ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1248/2015 от 25.11.2015 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский районный суд Новосибирской области

В составе:

Председательствующего Осиповой О.Б.

При секретаре Кошелевой К.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного на территории <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, с учетом уточнения, обратилась в суд с требованиями к администрации Новосибирского района Новосибирской области, просит признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного на территории <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно: выдачу заключения о возможности использования и предоставления, указанного земельного участка для заявленных целей и о публикации сообщения; утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №... от ДД.ММ.ГГГГ; подачу документов в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» для осуществления кадастрового учета земельного участка и получение кадастрового паспорта этого земельного участка;

издание постановления №...-па от 13.02.2015г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №... в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Земельное бюро»; подписание акта о передаче земельного участка с кадастровым номером №... МКУ «Земельное бюро»; подачу заявления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области для проведения процедуры государственной регистрации права собственности Новосибирского

района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером №....

Доводы своего заявления обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Приобская правда» №... (9436) на стр. 11 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможном предоставлении Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района, ориентировочной площадью 7 200 кв.м. для размещения площадки отдыха.

Считает, что оспариваемые действия ответчика являются незаконными в связи с тем, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены юридическим лицам на праве постоянного(бессрочного) пользования, а только на правах аренды или собственности.

Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории утверждена неуполномоченным лицом - заместителем главы администрации (начальником управления имущественных и земельных отношений) ФИО1, вместо Главы Новосибирского района - ФИО2

В соответствии с постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.02.2015г. №...-па МКУ «Земельное бюро» предоставлен в постоянное бессрочное пользование для размещения площадок отдыха, беседок и видовых площадок земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный на территории <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Кроме прав (полномочий), уже указанных в данном заявлении, действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» для размещения рекреационных сооружений (объектов культурно-досугового назначения) в постоянное бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного на территории <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, нарушают права (полномочия) заявителя в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения (п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №...-Ф3, а также ст. 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» №...-ОЗ от 24.11.2014г.), поскольку законом решение этих вопросов местного значения отнесено к компетенции администрации сельских поселений.

Также действиями администрации Новосибирского района НСО по предоставлению указанного выше земельного участка нарушаются права (полномочия) заявителя в области градостроительного планирования, а именно, в части утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории и т.п. (п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №...-Ф3, а также ст. 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» №...-ОЗ от 24.11.2014г.). В Толмачевском сельсовете имеется утвержденный генеральный план, прошедший процедуру публичных слушаний, и он не предусматривает размещение рекреационных сооружений в д. Алексеевка Толмачевского сельсовета на территории, занимаемой земельным участком с кадастровым номером №... площадью 7 192 кв.м. В текстовой части генплана МО Толмачевский сельсовет (Том I - Положение о территориальном планировании - п. 3.2 Развитие и размещение объектов социально-культурного и бытового обслуживания местного значения. Таблица 3.2-1) в <адрес> на расчетный срок планируется один Спортивно-рекреационный комплекс, который будет расположен в центральной части деревни, а не на месте земельного участка с кадастровым номером №....

Предоставление земельных участков носило притворный характер, процедура предоставления земельных участков завершена не была, земельные участки МКУ «Земельное бюро» по акту приема передачи не передавались, договор постоянного (бессрочного) пользования не заключался, с заявлением о регистрации права постоянного(бессрочного) пользования МКУ «Земельное бюро» не обращалось.

Представитель администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - ФИО3, действующая на основании доверенности, уточненные требования и доводы, изложенные в заявлениях поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что процедура сопровождалась большим количеством: нарушений и процедурных и материально-правовых. В нарушении, запрета содержащегося в ст. 9 Градостроительного кодекса, в документах территориального планирования Новосибирского района, должно быть отражено размещение объектов местного значения, а на схеме территориального планирования Новосибирского района в д. Алексеевка такого объекта как площадка отдыха не предусмотрено. Нарушены правила предоставления земельного участка, нарушены правила землепользования и застройки Толмачевского сельсовета тем, что в зоне Ж-2, размещен объект рекреационного назначения, размещение которого не предусмотрено для такого вида разрешенного использования как зона Ж-2. Считает, что утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории должен был глава Администрации Толмачевского сельсовета, а сделал это Глава Администрации Новосибирского района, воспользовавшись тем, что ст. 34 ЗК РФ не определяет уровень муниципального образования, ответственного за утверждение схемы. Считает, что схема расположения земельного участка утверждена не уполномоченным лицом. Если Новосибирский район счел, что у него есть права утверждать схему земельного участка, то сделать это должен был глава администрации. Делегировать полномочия по утверждению схемы он не имел права, т.к. это не предусмотрено НПА, ни ФЗ №..., ни Уставом Новосибирского района, а также у самого Главы Новосибирского района определять, кому делегировать эти полномочия, права нет. Единственное исключение предусмотрено Уставом Новосибирского района, сделано для первого заместителя главы и то в случаях, установленных Уставом, а именно в случае временного отсутствия главы района, невозможности исполнения им своих обязанностей, а также досрочного прекращения своих полномочий. В заявлении на предоставление земельного участка должна быть указана цель использования земельного участка, в заявлении МКУ «Земельное бюро» такая цель не указана. А вид, разрешенного использования указанный в заявлении это лишь совокупность разрешенных параметров использования земельного участка не тождественно цели. Администрация Новосибирского района не могла применять ст. 34 ЗК РФ по аналогии закона. Администрация Толмачевского сельсовета считает, что предоставление земельного участка носит притворный характер, т.к. никаких действий по регистрации права постоянного бессрочного пользования МКУ «Земельное бюро» не предпринимало. Вся процедура закончилась государственной регистрацией права собственности Новосибирского района, а сам Новосибирский район, в лице ФИО1 и ФИО2, своими письмами подтвердили, что в Новосибирском районе проводилась инвентаризация земельного фонда, путем оформления на них прав муниципальными учреждениями, а также предоставление проводилось для того, чтобы исключить вероятную возможность нежелательного предоставления недобросовестным участникам гражданских правоотношений. Процедура предоставления должна быть регламентирована в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и положением, принятым Решением ФИО4 района №... от 21.06.2012г., однако этим положением Администрация Новосибирского района не воспользовалась, т.к им не было предусмотрено предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, а издала вместо этого постановление №... па, наделив себя правом принимать акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в нарушении ст. 34 ЗК РФ. Указанное постановление признано незаконным, решением Центрального суда г. Новосибирска, вступившим в законную силу. В связи с этим просят призвать все действия администрации Новосибирского района по представлению МКУ «Земельное бюро» земельного участка незаконными.

Представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области - ФИО5, действующий на основании доверенности, требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не признал. В обоснование возражений указывал на то, что действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по опубликованию в периодичном печатном издании информации о возможном предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» не противоречат нормам законодательства, действовавшего на момент их совершения. На момент обращения МКУ «Земельное бюро» с заявлением о предоставлении земельного участка администрация района распоряжалась земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляла возложенные на нее законом полномочия, обязана была рассмотреть по существу в установленные сроки, обращение МКУ «Земельное бюро», составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схемы расположения земельного участка на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка. В случае представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, администрация была обязана принять решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, что и было сделано. Схема была утверждена уполномоченным должностным лицом. Земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет с учетом функционального зонирования территорий. Закон не предусматривает и не связывает возможность отказа в предоставлении земельного участка исходя из положений Генерального плана, вопреки утверждениям заявителя. Правовой режим земель определяется в силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ исходя и принадлежности категорий и разрешенного использования. Генеральный план не устанавливает правовой режим земель. Полагает, что в заявлении была указана цель использования земельного участка. Администрация при предоставлении спорного земельного участка руководствовалась прежде всего нормами прямого действия, содержащимися в Земельном кодексе и иных федеральных законах. Полагает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты и заявителем не доказано нарушение го прав и охраняемых законом интересов. Подход, отстаиваемый заявителем, означает, что на территории Толмачевского сельсовета только Администрация Толмачевского сельсовета вправе осуществлять деятельность и приобретать земельные участки с таким разрешенным использованием. Считает, что данный земельный участок не может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие Новосибирского района в целом. Относительно доводов о фиктивности предоставления исходим из того, что земельный участок является предметом судебного разбирательства и до достижения правовой определенности передача спорного земельного участка МКУ «Земельное бюро», регистрация права постоянного бессрочного пользования является нецелесообразной.

Считает недоказанным, что предоставленные администрацией земельные участки МКУ НФСЦ, нарушили принятые заявителем решения, программы, проекты планировки территорий.

Законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, как утверждение генеральным планом иного местоположения объекта капитального строительства. Генеральный план сам по себе никогда не устанавливал и не устанавливает местоположение предполагаемого строительства какого-либо объекта недвижимости.

Представитель 3-его лица ФИО5, действующий на основании доверенности, с доводами заявления администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не согласен; поддержал доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления ( статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные в требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем дело рассмотрено по общим правилам искового производства.

Выслушав представителя администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области, представителя 3-го лица - МКУ «Земельное бюро», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

Аналогичные нормы установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании администрация Новосибирского района Новосибирской области предоставила Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» земельный участок на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадок отдыха, беседок и видовых площадок земельный участок с кадастровым номером 54:19:030301:765, расположенный на территории <адрес> сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ.

Пунктом 16 статьи 34 вышеуказанного федерального закона установлено, что в случае, если до дня вступления его в силу органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов,

опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, распоряжение таким участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, независимо от наличия Правил землепользования и застройки сельского поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного с самоуправления.

В соответствии со статьей 34 ЗК РФ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.

Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4).

Администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области оспаривается процедура предоставления и оформления вышеуказанного земельного участка, расположенного на территории поселений в границах Толмачевского сельсовета из земель, право собственности на которые не разграничено.

Как следует из материалов дела Муниципальное казенное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» обратилось с заявлениями на имя Главы Новосибирского района ФИО2 о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ для достижения предусмотренных Уставом целей, указав ориентировочную площадь земельного участка, его местоположение и вид разрешенного использования земельного участка.

Данное заявление, зарегистрировано в администрации Новосибирского района Новосибирской области, что подтверждается представленными представителем администрации Новосибирского района Новосибирской области сведениями о регистрации входящих заявлений за период с 31.10,2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Приобская правда» №... (9436) на стр. 11 были опубликованы сообщения администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможном предоставлении Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района, ориентировочной площадью 7 200 кв.м. для размещения площадки отдыха.

Схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 54:19:030301:765, расположенного на территории с, Алексеевка Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утверждена заместителем главы администрации Новосибирского района Новосибирской области ФИО1 на оснований выданной Главой администрации <адрес> Новосибирской области ФИО2 доверенности №... от ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлении МКУ «Земельное бюро», в постановлении администрации Новосибирского района Новосибирской области о предоставлении земельного участка, не указана цель использования земельного участка как того требует п. 3 ст. 34 ЗК РФ (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) и п. 2 ст. 8 Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области», утвержденного решениемФИО4 района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области №...-па от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен МКУ «Земельное бюро» с разрешенным использованием: площадки отдыха, беседки, видовые площадки.

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определен ряд понятий, согласно которым - градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).

Правила землепользования и застройки -документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).

Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).

В соответствии со статьей 17.1 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О градостроительной деятельности в Новосибирской области» в документах территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области - на схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению следующие виды объектов местного значения в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 5 пункта 1); на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа подлежат отображению следующие виды объектов местного значения -в области физической культуры и массового спорта объекты, в которых (на территории которых) размещаются: физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 3 пункта 2).

В соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

В соответствии с пунктом 6 Положения «О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области, утвержденного решением ФИО4 района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ№... и на основании которого в том числе, как пояснял в судебном заседании представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области, осуществлялось оформление и предоставление спорных земельных участков, под целями предоставления земельных участков, не связанных со строительством, понимаются ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, иные, не связанные со строительством цели

В Толмачевском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области имеется утвержденный Генеральный план Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, прошедший процедуру публичных слушаний, который не предусматривает размещение рекреационных сооружений в д. Алексеевка Толмачевского сельсовета Новосибирского района на территории, занимаемой земельным участком с кадастровым номером №... площадью 7 200 кв.м. В текстовой части генплана МО Толмачевский сельсовет (Положение о территориальном планировании - п. 3.2 Развитие и размещение объектов социально-культурного и бытового обслуживания местного значения, Таблица 3.2-1) в д. Алексеевка на расчетный срок планируется один Спортивно-рекреационный комплекс, который будет расположен в центральной части деревни, а не на месте земельного участка с кадастровым номером №....

Земельный участок с кадастровым номером №... был предоставлен МКУ «Земельное бюро» для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок в нарушение прямого запрета, содержащегося в ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений..

Согласно п. 4 той же статьи не допускается принятие органами местного самоуправления решений(за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения объектов местного значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований.

Соответственно, рекреационные сооружения, в том числе площадки отдыха, беседки, видовые площадки, которые МКУ «Земельное бюро» собралось разместить в д. Алексеевка Толмачевского сельсовета на земельном участке 7 192 кв.м., являются объектами местного значения. По этой причине сведения о планах по их возведению должны были быть отражены как в документах территориального планирования органов местного самоуправления, а именно в Схеме территориального планирования Новосибирского района Новосибирской области и Генеральном плане Толмачевского сельсовета, при этом доказательств этому представлено в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не было.

Ни текстовая часть материалов по обоснованию схемы территориального планирования Новосибирского района, ни графическая часть в виде карт, не содержит каких бы то ни было упоминаний о планах по строительству на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области таких объектов местного значения как площадки отдыха, беседки, видовые площадки.

Органами муниципальной власти Новосибирского района не принято никаких программ социально-экономического развития, которые предусматривали бы создание муниципальным учреждением района на территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области рекреационных сооружений на площади 7 192 кв.м.

Генеральный план Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не предусматривает размещение рекреационных сооружений в д. Алексеевка Толмачевского сельсовета, на территории занимаемой земельным участком с кадастровым номером №... площадью 7 192 кв.м.

Кроме того, принимая во внимание положения статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, суд считает, что все вышеперечисленные объекты - площадки отдыха, беседки, видовые площадки, для размещения которых администрацией Новосибирского района Новосибирской области принималось решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Муниципального казенного учреждения Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро», относятся к объектам капитального строительства и, таким образом, применение к данным правоотношениям статьи 34 ЗК РФ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, незаконно и необоснованно, поскольку порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности был установлен статьей 30 ЗК РФ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом доводы представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области в части того, что данные объекты нельзя отнести к объектам капитального строительства, поскольку они могут быть перенесены, суд считает необоснованными, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам права.

В нарушение п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в ред. действовавшей до 01.03.2015г.) Администрацией Новосибирского района НСО при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:030301 не было учтено зонирование территории. В утвержденной 12.12.2014г. схеме расположения земельного участка указан вид разрешенного использования земельного участка: площадки отдыха, беседки, видовые площадки. Такой вид разрешенного использования земельного участка на территории Толмачевского сельсовета предусмотрен только для зоны рекреационного назначения (зоны Р) (п. 1 главы 9 «Зона рекреационного назначения (Р)» части II «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки территории МО Толмачевский сельсовет, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГГГ№... очередной 29-й сессии четвертого созыва ФИО6 сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (опубликованы в Специальном выпуске газеты Приобская правда» выпуск №...(860) от ДД.ММ.ГГГГ (текстовая часть) и Специальном выпуске газеты Приобская правда» выпуск №... (861) от ДД.ММ.ГГГГ (графическая часть -карта градостроительного зонирования)).

Между тем, земельный участок с кадастровым номером №... на территории <адрес> сельсовета расположен в зоне Ж-2 (Жилая зона блокированных жилых домов), которая такой вид разрешенного использования земельных участков как площадки отдыха, беседки, видовые площадки не предусматривает (глава 3 «Зона жилой застройки (Ж)» части II «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки территории МО Толмачевский сельсовет).

Земельный участок с кадастровым номером №... не соответствует требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку границы земельного участка приводят к вклиниванию, вкрапливанию в квартал индивидуальной жилой застройки объекта рекреации, который не предусмотрен документами территориального планирования.

Исходя из системного толкования статей 19, 36-37 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд считает обоснованными доводы представителей администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в той части, что схема расположения земельного участка, была утверждена неуполномоченным на то должностным лицом (на основании представленной доверенности).

Поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является частью процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной законом, иными нормативными актами, решая вопрос об утверждении схем земельных участков, администрация Новосибирского района Новосибирской области, реализует властные полномочия, предоставленные вышеуказанными нормативными актами и Уставом Новосибирского района Новосибирской области (пункт 21 части 1 статьи 28). Утверждение Администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможности передачи данных правомочий главой <адрес> иному должностному лицу на основании доверенности не соответствует нормам права, а также принципам организации местного самоуправления.

В правоотношениях по предоставлению земельных участков администрация Новосибирского района Новосибирской области является органом власти ( ст. 5 ЗК РФ), а полномочия главы администрации района по утверждению схемы расположения земельного участка являются властными полномочиями. Права и обязанности главы администрации района определены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Уставе Новосибирского района Новосибирской области.

Ни один из указанных нормативно-правовых актов не дает главе администрации района право передавать кому-либо свои властные полномочия.

Согласно ст. 26 Устава Новосибирского района предусмотрено, что главой администрации является глава района, который руководит ей на принципах единоначалия и от имени администрации осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, законами Новосибирской области, Уставом Новосибирского района, муниципальными правовыми актами ( п. 9 ч. 5 ст. 26 Устава).

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, администрация Новосибирского района Новосибирской области в лице главы администрации, вправе была утверждать схемы расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при этом правовые основания для передачи властных полномочий, в том числе в части утверждения схемы расположения земельных участков, по доверенности заместителем главы Новосибирского района Новосибирской области, отсутствовали, а ссылка представителя администрации на представленную доверенность ( на имя ФИО1), а также должностной регламент муниципального служащего по должности -заместителя главы администрации-начальника управления имущественных и земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области, распоряжение №...-р от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей между заместителями главы администрации Новосибирского района», Положение об управлении имущественных и земельных отношений администрации Новосибирского района Новосибирской области, является не состоятельной и не основанной на нормах права.

Кроме того, Постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области №...-па от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администраций Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством», позволяющее администрации Новосибирского района Новосибирской области предоставлять земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, решением Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. Указанное решение суда вступило в законную силу - ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные положения норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления Муниципальному казенному учреждению Новосибирского района Новосибирской области «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование для размещения площадок отдыха, беседок, видовых площадок, земельного участка, расположенного на территории в д. Алексеевка Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с кадастровым номером №... площадью 7 192 кв.м., утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №... от ДД.ММ.ГГГГ, издание Постановления №...-па от ДД.ММ.ГГГГ о передаче земельного участка в постоянное(бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению «земельное бюро» законными признать нельзя и в данной части требования администрации Толмаческого сельсовета Новосибирского района Новосибирской области следует признать обоснованными, поскольку данными действиями нарушаются права муниципального образования на организацию и выполнение планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение генеральных планов поселения, правил пользования и застройки, так как в результате оспариваемых действий администрации муниципального образования -администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не сможет осуществить в отношении данного земельного участка свои полномочия, существенно уменьшается территория перспективного развития муниципального образования.

Доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области о законности всех оспариваемых действий не могут быть признаны обоснованными и опровергаются вышеуказанными доказательствами.

При этом суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района в части признания незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области о выдаче заключения о возможности использования и предоставления земельного участка для заявленных целей, подаче документов в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка, о получении кадастрового паспорта, а также подписания акта о передаче земельного участка с кадастровым номером №... МКУ «Земельное бюро» и подаче заявления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области для проведения процедуры государственной регистрации права собственности Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:030301:765, так как данные действия администрацией Новосибирского района Новосибирской области не осуществлялись. Доказательств, подтверждающих обратное администрацией Толмачевского сельсовета Новосибирского района суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации <адрес> - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование с назначением: для размещения площадок отдыха, беседок и видовых площадок земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 7 192 кв.м,, расположенного на территории села Алексеевка Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно: утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №... от ДД.ММ.ГГГГ; издание постановления за №...-па от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №..., в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Земельное бюро».

В остальной части требования администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд чрез Новосибирский районный суд Новосибирской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий -