ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1248/2022 от 14.06.2022 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1248/2022

УИД 23RS0020-01-2022-001793-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ус О.А.,

при секретаре судебного заседания Трикозовой Е.Г.,

с участием: помощника прокурора Кореновского района Тыщенко Ю.Е.,

представителя администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района Рохманка Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района об оспаривании действий (бездействий) администрации Сергиевского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района об оспаривании действий (бездействий) администрации Сергиевского сельского поселения, выразившееся в не исполнении обязанности по размещению информации, предусмотренной п. 3 ст. 4.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка о соблюдении законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на официальном Интернет-сайте администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района не размещена информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования с учетом требований ст. 4.3 Федерального закона №7-ФЗ п.п. 5, 7, 9 Правил. Таким образом, неисполнение возложенных на орган местного самоуправления обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. В результате ненадлежащего исполнения природоохранного законодательства и подмены принципиально важных задач фактами формального подхода к полномочиям органов местного самоуправления на территории Сергиевского сельского поселения Кореновского района не выполняются важнейшие задачи о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения административного истца в суд с иском к администрации Сергиевского сельского поселения.

Представитель административного истца - помощник прокурора Кореновского района ФИО2 доводы, приведенные в административном исковом заявлении, поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района ФИО3, в судебном заседании ходатайств не заявляла, письменных пояснений (возражений) не представила, против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Выслушав объяснения представителя административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Сергиевского сельского поселения и выявлены нарушения в части осуществления мероприятий по экологическому просвещению населения, выразившееся в нарушении п. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это в том числе деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 4.3 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 7-ФЗ.

Органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные): 1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; 2) о радиационной обстановке; 3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; 4) об обращении с отходами производства и потребления; 5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения (далее – Правила).

В силу п.п. 2, 3 Правил экологическая информация подлежит размещению субъектами размещения экологической информации на своих официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем. Экологическая информация, размещенная на официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, является общедоступной и предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Согласно п. 5 Правил содержание экологической информации, размещаемой субъектами размещения экологической информации, к которым отнесены, в том числе, органы местного самоуправления, в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, включая форму ее размещения, приведены в Приложении к Правилам.

Размещению на официальных сайтах субъектов размещения экологической информации или с помощью государственных и муниципальных информационных систем подлежит экологическая информация, указанная в пункте 3 статьи 4.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне (п. 7 Правил).

В силу п.п. 10, 11 Правил экологическая информация размещается на официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем в виде электронных документов в формате, не зашифрованном или защищенном от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информации с ее содержанием, а также ее получение без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Формат размещения экологической информации должен обеспечивать отображение содержания размещенной экологической информации, информации о субъекте размещения экологической информации, разместившем ее на официальном сайте или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, должностном лице субъекта размещения экологической информации, ответственном за размещение экологической информации, а также о способах оперативной связи с таким лицом.

Обновление размещаемой экологической информации осуществляется субъектами размещения экологической информации в сроки, приведенные в приложении к данным Правилам.

Согласно Приложению к Правилам органы местного самоуправления на официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем размещают информацию:

- о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп, включая наименование пункта приема, адрес пункта приема в форме сведений о местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (п. 14),

- сведения об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении, охотничьих угодьях, охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства в форме сведений из государственного охотхозяйственного реестра (п. 22);

- сведения о проведении общественных обсуждений, направленных на информирование граждан и юридических лиц о планируемой (намечаемой) хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, включая: форму проведения общественных обсуждений; даты, времени и места проведения общественных обсуждений; наименования и места размещения объекта общественного обсуждения (п. 64).

В силу п. 9 Правил субъект размещения экологической информации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность экологической информации, размещенной на официальном сайте или с помощью государственных и муниципальных информационных систем.

Вместе с тем, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Сергиевского сельского поселения не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения в полном объеме.

Так, на официальном Интернет-сайте поселения (http://wp.sergievka.ru) в нарушение названных требований закона не размещена информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования с учетом требований ст. 4.3 Федерального закона № 7-ФЗ, п.п. 5, 7, 9 Правил.

Также было установлено, что прокурором района главе Сергиевского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения которого выявленные нарушения устранены частично, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Сергиевского сельского поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства в полном объеме не размещена (не указаны сведения о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп, включая наименование пункта приема, адрес пункта приема в форме сведений о местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп; об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении, охотничьих угодьях, охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства; о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв; о радиационной обстановке; о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; об обращении с отходами производства и потребления; о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду).

Отсутствие в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Сергиевского сельского поселения указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, так как у пользователей сети «Интернет» не имеется возможности получения информации о деятельности органов местного самоуправления и их результатах, установленной законодательством Российской Федерации, что ведет к информационной изоляции граждан.

Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения природоохранного законодательства и подмены принципиально важных задач фактами формального подхода к полномочиям органов местного самоуправления в области законодательства об охране окружающей среды на территории Сергиевского сельского поселения не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения в полном объеме, что нарушает право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные в административном исковом заявлении требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района об оспаривании действий (бездействий) администрации Сергиевского сельского поселения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района, выразившееся в неосуществлении в полном объеме мероприятий по экологическому просвещению населения.

Обязать администрацию Сергиевского сельского поселения Кореновского района разместить на официальном сайте в сети «Интернет» - http://wp.sergievka.ru) информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Сергиевского сельского поселения Кореновского района в соответствии с требованиями ст. 4.3, ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2314 «Об утверждении Правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения» в срок до 14 июля 2022 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его вынесения.

Судья

Кореновского районного суда О.А.Ус