Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-124/2018 по административному исковому заявлению Прокурора Чунского района в интересах неопределенного круга лиц, Каменского муниципального образования, Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Каменского муниципального образования» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чунского района Иркутской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, Каменского муниципального образования, Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Каменского муниципального образования» о возложении обязанности провести работы по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости, указав, что прокуратурой района в рамках надзора за соблюдением органами местного самоуправления градостроительного законодательства проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. В состав территории Каменского муниципального образования в соответствии с приложением 4 Закона Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 101-03 «О статусе и границах муниципальных образований Чунского района Иркутской области» входят земли следующих населенных пунктов: поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум. Сведения о границах населенных пунктов п. Каменск, п. Кедровый, п. Нагорный, п. Парчум в ЕГРН не внесены, материалы об установлении границ населенных пунктов в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области не поступали, описание границ населенных пунктов не проведено. В соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В соответствии с ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселения (на межселенных территориях). В соответствии со ст. 7 ч.2 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременения недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе описание местоположения границ населенных пунктов. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 32 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта. Функции органа кадастрового учета на территории Иркутской области осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области). Невыполнение МКУ «Администрация Каменского муниципального образования» обязанности по внесению сведений о границах населённых пунктов в ЕГРН нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на приобретение прав на земельные участки и распоряжение ими в пределах границ населённых пунктов, создаёт условия для противоправного распоряжения земельными ресурсами, препятствует устойчивому развитию территорий. Отсутствие в государственном кадастре описания местоположения границ населённых пунктов исключает возможность проведения землеустроительных работ в отношении земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учёт, что влечёт за собой невозможность оформления правоустанавливающих документов и дальнейшее их отчуждение собственниками. Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 1, 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Каменского муниципального образования», в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения - поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Ракунова А.С., настаивая на исковых требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Каменского муниципального образования» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения - поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум и направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.
Глава МКУ «Администрация Каменского муниципального образования» ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора признал, пояснил, что согласно ФЗ от 21.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», проводится работа по сбору данных из Единого государственного реестра недвижимости, на предмет правоустанавливающих документов на земельные участки, которые находятся в границах населенных пунктов, на данный момент собраны архивные и исторические справки о создании лесных поселков, развитие жилого фонда, для подтверждения наличия населенных пунктов в границах гослесфонда. Документы были направлены в отдел архитектуры и транспорта Чунского района для дальнейшей работы с вышестоящими органами по установлению границ населенных пунктов Каменского МО. В 2017 году направлялись запросы начальнику территориального министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому району о предоставлении актов несоответствия земельных участков, на которых расположены населенные пункты, для установления границ населенных пунктов, в 2018 году был отправлен повторный запрос, но ответа так и не поступило. За период с 2009 года по 2017 год в Каменском муниципальном образовании оформлено в собственность 133 единицы жилых помещений и 130 земельных участков. В 2017 году в собственность оформлены автомобильные дороги п. Каменск в количестве 8 улиц протяженностью 7,2 км. Работа по оформлению автомобильных дорог, жилого фонда и земельных участков в собственность продолжается. Администрацией проводится работа по установлению границ населенных пунктов и внесения сведений о границах в ЕГРН, но не все зависит от администрации. Просил суд предоставить время для исполнения требований прокурора до 01 января 2019 года.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.В силу требований ст.9 ФЗ № 221 от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ населенных пунктов подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст.1 ФЗ № 78 от 18 июня 2001 года «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
В результате таких работ подготавливается карта (план) землеустроительных работ, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ № 621 от 30 июля 2009 года.
В соответствии со ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов, является утверждение или изменение генерального плана поселения отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу ст.8 ч.1 п.1 Градостроительного кодекса ГФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. Территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ст.1 п.2 ГрК РФ).
На основании ст.18 п.1 Градостроительного кодекса РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план поселения. Генеральный план, в силу положений ст.23 Градостроительного кодекса РФ, содержит карту границ населенных пунктов.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений.
Генеральный план поселения и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения (чт.24, 32 ГрК РФ).
Таким образом, с учетом указанных норм права, для того чтобы установить и описать границу населенного пункта и предоставить данные сведения в государственный кадастр недвижимости, необходимо наличие карты (плана) объекта землеустройства, а также каталог координат поворотных точек границ населенных пунктов в местной системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, а также текстовое описание прохождения границы. Вся изготовленная документация объекта землеустройства должна пройти процедуру утверждения в составе генерального плана поселения, а в соответствии с Земельным кодексом границы населенных пунктов утверждаются только путем утверждения генерального плана поселения, следовательно решение представительного органа поселения об утверждении генерального плана является правовым актом для установления (изменения) границ населенных пунктов. После утверждения генерального плана вся изготовленная землеустроительная (в том числе карта (план) и градостроительная документация передаются в государственные фонды данных.
В соответствии со ст.7 ч. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременения недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В соответствии со ст.10 ч.2 п. 5 данного Федерального закона в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно ст. 32 ч.1 п.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта.
Функции органа кадастрового учета на территории Иркутской области осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области).
Муниципальное казенное учреждение «Администрация Каменского муниципального образования» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27 декабря 2005 года.
Согласно Уставу Каменского муниципального образования к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовительной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории … (ст.6 ч.1 п.21).
В судебном заседании установлено, что администрацией Каменского муниципального образования проводится работа по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения: поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум: получены осмотры территорий данных населенных пунктов; выписки из лесного реестра; истребованы у населения правоустанавливающие документы на земельные участки; по сбору архивных и исторических справок о создании лесных поселков, развития жилого фонда.
Однако до настоящего времени границы населенных пунктов не описаны, результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области не направлены.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что ответчик не в полном объеме выполнил обязанность по внесению сведений о границах населённых пунктов в ЕГРН. В связи с этим, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на приобретение права на земельные участки и распоряжение ими в пределах границ населённых пунктов, создаются условия для противоправного распоряжения земельными ресурсами, препятствия устойчивому развитию территорий. Отсутствие в государственном кадастре описания местоположения границ населённых пунктов исключает возможность проведения землеустроительных работ в отношении земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учёт, что влечёт за собой невозможность оформления правоустанавливающих документов и дальнейшее их отчуждение собственниками. Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов Российской Федерации. Государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности. А поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.
Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает необходимым установить срок исполнения решения до 01 января 2019 года.
Руководствуясь ст. 177, 178, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чунского района в интересах неопределенного круга лиц, Каменского муниципального образования, Российской Федерации к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Каменского муниципального образования» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения - поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум, направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Каменского муниципального образования» провести работы по описанию границ населенных пунктов Каменского сельского поселения - поселок Каменск, поселок Кедровый, поселок Нагорный, поселок Парчум, направить результаты данных работ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области для внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости до 01 января 2019 года.
Исковые требования в части установления срока исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.
Председательствующий