ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-124/2022 от 21.02.2022 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-124/2022

УИД 39RS0010-01-2021-002497-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2022 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.А.,

при помощнике судьи Сафоновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области к судебному приставу-исполнителю ОСП Гурьевского района Калининградской области ФИО1, ОСП Гурьевского района Калининградской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, с участием заинтересованных лиц УФССП России по Калининградской области, ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Гурьевского муниципального округа Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, которым просила суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района Калининградской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГ года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГ года.

В обоснование заявленных требований указано на то, что администрация Гурьевского муниципального округа Калининградской области является должником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГ года, предмет исполнения - признать незаконным отказ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года в формировании земельного участка под жилым домом , обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленном законом порядке сформировать земельный участок для обслуживания и эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГ года по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГ года было вынесено постановление о взыскании с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по мотивам неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленные законом сроки. Административный истец считает, что указанное постановление является незаконным, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГ года администрации Гурьевского городского округа Калининградской области не получала, ей не была предоставлена возможность предоставить информацию о добровольном исполнении требований исполнительного документа, что нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, настаивая на доводах и основаниях административного иска, дополнительно пояснив, что в 5-дневный срок исполнить решение суда не представляется возможным по причинам, не зависящим от администрации, при этом администрация предпринимает все зависящие от нее меры по исполнению решения суда. В настоящее время администрацией с ДД.ММ.ГГ года расторгнут муниципальный контракт по подготовке проекта межевания территории, направлено обращение в УФАС по Калининградской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В судебное заседание иные участники по делу не явились, о дне и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Согласно ч. 2 ст. 150 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229 «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1).

В ст.ст. 2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» среди задач и принципов исполнительного производства значится своевременное исполнение судебных актов, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118 «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11 ст. 30 Федерального закона).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Федерального закона).

Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из изложенных положений закона следует, что исполнительский сбор по своей правовой природе является взысканием, налагаемым на должника за неисполнение им требований исполнительного документа. При этом закон связывает возможность наложения данного взыскания с фиксацией вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства и истечением срока добровольного исполнения.

Таким образом, привлечение должника к ответственности за неисполнение требования исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставления срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного законом, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 3.1 ст. 112 Федерального закона в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом в судебном заседании, ДД.ММ.ГГ года на основании исполнительного листа, выданного Гурьевским районным судом Калининградской области ДД.ММ.ГГ года, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство , предмет исполнения - признать незаконным отказ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года в формировании земельного участка под жилым домом , обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленном законом порядке сформировать земельный участок для обслуживания и эксплуатации указанного выше многоквартирного жилого дома. Установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Указанное выше постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГ года судебным приставом-исполнителем было направлено ДД.ММ.ГГ года путем электронного документооборота в адрес должника администрации, дата прочтения уведомления – ДД.ММ.ГГ года.

Действий по исполнению исполнительного документа с момента возбуждения исполнительного производства и получения уведомления о возбуждении исполнительного производства должником администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области не предпринималось, в ОСП Гурьевского района должником с уведомлением о невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок не обращались.

ДД.ММ.ГГ года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Гурьевского района ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в связи с неисполнением в установленный законом срок добровольно требований исполнительного документа в сумме 50 000 рублей.

Проанализировав установленные обстоятельства и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника администрации Гурьевского городского округа Калининградской области вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве». У судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора, поскольку должник администрация Гурьевского городского округа Калининградской области в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнила.

Доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств, суду не представлено.

При этом представленные администрацией документы не подтверждают принятие эффективных, действенных мер, направленных на исполнение судебного акта, что обеспечивало бы его исполнение.

Так, муниципальный контракт для подготовки проекта межевания в отношении рассматриваемой территории заключен с ДД.ММ.ГГ года, до настоящего времени, более полутора лет, проект не был подготовлен и не был утвержден.

То, что в настоящее время администрацией с ДД.ММ.ГГ года расторгнут муниципальный контракт по подготовке проекта межевания территории, а также направлено обращение в УФАС по Калининградской области о включении ООО «ЕГИ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя.

Доказательств относительно обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, в материалах дела не имеется и администрацией не представлено.

К таким обстоятельствам не может быть отнесена длительность процедуры подготовки проекта межевания территории, учитывая, что с момента вступления решения суда прошло более года.

Доводы стороны о том, что действия по подготовке проекта межевания указанной выше территории были приняты администрацией еще задолго до принятия решения суда, правового значения не имеют, поскольку до настоящего времени межевание в отношении рассматриваемой территории не осуществлено.

Исходя из изложенного выше, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ года о взыскании с администрации исполнительского сбора в рамках исполнительного производства в размере 50 000 рублей является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ года.

Судья Т.А. Макарова