ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/2017 от 06.03.2018 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-56/2018

РЕШЕНИЕ

(окончательной формулировке)

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 г. г. Каспийск

Каспийский городской суд РД в составе:

председательствующего судьи Магомедова М.Г.

при секретаре судебного заседания Загировой А.С.

с участием заместителя прокурора г. Каспийск Расулова Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Каспийск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и МО ГО «город Каспийск» к Собранию депутатов городского округа «город Каспийск» и Администрации ГО «город Каспийск» о признании недействующими Правила землепользования и застройки ГО «город Каспийск», утвержденных решением № 57 от 28.7.2016 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции»,

установил:

Прокурор г. Каспийск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и МО ГО «город Каспийск»обратился в суд с иском Собранию депутатов городского округа «город Каспийск» и Администрации ГО «город Каспийск» о признании недействующими Правила землепользования и застройки ГО «город Каспийск», утвержденных решением № 57 от 28.7.2016 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции».

Требования прокурора г. Каспийск мотивированы тем, что в адресованном в городское Собрание депутатов заключении прокуратуры от 27.7.2016 на проект решения Собрания депутатов ГО «город Каспийск» «Об утверждении «Правил землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции» указывалось на наличие в проекте нарушений, влекущих необходимость его возврат в администрацию ГО для доработки. Проект принят без учета доводов заключения решения Собрания депутатов ГО «город Каспийск» № 57 от 28.7.2016 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции. Постановлением администрации № 734 от 30.8.2016 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции», в преамбуле которого содержались ссылки на ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 31-33 ГрК РФ, заключение прокуратуры, комиссии по подготовке ПЗЗ предписывалось «подготовить необходимую документацию по подготовке проекта о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции» (п. 1). Пунктом 2 постановления утвержден «Порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции (приложение № 1), который предусматривал завершение упомянутых работ в декабре 2016 года. К указанному сроку заявленные администрацией изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» внесены не были. В связи с этим, 24.5.2017 в Собрание депутатов ГО «город Каспийск» внесено требование в порядке ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в котором указывалось на наличие в ПЗЗ, при подготовке и принятии которого допущены нарушения действующего федерального законодательства, коррупциогенных факторов, установленных п. 3 (подпункты «а», «в», «е», «и») «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Оспариваемый нормативный правовой акт требованиям градостроительного законодательства ПЗЗ не соответствует. ПЗЗ и прилагаемая к ним карта градостроительного зонирования не содержат указания на наличие в г. Каспийск территориальных зон, предназначенных для строительства малоэтажных многоквартирных домов. Фактически в приложении к ПЗЗ отсутствует карта зон с особыми условиями использования территории. На территории ГО имеются водные объекты, у которых должны быть водоохранные зоны. Это побережье Каспийского моря, а также находящиеся в муниципальной собственности - «водохранилище питьевой воды г. Каспийск» площадью 495502,00 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000092:6730. Указанные водные объекты в силу требований действующего законодательства должны иметь зону охраны, которая в силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ подлежит отражению на карте градостроительного зонирования либо на отдельной карте, о которой и идет речь в ч. 2 ст. 6 ПЗЗ. В ПЗЗ (Карте градостроительного зонирования) побережье Каспийского моря в черте ГО отнесено не только к рекреационной зоне (Р3), но и к зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки (ЖД1), которая согласно п. 9 ст. 5 ПЗЗ предназначена для размещения «объектов общественно-делового назначения в сочетании с многоэтажной и малоэтажной жилой застройки». Однако ни ГрК ни Классификатором подобное совмещение трех различных самостоятельных видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрено. Последний абзац ст. 5 «Зоны размещения военных объектов» содержит только наименование пункта - «Зоны размещения военных объектов». Полностью отсутствует содержание данной нормы, обозначающей вид разрешенного использования земельного участка, соответствующей коду 8 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков. По результатам рассмотрения требования от 24.5.2017 Собранием депутатов ГО «город Каспийск» принято решение № 98 от 29.6.2017 «О рассмотрении требования прокурора г. Каспийск об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора». Данные решением администрации поручено подготовить проект решения Собрания о внесении изменений в ПЗЗ. В тот же день администрацией принято постановление № 488 от 29.6.2017 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки» городского округа «город Каспийск» в новой редакции». Однако утвержденные данным постановлением сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в ПЗЗ, как и в случае с изданным ранее постановлением администрации № 734 от 30.8.2016 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО «город Каспийск» в новой редакции, не дают оснований для вывода о том, что соответствующая работа ведется должным образом. Несмотря на несоответствие ПЗЗ требованиям действующего законодательства ежемесячно, со ссылками на данный документ издается значительное количество решений по вопросам землепользования.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Каспийск Расулов Д.М. требования прокурора г. Каспийск поддержал по изложенным в административном иске основаниям и просил об удовлетворении иска.

Представитель административных ответчиков - Администрации ГО «город Каспийск» и Собрания депутатов городского округа «город Каспийск» на основании доверенностей ФИО1. административный иск прокурора г. Каспийск не признал по изложенным в письменных возражениях доводам и просил об отказе в иске.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Собрания депутатов городского округа «город Каспийск» от 28.07.2016 № 57 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск».

Согласно ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указывается в том числе ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В соответствии со ст. 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 6) зоны жилой застройки иных видов.

Так, согласно ч. 2 ст. 6 Правил землепользования и застройки отражено, что на Карте зон с особыми условиями использования территории показаны следующие типы зон ограничений: водоохранные зоны,, нормативные санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов, зоны охраны объектов культурного наследия и т.д. Каждая охранная зона содержит дополнительные ограничения использования земельных участков и объектов недвижимости.

При этом фактически Карта зон с особыми условиями использования территории в приложении к ПЗЗ отсутствует.

Доводы административного истца о том, что Правилами землепользования и застройки зоны с особыми условиями использования территории не установлены, суд находит обоснованными и заслуживающими внимания.

В силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Кроме того, заслуживающими внимания суд находит и доводы истца о том, что водные объекты в силу требований действующего законодательства должны иметь зону охраны, которая в силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ подлежит отображению на карте градостроительного зонирования либо на отдельный карте.

Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ответа администрации ГО «город Каспийск» от 20.02.2017 № 27-п на территории ГО «город Каспийск» имеется водный объект, находящийся в муниципальной собственности - «водохранилище питьевой воды г. Каспийск», площадью 495502,0 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000092:6730.

Кроме того, на территории городского округа имеется и побережье Каспийского моря.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

При этом в Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки побережье Каспийского моря в черте городского округа отнесено не только к рекреационной зоне, но и к зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки, которая согласно п. 9 ст. 5 ПЗЗ предназначена для размещения объектов общественно-делового назначения в сочетании с многоэтажной и малоэтажной жилой застройки.

Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 35 ГрК РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Ни градостроительным кодексом РФ, ни Классификатором видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрено совмещение трех различных самостоятельных видов разрешенного использования земельных участков.

Вовсе отсутствует и содержание последнего абзаца ст. 5 Правил землепользования и застройки «Зоны размещения военных объектов», которая обозначала бы вид разрешенного использования земельного участка соответствующий коду 8 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Доказательства исполнения постановления администрации ГО «город Каспийск» № 734 от 30.08.2016 г. «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции» в установленные в приложении № 1 к данному постановлению сроки, административным ответчиком не представлено.

С учетом вышеизложенного суд находит административный иск прокурора г. Каспийск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 228 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора г. Каспийск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ «город Каспийск» - удовлетворить.

Признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа «город Каспийск», утвержденные решением № 57 от 28.7.2016 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «город Каспийск» в новой редакции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Каспийский городской суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Магомедов

Решение в окончательной формулировке изготовлено 12 марта 2018 года