ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2017 от 23.03.2017 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-124/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Верхняя Тойма 23 марта 2017 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой Я.А.,

с участием

старшего помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Лихачева Д.А.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» ФИО1

при секретаре Филипповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о признании бездействия администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по не обеспечению транспортного сообщения с д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области незаконным и обязании обеспечить транспортное сообщение с д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области. В обоснование заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка по публикации к районной газете «Заря» от 19 января 2017 года № 5, а также по обращению жителя д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области по вопросу отсутствия транспортного сообщения с д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области. Исходя из представленной администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» информации от 25 января 2017 года транспортное сообщения с д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области по муниципальному маршруту № 121 «Вершина – Верхняя Тойма» в последний раз осуществлялось 14 октября 2016 года.

Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. уточнил заявленные административные исковые требования, просит признать бездействие администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по не обеспечению транспортного сообщения по маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области незаконным и обязать администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» обеспечить транспортное сообщение по маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Лихачев Д.А. требования административного искового заявления и уточнений к нему поддержал в полном объеме.

В своем отзыве глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» ФИО2 указала о наличии муниципального маршрута регулярных перевозок «Вершина – Верхняя Тойма», который начинается от деревни Черный Ручей и заканчивается в селе Верхняя Тойма. Деревня Горка расположена в 200 метрах от деревни Черный Ручей, в связи с чем отсутствует необходимость увеличения протяженности указанного маршрута. Транспортное сообщения с д. Черный Ручей Верхнетоемского района Архангельской области не осуществляется по причине отсутствия на территории МО «Верхнетоемский муниципальный район» перевозчиков, имеющих лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом с числом посадочных мест более восьми человек и заинтересованных в осуществлении данных перевозок. Двинское УМПАТП, которое в настоящее время обязано осуществлять перевозки пассажиров по маршруту «деревня Вершина – село Верхняя Тойма», находится в предбанкротном состоянии и свою деятельность не осуществляет.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» ФИО1 в судебном заседании поддержал представленный в материалы дела отзыв, по изложенным в нем доводам, просил также установить разумный срок для исполнения решения, как минимум до конца июня 2017 года, в связи с необходимостью соблюдения законодательства в сфере контрактных закупок.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом, прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, связанного с обеспечением транспортного обслуживания жителей д. Горка Верхнетоемского района Архангельской области.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Верхнетоемский муниципальный район» к вопросам местного значения МО «Верхнетоемский муниципальный район» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Верхнетоемского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 11, ч.ч. 1 и 2 ст. 14 и ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения … уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, … для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения … уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным … органом местного самоуправления.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3, п.п. 11, 12, 13, 15, 16 ч. 8 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» под организацией транспортного обслуживания понимается комплекс мероприятий правового, экономического, организационно-распорядительного характера, реализуемых органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления и перевозчиками в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных автобусных перевозках.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, осуществление действий по определению подрядчиков, с которыми заключаются муниципальные контракты; заключение с подрядчиками муниципальных контрактов; организация и проведение открытых конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам; осуществление в пределах своей компетенции контроля за осуществлением регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам в части выполнения перевозчиками условий муниципальных контрактов, свидетельств об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе с использованием средств навигации; рассмотрение ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам подрядчиков, с которыми заключены муниципальные контракты, перевозчиков, которым выданы свидетельства об осуществлении регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам.

Организация транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, в пределах территории которого организуется транспортное обслуживание (далее - муниципальный нормативный правовой акт).

Постановлением главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 20 мая 2016 года № 11/5 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Верхнетоемского района, из которого следует, что маршрут № 121 «Вершина – Верхняя Тойма» осуществляется Двинским УМПАТП.

Согласно договору на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам общего пользования от 01 ноября 2012 года, заключенному между администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» и Двинское УМПАТП, с учетом дополнительного соглашения от 08 февраля 2016 года его предметом является перевозка по маршрутам, в том числе по маршруту общего пользования «Вершина – Верхняя Тойма».

Статьей 30 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» закреплено, что в границы муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» входят территории муниципальных образований … «Верхнетоемское», …. В границы муниципального образования «Верхнетоемское» входят территории деревень …Черный Ручей.

В судебном заседании нашло подтверждение обстоятельство того, что муниципальный маршрут № 121 «Вершина – Верхняя Тойма» на момент рассмотрения административного дела не функционирует.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются.

Со стороны административного ответчика в пределах своей компетенции отсутствует должный контроль за осуществлением регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам в части выполнения перевозчиками условий муниципальных контрактов.

То обстоятельство, что в настоящее время предприятие – перевозчик не осуществляет транспортное обслуживание населения по муниципальному маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» вследствие нахождения в стадии банкротства, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности в виде создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Верхнетоемского муниципального района.

В судебном заседании со стороны административного ответчика каких-либо доказательств невозможности осуществления транспортных услуг населению по муниципальному маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» не представлено.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представителем административного ответчика в судебном заседании заявлено о необходимости установления разумного срока для исполнения решения суда, а именно до конца июня 2017 года. Прокурор настаивал на необходимость исполнения решения суда по вступлении в законную силу.

Суд, соглашаясь с позицией прокурора, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, с учетом периода отсутствия осуществления транспортных перевозок по маршруту с 14 октября 2016 года, при исключительных обстоятельствах конретно рассматриваемого спора соглашается с требованием прокурора об исполнении решения суда по вступлению его в законную силу и приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора об исполнении решения суда по вступлении его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», выразившееся в не обеспечении транспортного сообщения по маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» обеспечить транспортное сообщение по маршруту «Вершина – Верхняя Тойма» Верхнетоемского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: <...>.

Решение в окончательной форме принято 27 марта 2017 года.

Председательствующий Я.А. Королева

Копия верна. Судья Я.А. Королева