ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2022 от 14.06.2022 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-124/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2022 года

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Виноградовой Ю.А.,

при секретаре Шекуновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Красночикойского района к Администрации муниципального района «» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах , обязании утвердить реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и организовать транспортное обслуживание населения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Красночикойского района Налабордин Ю.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального района «», указав следующее.

Прокуратурой Красночикойского района проведена проверка соблюдения законодательства организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территориив отношении администрации муниципального района «».

В соответствии ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона №220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством: 1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона; 2) заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.

В соответствии с ч..1 ст. 17 Федерального закона №220-ФЗ наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В силу п.6 ч.1 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.3 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края» транспортное обслуживание - оказание услуг но перевозке пассажиров и багажа пассажирским транспортом на маршрутах, пролегающих в границах территории Забайкальского края.

Пункт 3 ч.1 ст.3 данного Закона предусматривает, что организация транспортного обслуживания - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий в сфере транспортного обслуживания населения.

Проведенной в марте 2021 года прокуратурой района проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об организации пассажирских перевозок установлено, что Постановлением администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории .

В указанный реестр были включены следующие маршруты: н. общей протяженностью 71 км, общей протяженностью 102 км, общей протяженностью 111 км, общей протяженностью 122 км, общей протяженностью 197 км.

Постановлением администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ указанные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа из Реестра маршрутов исключены, ввиду того, что администрацией района дважды объявлялись конкурсы на перевозку пассажиров и багажа по ним, которые признавались несостоятельными ввиду отсутствия поданных заявок от участников.

Между тем, как было установлено в ходе проверкой администрацией района после проведения указанных конкурсных процедур каких-либо действий по организации регулярного транспортного обслуживания населения населенных пунктов района, обеспечения их транспортного сообщения с районным центром не принято.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы муниципального района «» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об организации пассажирских перевозок.

По результатам рассмотрения представления администрацией района представлен ответ, согласно которому администрацией района возобновлены работы по определению требуемых муниципальных маршрутов и подготовке документации для проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по определённым маршрутам.

В тоже время, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района каких-либо мер к определению требуемых муниципальных маршрутов и проведению конкурсных процедур на право осуществления перевозок по ним не принято. До настоящего времени такие маршруты в не определены, что свидетельствует о бездействии администрации района на указанном направлении деятельности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, учитывая, что нарушаются права и законные интересы любого лица, находящегося в , на обеспечение транспортного обслуживания, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «» выразившееся в непринятии комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах . Обязать Администрацию муниципального района «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории , который обеспечивает доступность всех населенных пунктов, расположенных на территории района. Обязать Администрацию муниципального района «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать транспортное обслуживание населения по утвержденным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории .

В судебном заседании старший помощник прокурора Красночикойского района Капустин Д.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик - администрация муниципального района «», будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, об отложении судебного заседания не заявляла, о причинах неявки суду не сообщила.

Согласно ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 27 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу передвижения.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ"), к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, на территории Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ").

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона №220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Положения статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с п. п. 6 п. 1 ст.8 6 Устава муниципального района «» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.3 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края» транспортное обслуживание - оказание услуг но перевозке пассажиров и багажа пассажирским транспортом на маршрутах, пролегающих в границах территории Забайкальского края.

Пункт 3 ч.1 ст. 3 данного Закона предусматривает, что организация транспортного обслуживания - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий в сфере транспортного обслуживания населения.

В силу вышеприведенных положений Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона №220-ФЗ и Устава администрации муниципального района «» суд приходит к выводу, что обязанность создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района «» возложена на администрацию муниципального района «».

Судом установлено, что постановлением Администрации муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории .

В настоящее время все маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа из Реестра маршрутов исключены, регулярные пассажирские перевозки между населенными пунктами в пределах не осуществляются.

Администрацией муниципального района «» в ходе рассмотрения дела не представлено никаких доказательств того, что администрацией были надлежащим образом созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, а также доказательств, опровергающих доводы административного истца.

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания населения населенных пунктов с учетом его площади, (удаленности) населенных пунктов от административного центра, где сосредоточены территориальные подразделения органов государственной власти, медицинские, социальные, пенсионные службы и т.п. негативно отражается на доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения для населения и свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия жизни. Кроме того, категории населения, имеющие право на соответствующие меры социальной поддержки в виде льготной оплаты проезда, лишены возможности его реализовать.

На основании вышеизложенного, приходит к выводу об обоснованности требований и.о. прокурора Красночикойского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «» выразившееся в непринятии комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах и возложении на административного ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ с учетом объема исполнения обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, суд соглашаясь с позицией административного истца, полагает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в части возложения обязанности по утверждению реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории , который обеспечивает доступность всех населенных пунктов, расположенных на территории района - до ДД.ММ.ГГГГ, в части возложения обязанности по организации транспортного обслуживания населения по утвержденным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории – до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Красночикойского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «» выразившееся в непринятии комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах .

Обязать Администрацию муниципального района «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории , который обеспечивает доступность всех населенных пунктов, расположенных на территории района.

Обязать Администрацию муниципального района «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать транспортное обслуживание населения по утвержденным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории .

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Решение суда принято в окончательной форме 14 июня 2022 года.

Судья: Ю.А. Виноградова