ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2017 от 15.03.2017 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а-124/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А.,

с участием представителя административного истца заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Зорина Р.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией Житищенского сельского поселения до настоящего времени не разработаны и не внесены на утверждение представительного органа сельского поселения местные нормативы градостроительного проектирования. Согласно п.20 ч.1ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. Аналогичные полномочия закреплены в Уставе поселения. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) дополнен главой 3.1, предусматривающей вопросы, касающиеся нормативов градостроительного проектирования. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 мая 2014 г., в «Российской газете» от 7 мая 2014 г. № 101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 19 ст. 2336). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 года. В соответствии с ч. 1 ст. 29.1. ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования подразделяются на: региональные нормативы градостроительного проектирования; местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя: а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района; б) нормативы градостроительного проектирования поселения; в) нормативы градостроительного проектирования городского округа. Частями 4 и 5 ст.29.2 ГрК РФ предусмотрено, что нормативы градостроительного проектирования поселения устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, относящимися к областям, указанным в п.1 ч.5 ст.23 настоящего Кодекса (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения), объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, населения поселения, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения. Нормативы градостроительного проектирования включают в себя: 1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального образования); 2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования; 3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования. В соответствии с ч. 5 ст. 29.4. ГрК РФ подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом: 1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования; 2) планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; 3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

Частью 1 ст. 29.4 ГрК РФ установлено, что местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно информации, представленной Житищенским сельским поселением, нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района» Тверской области не утверждены. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований действующего федерального законодательства, администрацией МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области не разработаны и не внесены на утверждение представительного органа сельского поселения местные нормативы градостроительного проектирования, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, в том числе при обеспечении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильными дорогами местного значения.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанностей в натуре. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. На основании изложенного, в целях установления совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, относящимися, в том числе, к областям: электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, автомобильных дорог местного значения; объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения, населения района, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения района, путём подготовки и внесения на утверждение представительного органа поселения местных нормативов градостроительного проектирования, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ст. 29.1, ст. 29.2, ст. 29.4 ГрК РФ; ст.3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»; ч.4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; п. 2 ч. 2 ст.1, ст.19, ч.1 ст.22, ч.1 ст.39, ст.124, ст.125 КАС РФ, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по подготовке и внесению на утверждение представительного органа поселения нормативов градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Тверской области; обязать администрацию МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель Бежецкого межрайонного прокурора Зорин Р.П. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Просил установить срок для выполнения заявленных требований до 01.08.2017 года.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, заранее и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, относительно заявленных требований возражений не имеет, административный иск признает полностью.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.26 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными ч.ч. 1, 3 и 4 ст.29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп.20 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Аналогичная норма предусмотрена п.20 ч.1 ст.9 Уставом муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.

Частью 1 ст.29.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на: 1) региональные нормативы градостроительного проектирования; 2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя: а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района; б) нормативы градостроительного проектирования поселения; в) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

В ч.4 ст.29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в п.1 ч.5 ст.23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

Нормативы градостроительного проектирования на основании ч. 5 указанной статьи включают в себя: 1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными ч.ч. 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования; 3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

В силу ч. 1 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Правилами ч. 5 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом: 1) социально-демографического состава и плотности населения на территории муниципального образования; 2) планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; 3) предложений органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения (ч. 6 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов (ч. 7 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса (ч. 8 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно сообщению главы Житищенского сельского поселения Бежецкого района Антоновой М.А. от 06.02.2017 г. №23 местные нормативы градостроительного проектирования Житищенского сельского поселения не разработаны и не утверждены.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что администрация МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области не выполняет требования градостроительного законодательства в части подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования на территории МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, указанным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий, а также осуществления градостроительной деятельности органами местного самоуправления, следовательно, отсутствие нормативов градостроительного проектирования затрагивает права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по подготовке и внесению на утверждение представительного органа поселения нормативов градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в срок до 01 августа 2017 г. подготовить и внести на утверждение представительного органа поселения нормативы градостроительного проектирования МО «Житищенское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2017 года.