ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1248/2022 от 07.04.2022 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Административное дело № 2а-1248/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 7 апреля 2022 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,

с участием административного ответчика Чистяковой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу к Чистяковой Ирине Игоревне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец (МИФНСРоссии № 11 по Санкт-Петербургу) обратился в Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что Чистякова И.И., осуществлявшая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., являлась плательщиком страховых взносов по ОПС в размере 24618 руб. 35 коп. и ОМС в размере 5416 руб. 13 коп. Ссылаясь на то, что налогоплательщик только частично исполнила установленную налоговым законодательством обязанность, уплатив дд.мм.гггг. недоимку по ОПС в размере 4200 руб. и дд.мм.гггг. в размере 5800 руб., на требование от дд.мм.гггг. погасить задолженность не отреагировала, а судебный приказ на взыскание образовавшейся недоимки по заявлению налогоплательщика был отменен, административный истец просил суд взыскать с Чистяковой И.И. недоимку по страховым взносам на ОПС за 2018 год в размере 14618 руб. 35 коп. и сумму пени за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1 431 руб. 15 коп.,, недоимку по взносам на ОМС за 2018 год в размере 5416 руб. 13 коп. и пени за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 530 руб. 23 коп., а всего на общую сумму 21995 руб. 86 коп.

Определением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Советский районный суд г. Рязани.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, своего представителя не направил, о причинах не обеспечения присутствия своего представителя суду не сообщил.

Административный ответчик заявленные требования не признала, указывая на то, что при взыскании налоговой задолженности суду необходимо учесть все налоговые выплаты налогоплательщика по всем видам налогов и по бюджетам всех уровней, произвести зачет излишне уплаченных налогоплательщиком налоговых платежей, а также принять во внимание нарушение налоговым органом порядка и сроков рассмотрения обращений налогоплательщика по соответствующим спорным вопросам.

Суд, выслушав объяснения административного ответчика, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии стороны административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

К таким органам, в том числе относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и по иным установленным законам обязательным платежам, а также пени, проценты и штрафы ним (ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации – далее по тексту НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Так, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и аналогичное положение содержится в налоговом законодательстве (ст. 3), который с дд.мм.гггг. регулирует, в том числе и правоотношения о взыскании страховых взносов.

Согласно ст. 8 НК РФ, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В силу ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели, для которых положениями пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из их дохода.

Если иное не предусмотрено законом в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат уплате в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, согласно пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, уплачиваются индивидуальными предпринимателями в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В соответствии со ст. 430 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и, если иное не предусмотрено законом, уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения статуса индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Просрочка уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) является основанием для начисления налогоплательщику к уплате также пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня его уплаты, если иное не предусмотрено законом, 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст. 75 НК РФ).

Аналогичные положения содержатся в ст. 26.11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ.

В рассматриваемом случае Чистякова И.И. в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. осуществляла предпринимательскую деятельность, а, соответственно, признается плательщиком страховых взносов:

- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с дд.мм.гггг.) в размере 24 618 руб. 35 коп.;

- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с дд.мм.гггг. в размере 5416 руб. 13 коп.

Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик частично исполнила установленную налоговым законодательством обязанность по уплате взносов на ОПС (дд.мм.гггг. в размере 4 200 руб. и дд.мм.гггг. в размере 5800 руб.), в результате чего размер оставшейся налоговой задолженности составил: по страховым взносам на ОПС – в размере 14618 руб. 35 коп., по страховым взносам на ОМС в размере 5416 руб. 13 коп.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей по уплате страховых взносов налогоплательщику были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1413 руб. 15 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 530 руб. 23 коп., арифметическая правильность расчета которых, представленного налоговым органом, проверена судом и административным ответчиком в установленном законом порядке не оспорена.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспорены в установленном законом порядке административным ответчиком, в том числе путем предоставления доказательств наличия правовых оснований для освобождения от уплаты страховых взносов по основаниям, перечисленным в ст. 430 НК РФ (временной нетрудоспособности и материнства, не осуществления соответствующей деятельности и т.п., при условии представления в налоговый орган заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов).

К доводам административного ответчика, что спорная налоговая задолженность должна была быть признана налоговым органом погашенной зачетом излишне уплаченных (взысканных) взносов за иные периоды, излишне уплаченного (взысканного налога) налогоплательщиком, суд относится критически, поскольку они являются голословными.

Действительно, зачет излишне уплаченного (взысканного) налога может быть осуществлен, как по решению налогового органа, принимаемого в порядке, установленном налоговым законодательством, на основании письменного заявления налогоплательщика, а в определенных законом случаях и налоговым органом самостоятельно, так и на основании решения суда по соответствующему иску налогоплательщика (ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18).

Однако, решениями налогового органа от дд.мм.гггг. и , в зачете излишне уплаченного налога на сумму 5354 руб. и 4901 руб. 20 коп., соответственно, Чистяковой И.И. было отказано, по основаниям п. 1 пп.1 ст. 78 НК РФ, а именно ввиду того, что налоги, предлагаемые к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов.

Своим правом на оспаривание решений налогового органа по вопросу зачета излишне уплаченного (взысканного) налога Чистякова И.И. не воспользовалась, заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога не подала, и с самостоятельным административным исковым заявлением в суд о зачете излишне уплаченного налога не обратилась.

Более того, в ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было прямо указано, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п.1); а сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету исключительно по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п.1.1).

Давая оценку утверждениям Чистяковой И.И. о том, что частичная оплата спорного налога была произведена путем проведения соответствующих банковских операций дд.мм.гггг.: на сумму 8610 руб. по операции , на сумму 565 руб. 17 коп. по операции , на сумму 3796 руб. 62 коп. по операции , на сумму 249 руб. 19 коп. по операции , суд также находит их несостоятельными.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Статья 45 НК РФ гласит, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком и прекращается со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Частью 1 ст. 40 БК РФ определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (ч. 2 ст. 40 НК РФ.

При этом, согласно ч. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены «Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами» (далее - Правила).

В том числе, данными правилами установлено, что в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение оснований платежа, но при невозможности такого указания указывается «0»; в реквизите «107» - значение показателя налогового периода, указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах; в реквизите «Назначение платежа» - дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств и настоящим Порядком.

В том числе, согласно ст. 18 БК РФ, к реквизитам платежа относится бюджетная классификация (КБК), предназначенная для группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Код бюджетной классификации относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета. Однако, с учетом того, что налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении само по себе не является основанием для признания обязанности налога не исполненной.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа («Порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами», утв. Приказом ФНС России от 25 июля 2017 года »).

В рассматриваемом случае совершенные Чистяковой И.И. платежи на сумму 8610 руб. по операции и на сумму 3796 руб. 62 коп., по операции , как и платежи на сумму 249 руб. 19 коп. по операции и на сумму 565 руб. 17 коп. по операции , были внесены на счет налогового органа, с указанием назначения платежа «налоговый платеж», а также по КБК , КБК , КБК и КБК , соответственно.

Исходя из справочной информации «Таблицы кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации по группе «Налоговые и неналоговые доходы», Приказа Минфина России от дд.мм.гггг.,

КБК отнесен к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до дд.мм.гггг.); КБК отнесен к страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до дд.мм.гггг.); КБК отнесен к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (пени по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до дд.мм.гггг.); КБК отнесен к страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до дд.мм.гггг.).

При таком положении дела, суд приходит к выводу о невозможности признания судом указанных платежей оплаченными именно в счет погашения истребуемых страховых взносов и пеней за период 2018 года, но административный истец не лишена возможности воспользоваться своим правом и обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога, и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.

При этом, как разъяснено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, из положений НК РФ не следует, что налогоплательщик, уплативший налог за один из предыдущих периодов в излишнем размере, ограничен в возможности производить уплату налога за текущий период с учетом остатка платежей по налогу, накопленного на его лицевом счете. Задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога в данном случае, с учетом накопленных сумм, объективно отсутствует. Отражение налоговым органом в справках о состоянии расчетов с бюджетом одновременно недоимки и переплаты по одному и тому же налогу в одинаковых размерах по состоянию на одну дату является свидетельством отсутствия налоговой задолженности перед бюджетом.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для признания факта отсутствия у Чистяковой И.И. спорной налоговой задолженности не имеется, поскольку обозначенные ею налоговые платежи: либо внесены по тому же виду налога, но за предыдущие периоды, по которым в представленной налоговым органом расшифровке переплата не значится; либо внесены на оплату иного налога, по другим строкам бюджетной системы Российской Федерации, что послужило основанием для принятия налоговым органом решений об отказе в их зачете в счет оплаты спорного налога.

Как указывалось выше, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится налогоплательщиком самостоятельно (ст. 430 НК РФ).

Вместе с тем, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок, суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период такими плательщиками, определяет налоговый орган, о чем направляет требование по соответствующим правилам.

По общему правилу, установленному ст. ст. 69, 70 НК РФ, для извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, при наличии у него недоимки, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, путем передачи налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, или направления по почте заказным письмом.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В суд в порядке искового производства требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из содержания и смысла приведенных норм, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в административном исковом порядке правовое значение имеет соблюдение налоговым органом порядка взыскания налога, в том числе соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и срока предъявления требования о взыскании налога в суд в порядке административного искового производства.

При этом, для разрешения вопроса о соблюдении досудебного порядка урегулирования налогового спора существенное значение имеют факты направления налогоплательщику требования об уплате налога и предварительного обращения налогового органа за вынесением судебного приказа, а для исчисления срока обращения в суд - дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как соблюдение иных установленных налоговым законодательством сроков, в том числе срока направления требования об уплате налога, срока на обращение в суд за получением судебного приказа, подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62).

Более того, несвоевременное совершение налоговым органом иных действий (например, срока направления требования об уплате налога) не является ни основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании налога, ни основанием для оставления административного иска без рассмотрения, не препятствует восстановлению пропущенных процессуальных сроков, а также влияет исключительно на расчет совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который не может быть продлен, а должен быть исчислен объективно - в последовательности и продолжительности, установленной всеми нормами закона.

Аналогичная по своей сути правовая позиция содержится в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 71.

Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика Чистяковой И.И. направлялись требование от дд.мм.гггг. (дд.мм.гггг. получено через личный кабинет налогоплательщика) со сроком исполнения до дд.мм.гггг., требование от дд.мм.гггг. (дд.мм.гггг. получено через личный кабинет налогоплательщика) на другие налоги и сборы со сроком исполнения до дд.мм.гггг., а также непосредственно требование об уплате страховых взносов и пеней от дд.мм.гггг. (дд.мм.гггг. получено через личный кабинет налогоплательщика) со сроком исполнения до дд.мм.гггг., которые в спорной части остались без ответа и исполнения.

Отсутствие в требовании от 2019 года информации о наличии у налогоплательщика задолженности по страховым взносам и пеням, само по себе об отсутствии таковой не свидетельствует.

Определением мирового судьи от дд.мм.гггг. судебный приказ на взыскание страховых взносов, вынесенный дд.мм.гггг., был отменен, а дд.мм.гггг., то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока, налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском (штамп на почтовой бандероли).

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

В рассматриваемом случае судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в его принятии, а в суд с рассматриваемым иском налоговый орган обратился в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, а до этого последовательно принимал меры, явно выражающие его волю на взыскание с налогоплательщика неуплаченных сумм в принудительном порядке.

При установленных обстоятельствах суд находит доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд основанными на ошибочном толковании закона.

Анализируя установленные обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, учитывая, что налоговым органом был соблюден порядок и сроки взыскания налога (взносов), заявленный им административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере 859 руб. 88 коп., в соответствии со ст. 114 КАС РФ, с учетом положений бюджетного законодательства в контексте правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36, подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Санкт-Петербургу к Чистяковой Ирине Игоревне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени – удовлетворить.

Взыскать с Чистяковой Ирины Игоревны в доход федерального бюджета:

страховые взносы за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 14618 руб. 35 коп. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 1431 руб. 15 коп.;

страховые взносы за 2018 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5416 руб. 13 коп. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за период дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 530 руб. 23 коп.

Реквизиты для перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

БАНК: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

БИК: 044030001 ИНН: 7842000011 КПП: 784201001

Расчетный счет: 40101810200000010001

КБК: 18210202140061110160 налог; 18210202140062110160 пени

Получатель платежа: УФК по С.Пб. МИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу

Код ОКТМО: 40911000 МО № 80 (по адресу); 40912000 МО № 81.

Реквизиты для перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование:

БАНК: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

БИК: 044030001 ИНН: 7842000011 КПП: 784201001

Расчетный счет: 40101810200000010001

КБК: 18210202103081013160 налог; 18210202103082013160 пени

Получатель платежа: УФК по С.Пб. МИФНС России № 11 по Санкт-Петербургу

Код ОКТМО: 40911000 МО № 80 (по адресу); 40912000 МО № 81.

Взыскать с Чистяковой Ирины Игоревны государственную пошлину в размере 859 руб. 88 коп. в доход бюджета города.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья – подпись Г.А. Прошкина