Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 22 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-1249/2018 по административному иску администрации г.Тамбова к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Елене Александровне, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, УФССП России по Тамбовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 05.07.2016, вступившим в законную силу 09.08.2016, на городской округ г.Тамбов в лице Администрации г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 44 и освободить земельный участок от строительного мусора.
07.02.2017 на основании выданного Ленинским районным судом г.Тамбова исполнительного листа № ФС 010386501 от 09.08.2016 возбуждено исполнительное производство № 91182/17/68012-ИП и администрации г.Тамбова предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
07.03.2017 ввиду неисполнения администрацией г.Тамбова требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб.
Администрация г.Тамбова обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
В административном иске указано, что администрация г.Тамбова не уклоняется от исполнения своих обязательств. В течение установленного судебным приставом – исполнителем срока, реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств. Длительность исполнения, а также ограниченность бюджетного финансирования не позволяют исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Порядок списания расселенных аварийных домов, подлежащих сносу, регламентируется Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа – город Тамбов, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 №420. В соответствии с указанным решением Тамбовской городской Думы жилые помещения относятся к основным средствам. Объекты основных средств, относящиеся к объектам недвижимости, включенные в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, списываются на основании решения городской Думы. Решение Тамбовской городской Думой о списании строения по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 44 принято 31.12.2017. До принятия такого решения разборка и демонтаж объектов не допускается. В настоящее время определяется источник финансирования работ по сносу строения.
В судебном заседании представитель административного истца администрации г.Тамбова по доверенности Уланова Н.Н. поддержала предъявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области по доверенности Иванова К.А. и заинтересованное лицо прокурор Ленинского района г.Тамбова Татаринов С.Г. в судебном заседании возражали против административного иска, считая, что администрация г.Тамбова не представила каких-либо объективных доводов и доказательств того, что неисполнение решение суда вызвано уважительными причинами. Неисполнение решение суда составляет более года.
Судебный пристав – исполнитель Шарова Е.А., представитель УФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска исходя из нижеследующего.
На основании ч.ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 05.07.2016, вступившим в законную силу 09.08.2016, на городской округ г.Тамбов в лице Администрации г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 44 и освободить земельный участок от строительного мусора.
07.02.2017 на основании выданного Ленинским районным судом г.Тамбова исполнительного листа № ФС 010386501 от 09.08.2016 возбуждено исполнительное производство № 91182/17/68012-ИП и администрации г.Тамбова предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
07.03.2017 ввиду неисполнения администрацией г.Тамбова требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
По мнению суда в рассматриваемом случае виновное противоправное бездействие должника в исполнении решения суда отсутствует.
Исполнение решения Ленинского районного суда г.Тамбова от 05.07.2016 носит длящийся характер, поскольку для организации работ по сносу объекта должнику необходимо совершить ряд последовательных действий по их списанию. Сам по себе процесс списания объектов не может находиться вне процедуры исполнения судебного решения.
Решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 № 420 утверждено Положение о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа – город Тамбов (далее – Положение).
Данное Положение разработано в соответствии с правовыми актами, регламентирующими учет и использование основных средств и определяет порядок списания и исключения из Реестра муниципального имущества, имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям либо находящегося в муниципальной казне, города Тамбова, непригодного для дальнейшего использования, а также муниципального недвижимого имущества, подлежащего сносу на основании решения о развитии застроенной территории, изъятии земельных участков для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова.
Согласно пункту 5 статьи 2 Положения объекты основных средств, относящиеся к объектам недвижимости, включенные в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города о развитии застроенной территории (далее - объекты недвижимости, подлежащие сносу), а также объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, изъятых для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова, списываются на основании решения городской Думы.
В силу пункта 3 статьи 6, статьи 6.1 Положения в целях списания указанных объектов органом администрации города, осуществляющим функции по учету имущества муниципальной казны, формируется следующий пакет документов: утвержденный акт на списание объекта основных средств; копия карточки учета объекта основных средств; выписка из реестра муниципального имущества; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - в отношении объектов недвижимости, право собственности на которые возникло после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; в отношении жилых помещений и жилых домов - документ, подтверждающий, что в жилом помещении (жилом доме) никто не зарегистрирован; цифровые фотографические изображения объекта, предлагаемого к списанию (в электронной форме), позволяющие его идентифицировать, с указанием даты съемки и выполненные не ранее 14 дней до дня направления документов в городскую Думу для принятия решения о списании; копия свидетельства о регистрации права либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости городского округа - город Тамбов на переданные взамен списываемого имущества объекты и (или) договоров (соглашений) о денежной компенсации, включая справку о поступлении денежных средств в бюджет городского округа - город Тамбов (в отношении объектов недвижимости, подлежащих сносу); документы, подтверждающие право собственности городского округа - город Тамбов на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, изъятых для муниципальных нужд (в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, связанных с застройкой города Тамбова).
Проект решения о списании объектов основных средств с выпиской из протокола комиссии, документами, предусмотренными статьей 6 Положения, вносится в городскую Думу в порядке, установленном Положением "О правовых актах Тамбовской городской Думы" (статья 10 Положения).
Согласно статье 11 Положения до момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств разборка и демонтаж объектов основных средств не допускаются. Муниципальные учреждения и предприятия, которым решением городской Думы разрешено произвести списание объектов основных средств, в месячный срок с момента вступления в силу решения городской Думы представляют в администрацию города документы, подтверждающие проведенное списание.
Сведения о списанных объектах основных средств в установленном порядке исключаются из Реестра муниципального имущества. Основанием для исключения из Реестра муниципального имущества сведений об объектах основных средств является соответственно решение городской Думы о списании объектов основных средств (статья 14 Положения).
Из материалов дела следует, что решение Тамбовской городской Думой о списании строения по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 44 принято лишь 31.12.2017.
Таким образом, суд считает, что неисполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины администрации г.Тамбова и наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск администрации г.Тамбова удовлетворить.
Освободить администрацию г.Тамбова от исполнительского сбора в сумме 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Еленой Александровной от 07.03.2017.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 24.05.2018
Судья: Е.С. Воронцова