ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/20 от 10.06.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-65/2021

УИД 76RS0017-01-2020-001072-63

Принято в окончательной форме 10.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2021 года г. Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Хахиной А.М.,

при секретаре Ларичевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Белоногова Сергея Борисовича, Лобашова Игоря Александровича, Холкиной Ирины Николаевны, Суханова Дмитрия Александровича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения

у с т а н о в и л :

Белоногов С.Б. обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО (том 1 л.д.4-10), в котором просил:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-461 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-636-2019 от 03.07.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-636-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-456-2020.

Лобашов И.А. обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО (том 2 л.д.4-10), в котором просил:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-463 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-629-2019 от 03.07.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-629-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-458-2020.

Суханов Д.А. обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО (том 5 л.д.4-9), в котором просил:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-460 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-318-2019 от 09.04.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-318-2019 от 09.04.2019) от 26.02.2020 № 08-23-455-2020.

Определением суда от 09.06.2020 (том 5 л.д.37-38) административные дела по вышеуказанным административным искам соединены в одно производство.

Также Лобашов И.А. обратился в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО (том 3 л.д.3-9), в котором просил:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-464 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-633-2019 от 03.07.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-633-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-459-2020.

Холкина И.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации ЯМР ЯО (том 4 л.д.3-9), в котором просила:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-462 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-638-2019 от 03.07.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-638-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-457-2020.

Протокольным определением от 13.08.2020 (том 5 л.д.244) административное дело по искам Белоногова С.Б., Суханова Д.А., Лобашова И.А. соединено с административным делом по административному иску Лобашова И.А. и с административным делом по административному иску Холкиной И.Н.

В обоснование административных исков административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат земельные участки: Белоногову С.Б. с кадастровым (далее по тексту – ЗУ5144), Лобашову И.А. – с кадастровыми номерами (далее по тексту ЗУ5146 и ЗУ5145 соответственно), Суханову Д.А. – с кадастровым (далее по тексту – ЗУ4805), Холкиной И.Н. – с кадастровым (далее по тексту – ЗУ5147). Все указанные участки расположены в <адрес>.

Указывают, что правопредшественникам административных истцов Лобашова И.А., Холкиной И.Н., Белоногова С.Б. – Агафоновой Г.А., Сухановой Г.Ф., а также лично Суханову Д.А., были выданы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС (далее по тексту – уведомление о соответствии). После получения данных уведомлений правопредшественники административных истцов, а также Суханов Д.А., выполнили работы по электроснабжению земельных участков, а в последующем при заключении договоров купли-продажи земельных участков передали уведомления о соответствии.

Также ссылаются на то, что планировали приступить к общестроительным работам, однако ими были получены оспариваемые решения от 26.02.2020 и уведомления о несоответствии от 26.02.2020. Из указанных документов следовало, что Администрация ЯМР ЯО в порядке самоконтроля повторно рассмотрела поданные уведомления о планируемом строительстве и было принято решение об отмене уведомлений о соответствии и вынесении уведомлений о несоответствии, поскольку все земельные участки, принадлежащие административным истцам, согласно Правил землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО расположены в территориальной зоне Р1 «Территории, занятые лесами», вид разрешенного использования земельных участков не входит в перечень видов разрешенного использования для данной территориальной зоны, в связи с чем земельные участки не соответствуют градостроительному регламенту. При этом указано, что земельные участки отображены в составе земель населенных пунктов, но решений о включении в границы населенного пункта <адрес> не принималось.

Указывают, что была заказана выписка о территориальных зонах Р1 и Ж3 <адрес> по установленной форме, однако в ЕГРН данные сведения отсутствуют. Они пытались разыскать сведения о границах территориальных зон – графическое и текстовое описание местоположения границ данных зон с перечнем координат характерных точек, однако таковые отсутствуют.

Ссылаются на положения ч.6. ст.30.1 ГрК РФ, на Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ и считают, что отсутствие в ЕГРН сведений о границах территориальных зон свидетельствует о неустановлении таковых, о не формировании таких территориальных зон как объектов землеустройства, в связи с чем оспариваемые решения являются незаконными. Считают, что в данном случае необходимо руководствоваться видом разрешенного использования земельных участков – для ведения личного подсобного хозяйства, который допускает строительство индивидуального жилого дома.

Административные истцы Белоногов С.Б., Лобашов И.А., Холкина И.Н., Суханов Д.А. не явились, о дне слушания дела извещены заранее, надлежаще.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенностям (том 4 л.д.50 (от Холкиной И.Н.), том 5 л.д.76 (от Суханова Д.А.), том 5 л.д.77 (от Белоногова С.Б.), том 5 л.д.78 (от Лобашова И.А.)) адвокат Шумилова Т.П., а также как представитель по доверенностям заинтересованных лиц Агафоновой Г.А., Сухановой Г.Ф. (том 4 л.д.49 (от Сухановой Г.Ф.), том 5 л.д.83 (от Агафоновой Г.А.)) административные исковые требования поддерживала, дала пояснения аналогичные административному иску с учетом дополнительной правовой позиции.

Представитель административного ответчика Администрации ЯМР ЯО по доверенности Стрекаловская Е.В. возражала по административным искам по основаниям, указанным в отзывах (том 4 л.д.84-88 (по адм.иску Холкиной И.Н.), том 3 л.д.48-52, том 5 л.д.183-187 (по адм.искам Суханова Д.А., Белоногова С.Б., Лобашова И.А.)). Указывала о том, что на момент выдачи уведомления о соответствии параметров… административным истцам (их правопредшественникам) согласно действующих Правил землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО (далее по тексту – ПЗЗ) все участки расположены в территориальной зоне Р-1 «Территории, занятые лесами». Данная зона была установлена изначально при принятии ПЗЗ в 2009 году и не изменялась, в связи с чем уведомления о соответствии были выданы ошибочно. Указанная ошибка была обнаружена при обращении гражданина и в порядке самоконтроля уведомления были отменены и выданы уведомления о несоответствии параметров, так как земельные участки в соответствии с ч.4 ст.85 ЗК РФ не соответствуют градостроительному регламенту. Указывала, что вид территориальной зоны, отображенной в ПЗЗ, что подтверждается информацией, содержащейся в публичной кадастровой карте, в сети Интернет. Отсутствие координат территориальной зоны не свидетельствует о её неустановлении, поскольку в силу положений ч.2 ст.7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ сведения о границах территориальных зон должны быть подготовлены до 01.06.2023. Также считает, что земельные участки изначально неправильно сформированы, не в том месте, где фактически были предоставлены. До момента утверждения ПЗЗ в 2009 году территория, на которой в настоящее время расположены земельные участки не входила в состав населенного пункта <адрес>, относилась к границам ФИО5.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее. Ранее представлял отзыв (том 5 л.д.68), в котором оставлял решение на усмотрение суда и указывал, что земельные участки административных истцов расположены в границах населенного пункта <адрес>. Каким образом располагались при выделении земельные участки, из которых были выделены участки, принадлежащие в настоящее время административным истцам, Администрации поселения неизвестно.

Заинтересованные лица Суханова Г.Ф., Агафонова Г.А., представители Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО, Управления Росреестра по ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены заранее.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, а также дела правоустанавливающих документов в отношении земельных участков, суд считает, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано по следующим основаниям:

Судом установлено, что постановлением главы Ярославского муниципального округа №6 от 10.01.1999 (том 5 л.д. 101) Агафоновой Галине Александровне предоставлен в собственность земельный участок из земель <адрес> 0,4 га для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно выписки из ЕГРН от 07.12.2018 (том 5 л.д.164-165) указанный участок был поставлен на кадастровый учет 10.01.1999, учтен под кадастровым номером (далее по тексту – ЗУ1305), общая площадь – 4 000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. 18.12.2018 кадастровым инженером ФИО3 составлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади ЗУ1305 (том 4 л.д.100-113), уточненная площадь участка составила 4 350 кв.м.

ЗУ:1305, как следует из выписки из ЕГРН от 29.07.2020 (том 5 л.д. 177-182), дел правоустанавливающих документов на земельные участки, снят с кадастрового учета 25.01.2019 в связи с его разделом на 4 участка (в отношении которых в тот же день зарегистрировано право собственности Агафоновой Г.А.):

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1087 кв.м. (далее по тексту – ЗУ5144). На основании договора купли-продажи от 27.02.2019 право собственности на ЗУ5144 перешло от Агафоновой Г.А. к Сухановой Галине Федоровне (зарегистрировано в ЕГРН 11.03.2019). На основании договора купли-продажи от 07.02.2020 право собственности на ЗУ:5144 перешло от Сухановой Г.Ф. к Белоногову Сергею Борисовичу (зарегистрировано в ЕГРН 18.02.2020 – том 1 л.д.20-21);

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1088 кв.м. (далее по тексту – ЗУ5145). На основании договора купли-продажи от 07.02.2020 право собственности на ЗУ5145 перешло от Агафоновой Г.А. к Лобашову Игорю Александровичу (зарегистрировано в ЕГРН 18.02.2020 – том 3 л.д.19-20);

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1087 кв.м. (далее по тексту – ЗУ5146). На основании договора купли-продажи от 07.02.2020 право собственности на ЗУ5146 перешло от Агафоновой Г.А. к Лобашову Игорю Александровичу (зарегистрировано в ЕГРН 18.02.2020 – том 2 л.д.20-21);

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1088 кв.м. (далее по тексту – ЗУ5147). На основании договора купли-продажи от 27.02.2019 право собственности на ЗУ:5147 перешло от Агафоновой Г.А. к Сухановой Галине Федоровне (зарегистрировано в ЕГРН 11.03.2019). На основании договора купли-продажи от 19.09.2019 право собственности на ЗУ5147 перешло от Сухановой Г.Ф. к Холкиной Ирине Николаевне (зарегистрировано в ЕГРН 01.10.2019 – том 4 л.д.22).

Также судом установлено, что согласно выписке из похозяйственной книги (том 5 л.д.135) ФИО1 предоставлен земельный участок общей площадью 0,21 га в <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН от 15.12.2017 (том 5 л.д.139-140) указанный участок поставлен на кадастровый учет 01.01.1997, учтен под кадастровым (далее по тексту – ЗУ1292), общая площадь – 2 100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. 22.12.2017 кадастровым инженером ФИО3 составлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади ЗУ1292 (том 5 л.д.201-213), уточненная площадь участка составила 2 310 кв.м. 29.12.2017 в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО1 на указанный ЗУ1292. На основании договора купли-продажи от 29.12.2017 право собственности на ЗУ1292 перешло от ФИО4 к ФИО2 (зарегистрировано в ЕГРН 18.01.2018). 30.01.2018 ФИО2 принято решение о разделе ЗУ1292 на 2 участка площадью по 1155 кв.м.

ЗУ1292, как следует из выписки из ЕГРН от 28.07.2020 (том 5 л.д.171-176), дел правоустанавливающих документов на земельные участки, снят с кадастрового учета 07.02.2018 в связи с его разделом на 2 участка:

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1155 кв.м. (далее по тексту – ЗУ4805). На основании Договора купли-продажи от 01.03.2018 право собственности на ЗУ4805 перешло от ФИО2 к Суханову Дмитрию Александровичу (зарегистрировано в ЕГРН 14.03.2018). На основании Договора мены от 21.08.2018 право собственности на ЗУ4805 перешло от Суханова Д.А. обратно к ФИО2 (зарегистрировано в ЕГРН 27.08.2018) (одновременно к Суханову Д.А. перешло право собственности на ЗУ4804 от ФИО2). На основании договора купли-продажи от 04.09.2018 право собственности на ЗУ4805 перешло от ФИО2 к Суханову Д.А. (зарегистрировано в ЕГРН 10.09.2018 – том 5 л.д.22-23);

- земельный участок с кадастровым , общей площадью 1155 кв.м., не является спорным по данному делу.

Из выписок из ЕГРН, дел правоустанавливающих документов на ЗУ5144 (том 1 л.д.22-28), ЗУ5145 (том 3 л.д.21-27), ЗУ5146 (том 2 л.д.22-28), ЗУ5147 (том 4 л.д.39-41) и ЗУ4805 (том 5 л.д.25-31) все указанные участки имеют категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. ЗУ1305 и ЗУ1292 также имели аналогичную категорию земель и вид разрешенного использования.

Судом установлено, что Суханов Д.А., Агафонова Г.А., Суханова Г.Ф. обращались в Администрацию ЯМР ЯО в порядке ст.51.1 ГрК РФ с уведомлениями о планируемом строительстве объекта ИЖС, по итогам рассмотрения которых Администрацией ЯМР ЯО в лице структурного подразделения Управления архитектуры и градостроительства были выданы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее по тексту – уведомление о соответствии), в том числе:

- Сухановой Г.Ф. № RU 76-51700-636-2019 от 03.07.2019 в отношении ЗУ5144 (том 1 л.д.16),

- Агафоновой Г.Ф. № RU 76-51700-629-2019 от 03.07.2019 в отношении ЗУ5146 (том 1 л.д.16), однако кадастровый номер земельного участка указан как 76:176033901:5149, при этом суд, исходя из пояснений сторон, считает, что в указанном уведомлении допущена техническая ошибка при указании кадастрового номера земельного участка,

- Агафоновой Г.В. - № RU 76-51700-633-2019 от 03.07.2019 в отношении ЗУ5145 (том 3 л.д.15),

- Сухановой Г.Ф. - № RU 76-51700-638-2019 от 03.07.2019 в отношении ЗУ5147 (том 4 л.д.17),

- Суханову Д.А. - № RU 76-51700-318-2019 от 09.04.2019 в отношении ЗУ4805 (том 5 л.д.15).

В дальнейшем, в адрес Агафоновой Г.А., Сухановой Г.Ф., Суханова Д.А. были направлены следующие документы:

В отношении ЗУ 5144:

- решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-461 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-636-2019 от 03.07.2019»,

- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-636-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-456-2020.

В отношении ЗУ5145:

- решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-463 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-629-2019 от 03.07.2019»,

- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-629-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-458-2020.

В отношении ЗУ4805:

- решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-460 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-318-2019 от 09.04.2019»,

- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-318-2019 от 09.04.2019) от 26.02.2020 № 08-23-455-2020.

В отношении ЗУ5146:

- решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-464 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-633-2019 от 03.07.2019»,

- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-633-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-459-2020.

В отношении ЗУ5147:

- признать незаконным полностью решение Администрации ЯМР ЯО от 26.02.2020 № 08-23-462 «Об отмене действия уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № RU 76-51700-638-2019 от 03.07.2019»,

- признать незаконным полностью уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (вынесено взамен уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № RU 76-51700-638-2019 от 03.07.2019) от 26.02.2020 № 08-23-457-2020 (далее по тексту – решения и уведомления о несоответствии…).

Согласно всем указанным решениям и уведомлениям о несоответствии… от 26.02.2020, тексты которых по своему содержанию являлись аналогичными, Администрацией ЯМР ЯО в порядке самоконтроля повторно были рассмотрены уведомления о планируемом строительстве и принято решение об отмене действия ранее выданных уведомлений о соответствии параметров ввиду противоречия закону и вынесении вышеуказанных уведомлений о несоответствии…

В обосновании вынесения указанных оспариваемых решений и уведомлений о несоответствии Администрация ЯМР ЯО указывала, что в соответствии с документами территориального планирования, а именно Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР ЯО, утвержденными решением Муниципального Совета Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО от 15.09.2009 № 43 (с изм. и доп.), все 5 земельных участков расположены в территориальной зоне Р-1 «территории, занятые лесами», основными видами разрешенного использования которой являются:

- рекреационный ландшафт, городские леса, скверы, парки, городские сады,

- строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, инженерно-технических строений и сооружений (ст.40 Правил землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО)

Указано о том, что вид разрешенного использования всех 5 земельных участков не входят в перечень видов разрешенного использования для данной территориальной зоны, соответственно земельный участок согласно ч.4 ст.85 ЗК РФ не соответствует градостроительному регламенту. Имеет место ссылка на п.4 ст.2, ч.2, 6 ст.30, ч.11 ст.35, ч.1 ст.36 ГрК РФ, пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ.

Также дополнительно сообщено, что все 5 земельных участков в соответствии с документами территориального планирования отображены в составе земель населенных пунктов, однако решений о включении указанных земельных участков в границы населенного пункта <адрес> не принималось.

Суд считает, что оспариваемые решения и уведомления о несоответствии … в части указания на несоответствие земельного участка территориальной зоне, в которой он расположен, и соответственно градостроительному регламенту, являются законными и обоснованными, исходя из следующего:

Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.

Как следует из положений части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, указанная норма обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

Пунктом 2 части 10 вышеуказанной нормы определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 ЗК РФ определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (статья 1, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ и нормами главы 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к таким территориальным зонам как рекреационные (часть 1 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно статье 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В силу требований статьи 33 ГрК РФ установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, является основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Судом установлено, что Правила землепользования и застройки Кузнечихинского с/п ЯМР (далее по тексту - ПЗЗ) были утверждены решением Муниципального Совета Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО от 15.09.2009 № 43, территория, в которой на настоящий момент находятся спорные земельные участки административных истцов в 2009 г. (то есть на момент утверждения ПЗЗ) была отображена как территориальная зона Р-1 «Территории, занятые лесами», что подтверждается схемой градостроительного зонирования 2009 года.

На момент выдачи уведомлений о соответствии… в 2019 году территориальная зона, в которой находились все спорные земельные участки, также в ПЗЗ была обозначена как территориальная зона Р-1 «Территории, занятые лесами», что подтверждается выписками из ПЗЗ в отношении каждого земельного участка.

На момент вынесения оспариваемых решений и уведомлений о несоответствии в 2020 году изменений в ПЗЗ в части территориальной зоны в отношении данной территории не вносилось, спорные земельные участки расположены в территориальной зоне Р-1 «Территории, занятые лесами», что подтверждается картой (схемой) градостроительного зонирования <адрес>, а также выписками из ПЗЗ в отношении всех участков.

В соответствии с ч. 6.1. ст. 30 ГрК РФ обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со ст. 19, 23 и 30 ГрК РФ до 1 июня 2023 г. (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

Соответственно, сведения о границах территориальных зон могут быть внесены в ЕРГН до 01.06.2023.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

ПЗЗ были утверждены в 2009 году, то есть до вступления в силу вышеуказанных изменений в ГрК РФ, редакция статьи 30 ГрК РФ на момент принятия ПЗЗ не содержала нормы об обязательном приложении к ПЗЗ - сведений о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

С учетом изложенного, суд считает доводы административных истцов о том, что отсутствие в ЕГРН сведений о границах территориальных зон свидетельствует о не установлении таковых, необоснованными.

Пунктом 4 ст.85 ЗК РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Соответственно судом отклоняются доводы административных истцов о том, что они вправе использовать принадлежащие земельные участки для возведения объектов капитального строительства, так как при их предоставлении они имели разрешенный вид использования для личного подсобного хозяйства и могут продолжать использоваться в дальнейшем без приведения в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, поскольку в данном случае речь идет о строительстве новых объектов, а не о продолжении использования существующих строений. В силу прямого указания абзаца 4 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, в таких случаях предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.

Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения.

Суд считает, что со стороны административного ответчика представлено достаточно доказательств того, что уведомления о соответствии… были ошибочно выданы в 2019 году, поскольку и на тот момент, и на настоящее время, территориальная зона, в которой расположены земельные участки оставалась без изменений и строительство жилых домов в ней не было предусмотрено, равно как и не предусмотрен вид разрешенного использования – личное подсобное хозяйство. Соответственно административные истцы вправе использовать земельные участки без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, но при этом при возведении новых объектов требования действующег7о градостроительного регламента необходимо соблюдать.

С учетом положений ч.1 ст.48 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией ЯМР ЯО были правомерно вынесены оспариваемые решения и уведомления о несоответствии…

В части указания о том, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, не включались в границы населенного пункта <адрес>, судом учитывается решение Ярославского районного суда Ярославской области от 11.03.2021 по гражданскому делу № 2-207/2021, которое на настоящий момент не вступило в законную силу. Также судом учитывается, что согласно Генерального плана Кузнечихинского с/п ЯМР ЯО указанные земельные участки отображены в составе земель населенного пункта <адрес>, выделялись в составе земель данного населенного пункта, имеют соответствующую категорию, соответственно в данной части указание на отсутствие решения о включении участков в границы населенного пункта <адрес>, является необоснованным.

Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Белоногова Сергея Борисовича, Лобашова Игоря Александровича, Холкиной Ирины Николаевны, Суханова Дмитрия Александровича отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.М.Хахина