Адм.дело №2а-124/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2018 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора Авдеевой Е.Н. при секретаре Ивановой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> и территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> и территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Требования административного истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ группа граждан Российской Федерации образовала инициативную группу по проведению местного референдума и приняла решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории муниципального образования городское поселение Талдом Талдомского муниципального района <адрес> с вопросом: «Глава городского поселения Талдом Талдомского муниципального района избирается гражданами, проживающими на территории городского поселения Талдом Талдомского муниципального района и обладающими избирательным правом, на муниципальных выборах сроком на 5 лет» «ЗА» «ПРОТИВ». Решением собрания инициативной группы уполномоченным представителем инициативной группы был назначен ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа обратилась в муниципальную избирательную комиссию городского поселения Талдом с ходатайством о регистрации инициативной группы. В соответствии с ч.4 ст.8 Закона о местном референдуме избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о направлении их в Совет депутатов муниципального образования или об отказе в регистрации инициативной группы. Несмотря на то, что предусмотренный законом пятнадцатидневный срок истек, муниципальная избирательная комиссия не приняла никакого решения, чем нарушила права административного истца. На основании изложенного просит признать бездействие муниципальной избирательной комиссии городского поселения Талдом незаконным, обязать муниципальную избирательную комиссию городского поселения Талдом передать ходатайство инициативной группы и приложений к нему в Совет депутатов городского поселения Талдом.
В судебном заседании административный истец – руководитель инициативной группы ФИО1 административный иск поддержал и пояснил, что Совет депутатов городского поселения принял решение о внесении изменений в Устав городского поселения Талдом, который предусматривает выборы Главы из состава депутатов. Они собрали инициативную группу, которая решила обратиться в муниципальную избирательную комиссию, чтобы они передали в Совет депутатов ходатайство. Муниципальная избирательная комиссия не решила этот вопрос. ДД.ММ.ГГГГ они передали ходатайство, ответа не было. Председатель избирательной комиссии подал заявление о снятии полномочий. Считает, что муниципальная избирательная комиссия на сегодняшний день действует. Есть решение от ДД.ММ.ГГГГ о формировании МИК, в котором указан состав, срок полномочий на 5 лет, ДД.ММ.ГГГГ истекает срок полномочий МИК. Совет депутатов ходатайствовал о передаче полномочий. Он знает о том, что есть решение Избирательной комиссии <адрес> о передаче полномочий, но там нет даты, с какого конкретно числа переданы полномочия. Нет решения о сложении полномочий муниципальной избирательной комиссии, дата в решении не указана. В территориальную избирательную комиссию он с таким ходатайством не обращался. Представитель административного истца дополнил, что считает, что Территориальная избирательная комиссия должна рассмотреть это заявление инициативной группы. Поступило или не поступило оно в территориальную избирательную комиссию, не имеет значения. Действия муниципальной избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии должны были признаны незаконными, ходатайство должно было быть передано.
Представитель муниципальной избирательной комиссии в суд не явился в связи с передачей полномочий территориальной избирательной комиссии.
Представитель территориальной избирательной комиссии ФИО2 в судебном заседании пояснила, что председатель и его заместитель муниципальной избирательной комиссии сложили полномочия. В силу этого Совет депутатов городского поселения Талдом обратился с ходатайством в избирательную комиссию <адрес> о передаче полномочий. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение избирательной комиссией <адрес> о передаче полномочий. Оно было опубликовано. В силу оно вступило, полномочия переданы. Заявление поступило в МИК ДД.ММ.ГГГГ, 15 дней прошло. Время у инициативной группы было. ДД.ММ.ГГГГ полномочия переданы, сейчас ТИК выполняет все их полномочия. Согласно ФЗ №67-ФЗ территориальная избирательная комиссия не является правопреемником муниципальной избирательной комиссии.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.14 ч.1-3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в <адрес>" каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве, определенном уставом муниципального образования, но не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме. Если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в пункте 1 статьи 6 настоящего Закона, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его московского областного отделения или его структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в <адрес>" инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации группы.
2. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
4. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", <адрес>, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в Совет депутатов муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
В соответствии со ст.24 ч.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание инициативной группы, состоящей из жителей <адрес> муниципального района, которая решила провести голосование–референдум в городском поселении Талдом, на голосование поставить вопрос: «Глава городского поселения Талдом Талдомского муниципального района избирается гражданами, проживающими на территории городского поселения Талдом Талдомского муниципального района и обладающими избирательным правом, на муниципальных выборах сроком на 5 лет». «ЗА», «ПРОТИВ».
ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа обратилась в муниципальную избирательную комиссию городского поселения Талдом с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению голосования-референдума в городском поселении Талдом. Однако, как пояснил административный истец, в установленный законом 15-дневный срок какого-либо решения муниципальной избирательной комиссией принято не было.
Обращаясь в суд с административным иском, председатель инициативной группы просит признать бездействие незаконным и обязать административного ответчика передать ходатайство в Совет депутатов городского поселения Талдом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии городского поселения Талдом возложены на территориальную избирательную комиссию.
Административный истец указал, что МИК не утратила своих полномочий, так как в указанном решении ИК МО не указан срок, с которого переданы полномочия территориальной избирательной комиссии.
Суд полагает, что с момента принятия указанного решения полномочия МИК переданы территориальной избирательной комиссии. А в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию последняя будет обладать всей полнотой возложенных на нее полномочий соответствующей избирательной комиссии, установленных законом.
При таких обстоятельствах в случае установления бездействия МИК по принятию решения в связи с поступившим ходатайством о регистрации инициативной группы, суд лишен возможности обязать муниципальную избирательную комиссию по рассмотрению ходатайства по существу, так как она утратила свои полномочия с ДД.ММ.ГГГГ. Суд также не может возложить такую обязанность на территориальную избирательную комиссию, так как с указанным ходатайством инициативная группа в территориальную избирательную комиссию не обращалась, к моменту передачи полномочий срок рассмотрения ходатайства муниципальной избирательной комиссией истек.
В связи с изложенным административное исковое заявление ФИО1 суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Муниципальной избирательной комиссии муниципального образования городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> и территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Судья И.В.Никитухина
Решение в окончательной форме
составлено ДД.ММ.ГГГГ года