 кв.м.; <адрес>, общей площадью 30 кв.м. Таким образом, с целью исполнения судебного решения прошу согласовать дату и время совершения исполнительных действий по вопросу предоставления указанных жилых помещений взыскателю Герасимовой Л.В. В случае отказа взыскателя Герасимовой Л.В. от данных жилых помещений, т.е. совершения взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа, предлагаю рассмотреть следующие вопросы: об обращении в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения администрацией <адрес> исполнительного документа (ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве»); о возвращении исполнительного документа взыскателю и вынесении постановления об окончании исполнительного производства (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 16 июня 2015 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Согласно информации от 11.05.2016г. № Администрация МО «город Черемхово» следует, что для исполнения судебного решения в муниципальном жилищном фонде города Черемхово освободилось жилое помещение, отвечающее характеристикам, изложенным в судебном решении, которое может быть предоставлено взыскателю Герасимовой Л.В. по адресу: <адрес>, общей площадью 46,24 кв.м. Таким образом, с целью исполнения судебного решения предлагают согласовать дату и время совершения исполнительных действий по вопросу предоставления указанного жилого помещения взыскателю Герасимовой Л.В.
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 11 мая 2016 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
Согласно информации от 01.08.2017г. № Администрация МО «город Черемхово» следует, что для исполнения судебного решения в муниципальном жилищном фонде города Черемхово освободилось жилое помещение, отвечающее характеристикам, изложенным в судебном решении, которое может быть предоставлено взыскателю Герасимовой Л.В. по адресу: <адрес>, общей площадью 58,5 кв.м. Таким образом, с целью исполнения судебного решения предлагают согласовать дату и время совершения исполнительных действий по вопросу предоставления указанного жилого помещения взыскателю Герасимовой Л.В.
Данная информация поступила в Черемховский районный отдел судебных приставов 11 мая 2016 года, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
22 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Черемховского РОСП УФССП по Иркутской области в отношении должника – администрации МО «город Черемхово» возбуждено исполнительное производство №-ИП. Как видно из указанного постановления, должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
20 сентября 2017 г. судебный пристав-исполнитель Черемховского РОСП УФССП по Иркутской области Нуриманшина Н.А. вынесла постановление о взыскании с администрации МО «город Черемхово» исполнительского сбора, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Также должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Таким образом, анализируя изложенное, и, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрация МО «город Черемхово» предпринимала всевозможные действия для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, вместе с тем несвоевременность исполнения судебного решения связана с отказом взыскателя от предоставления ей жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям и соответствующего по общей площади, что свидетельствует о существовании непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Судом также принимается во внимание неоднократное проявление судебным приставом-исполнителем бездействия в непринятии мер, направленных на исполнение судебного решения, а именно, не совершение им исполнительных действий по предоставлению взыскателю жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес><адрес>, <адрес>.
В связи с чем административное исковое заявление Администрации МО «город Черемхово» об освобождении от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Черемховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Нуриманшиной Н.А. от 20 сентября 2017 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 22 августа 2017 года, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Администрации МО «город Черемхово» к Черемховскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального образования «город Черемхово» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Черемховского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Нуриманшиной Н.А. от 20 сентября 2017г. по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 22 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья А.С. Тирская