ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/20 от 05.11.2020 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-124/2020

75RS0030-01-2020-000377-29

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нерчинский Завод 5 ноября 2020 года

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,

при секретаре Распоповой В.В.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Межрайонной ИФНС России №4 по Забайкальскому краю к ФИО1 о взыскании штрафа по упрощенной системе налогообложения (далее по тексту УСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №4 по Забайкальскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя тем, что до 3 февраля 2017 года ФИО1, будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, истекшим до 1 января 2017 года составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.. Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ не были своевременно уплачены, образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в силу п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки, которая составила по взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> руб. 13 коп., по взносам на обязательное медицинское страхование <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; штраф УСН за не предоставление в налоговый орган в установленный срок декларации в размере <данные изъяты> руб..

Просили: восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением; взыскать с ФИО1 задолженность по: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, истекшие до 1 января 2017 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; штраф УСН в размере <данные изъяты> руб..

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, его явка судом не признавалась обязательной, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица. Просившего о рассмотрении дела в его отсутствии.

Административный ответчик ФИО1 против восстановления срока для подачи административного иска в суд не возражала, административный иск признала, предоставив чеки-ордеры об оплате образовавшейся налоговой задолженности на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп..

Исследовав материалы дела, с учетом позиции административного ответчика, суд пришел к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, который распространяется и на требования о взыскании страховых взносов, в рамках которого предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс связывает возникновение у налогового органа права принудительного взыскания в судебном порядке указанной в требовании задолженности.

При этом восстановление пропущенного процессуального срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока. Проанализировав сложившиеся обстоятельства, суд не находит причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, при этом исходит из следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, административный ответчик до 3 февраля 2017 года являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также лицом обязанным подавать в налоговый орган декларацию о доходах, за что был привлечен к административной ответственности решением №895 от 3 июля 2017 года, с назначением административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. и оставил без исполнения направленные ему требования: №1357 от 17 августа 2017 года, №2401 от 6 декабря 2017 года, №1221 от 9 апреля 2018 года, №5747 от 8 августа 2018 года. К мировому судье за выдачей судебного приказа за взысканием с ФИО1: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, истекшиех до 1 января 2017 года в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; штрафа УСН в размере <данные изъяты> руб.., административный истец не обращался.

После этого, по истечении более двух лет – 6 октября 2020 года налоговой инспекцией в суд подано настоящее административное исковое заявление.

В суде ФИО1 предоставлены чеки-ордеры об оплате налоговой задолженности на суммы: <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.. При этом, материалы дела не позволяют установить какие-либо причины, наличие которых объективно препятствовало (затрудняло) в период с 28 августа 2018 года по февраль 2019 года (по страховым взносам и пени) и с 6 сентября 2017 года по март 2018 года штраф УСН, обратиться с административным исковым заявлением в суд.

Также, суд обращает внимание, что при реализации своих полномочий, налоговая инспекция не сочла возможным обратиться ни с заявлением о выдаче судебного приказа ни с данным административным исковым заявлением заблаговременно. Такое заблаговременное обращение позволяло бы избежать наступления неблагоприятных последствий. Не совершив, до истечения шестимесячного срока, действий по взысканию налоговых санкций, административный истец, в то же время, считает допустимым утверждать об уважительных причинах пропуска шестимесячного срока, в том числе в связи с переходом на работу с программным обеспечением от АИС «Налог» к АИС «Налог-3», при помощи которого формирование требований и решений по ст.48 НК РФ происходит без участия специалистов. Данный факт судом не может быть признан уважительной причиной пропуска процессуального срока, поскольку достоверных доказательств отсутствия технической возможности обратиться к мировому судье либо в районный суд в установленный законом срок административным истцом не представлено.

Оценив вышеизложенное и доводы административного истца о пропуске шестимесячного срока на обращение с административным иском, суд, приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительных причин, оснований для его восстановления не имеется, что влечет за собой отказ в административном иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 286 КАС РФ, судр е ш и л:

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №4 по Забайкальскому краю к ФИО1 о взыскании штрафа УСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в срок, не превышающий месяца со дня получения копии решения посредством подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья В.А. Былкова

Решение в законную силу не вступило;

подлинник решения хранится в

Нерчинско-Заводском районном суде

в деле №2а-124/2020