дело № 2а-124/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 27 июня 2023 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Колесник Е.А.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
административного истца Фадеева О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фадеева Олега Филимоновича к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016 г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями»,
с участием заинтересованного лица на стороне административного ответчика Главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – председателя Евпаторийского городского совета Леоновой Эммилии Михайловны,
установил:
решением 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» утверждён Регламент Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции, согласно приложению.
Решением 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» внесены изменения в приложение к решению Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 в части статей 41, 45, 49.
Фадеев О.Ф. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, в котором с учётом его уточнения (том 2 л.д. 215-218, том 3 л.д. 38, 89-90), просит признать не действующим решение 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016 г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» в части раздела 9 статей 44, 45, 46, 47, а также в части статьи 83 Регламента. Также Фадеев О.Ф. просит вынести частное определение о нарушении действующего законодательства с направлением в соответствующие органы для устранения выявленных нарушений.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что раздел 9 Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым, куда входят статьи 44, 45, 46, 47, противоречит статьям 35, 35.1, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также части 1 статьи 49 данного Регламента. Статья 83 Регламента противоречит статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 4 статьи 68 Регламента. При этом утверждённый срок созыва внеочередной сессии «любое время» противоречит положениям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, а уведомление депутатов о проведении внеочередного заседания совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение, противоречит части 4 статьи 68 Регламента. Данное нарушение лишает Совет обязанности информировать население и административного истца через средства массовой информации, а население – права на получение информации о деятельности Совета и на участие в заседаниях сессии Совета в качестве приглашённого путём подачи заявления и права подать письменные предложения на рассмотрение сессии Совета, нарушает публичность, открытость и гласность в работе Евпаторийского городского совета. Назначение внеочередной сессии Совета в «любое время» противоречит плану работы, который разрабатывается сроком на очередной календарный год, создаёт конфликт интересов депутатов и населения в участии работы сессий. Полагает, что раздел 9 Регламента противоречит части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, части 1 статьи 8 Устава, а президиум Совета не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. По мнению административного истца, оспариваемым в части решением 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1, нарушены права истца, проживающего на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и обладающего избирательным правом, на непосредственное участие в местном самоуправлении, предусмотренное частью 4 статьи 79 Регламента, участие в работе заседаний Совета и в формировании вопросов повестки дня заседания Совета.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2023 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Глава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – председатель Евпаторийского городского совета Леонова Э.М. (том 2 л.д. 197-200).
В судебном заседании административный истец Фадеев О.Ф. доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме, в том числе с учётом письменных пояснений (том 3 л.д. 49-50).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
От представителя административного ответчика и заинтересованного лица Шейхислямовой С.Р. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Евпаторийского городского совета Республики Крым (том 3 л.д. 124).
В материалы дела Евпаторийским городским советом Республики Крым представлены письменные возражения, в которых административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры его принятия, в пределах полномочий и с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Также указано, что решения Президиума, деятельность которого предусмотрена разделом 9 Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым, не являются актами нормативного характера и не подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Предусмотренный Регламентом Президиум не нарушает прав административного истца (том 1 л.д. 44-45, том 2 л.д. 229-230, том 3 л.д. 54-55).
Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец Фадеев О.Ф. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением посредством почтовой службы 6 февраля 2023 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 и часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 26 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым».
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии со статьёй 47 приведённого Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключённого между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3).
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Евпатория - городской округ Евпатория.
Решением 4 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 7 ноября 2014 года №1-4/14 принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в который соответствующими решениями вносились изменения (далее – Устав, с последующими изменениями) (том 1 л.д. 55-131, 132-143, 144-153, 154-157-164, 165-1168, 169-174178-181, 182-186, 187189, 190-195, 196-199, 200-202, 203-206).
Согласно статье 1 Устава органы местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые Евпаторийским городским советом органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу частей 1, 2, 3, 4 статьи 29 Устава Евпаторийский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Евпаторийский городской совет обладает правами юридического лица, имеет печать и штампы со своим наименованием, бланки со своими реквизитами, счёт в соответствующем уполномоченном органе и является получателем бюджетных средств. Заседание Евпаторийского городского совета считается правомочным, если на нём присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов. Евпаторийский городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.
Частью 6 статьи 29 Устава (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что Евпаторийский городской совет по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения по вопросам организации деятельности Евпаторийского городского совета и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом. Решения Евпаторийского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Евпаторийского городского совета.
В соответствии с частью 7 статьи 29 Устава Евпаторийский городской совет принимает Регламент Евпаторийского городского совета, регулирующий вопросы его организации и деятельности.
Органами Евпаторийского городского совета, в соответствии с частью 10 статьи 29 Устава, являются:
1) комитеты Евпаторийского городского совета;
2) временные комиссии Евпаторийского городского совета;
3) президиум Евпаторийского городского совета.
Порядок формирования, полномочия и организация работы президиума Евпаторийского городского совета, комитетов и временных комиссий определяются Регламентом Евпаторийского городского совета (часть 11 статьи 29 Устава).
Согласно статьи 37 Устава по вопросам организации своей деятельности Евпаторийский городской совет в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом принимает нормативный правовой акт - Регламент Евпаторийского городского совета (часть 1).
Регламент Евпаторийского городского совета утверждается решением Евпаторийского городского совета большинством голосов от установленного числа депутатов Евпаторийского городского совета (часть 2 названной статьи).
Полномочия Евпаторийского городского совета регламентированы в статье 40 Устава.
Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определён статьёй 61 Устава.
Решением 2 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 8 октября 2014 года № 1-2/2 «О Регламенте Евпаторийского городского совета 1 созыва» утверждён соответствующий Регламент (с последующими изменениями, внесёнными решением 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 21 октября 2014 года № 1-3/14 «О внесении изменений и дополнений в Регламент Евпаторийского городского совета 1 созыва и утверждении его в новой редакции») (том 2 л.д. 35-57, 58-87).
Порядок заседаний Евпаторийского городского совета Республики Крым, процедура голосования регламентированы главами 4, 5 Регламента.
23 сентября 2016 года решением 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции» утверждён Регламент Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции, согласно приложению (пункт 1 Решения № 1-43/1).
Решением 95 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 5 сентября 2019 года № 1-95/2 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции» с изменениями» внесены изменения в решение и приложение к решению Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23 сентября 2016 года № 1-43/1, исключено из текста решения и приложения к решению от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 словосочетание «…I созыва» (том 2 л.д.194). Указанное решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 5 сентября 2019 года № 1-95/2 административным истцом не оспаривается.
Решением 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» внесены изменения в приложение к решению Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 в части статей 41, 45, 49.
Из материалов дела следует, что субъектом внесения проекта решения городского совета «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым в новой редакции» на сессию был комитет Евпаторийского городского совета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции.
Указанный проект прошел процедуру согласования с заместителем председателя Евпаторийского городского совета, управляющим делами аппарата Евпаторийского городского совета, начальником экспертно-правового отдела Евпаторийского городского совета (том 2 л.д. 89).
Согласно письму МКУ «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» от 17 марта 2023 года № 01-03/51, 17 марта 2022 года на сайт Администрации города Евпатории Республики Крым была осуществлена хакерская атака, были повреждены HTML - код сайта, операционная система и жёсткий диск сервера, в результате чего пострадали базы данных, в связи с чем не представляется возможность предоставить проект решения Евпаторийского городского совета «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым в новой редакции» (том 1 л.д. 52).
Из протокола пленарного заседания 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 сентября 2016 года следует, что в повестку дня под № 3 был включён вопрос «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции». Из общего количества депутатов 28, присутствовали 22 депутата и 25 приглашённых лиц. После выступления докладчика председателя комитета Евпаторийского городского совета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции Щукина К.А., «за» проект решения проголосовали – 21, «против» – 1, «воздержались» – 0 (том 2 л.д. 1-10).
Таким образом, на заседании указанной сессии было принято решение № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым в новой редакции», согласно пункту 1 которого утверждён Регламент Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции, согласно приложению (далее Регламент) (том 2 л.д. 88, 90-193).
Пунктом 2 статьи 1 Регламента определено, что Регламент устанавливает порядок организации и проведения сессий Совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Совета, права и обязанности депутатов Совета и иные вопросы организации работы Совета, связанные с осуществлением Совета и депутатами Совета своих полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, муниципальными правовыми актами Совета.
Раздел 9 Регламента, с учётом изменений, внесённых решением 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016 г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» (том 2 л.д. 195), регламентирует порядок создания (статья 44), состав (статья 45), полномочия (статья 46) и организацию работы (статья 47) Президиума Евпаторийского городского совета (далее Президиум).
Согласно пункту 1 статьи 44 Регламента Президиум может создаваться с целью координации деятельности комитетов Совета, для предварительного обслуживания и рассмотрения вопросов, вносимых на заседания сессии, оперативного решения вопросов, требующих коллегиального решения в межсезонный период, предварительного обсуждения замечаний к проектам решений, вопросов возникших в ходе работы Евпаторийского городского совета.
Президиум является постоянно действующим, совещательным органом Евпаторийского городского совета, создаваемым на срок полномочий Совета (пункт 2 статьи 44 Регламента).
В соответствии со статьёй 45 Регламента (в редакции Решения от 23 сентября 2016 г. № 1-43/1) в состав Президиума входят: председатель Евпаторийского городского совета; заместитель председателя Евпаторийского городского совета; председатели комитетов Евпаторийского городского совета.
Статьёй 46 Регламента определены полномочия Президиума Евпаторийского городского совета:
1. Президиум Евпаторийского городского совета:
1.1.Вносит предложения в план основных мероприятий, проводимых Евпаторийским городским советом.
1.2.Рассматривает вопросы проекта повестки дня заседания сессии Евпаторийского городского совета, рассматривает и обсуждает предложения и замечания к проектам решений Совета.
1.3.Принимает участие в формировании проекта повестки дня очередного и внеочередного заседаний сессии Совета.
1.4.Рассматривает вопросы, возникшие в ходе деятельности комитетов и других органов, образованных Советом.
1.5.В период между заседаниями координирует работу по подготовке и рассмотрению вопросов, входящих в компетенцию комитетов.
1.7.При необходимости образует рабочие группы и комиссии из депутатов Евпаторийского городского совета с привлечением представителей администрации города Евпатории, экспертов, консультантов.
1.8.Обсуждает вопросы взаимодействия Совета с ассоциациями, другими объединениями органов местного самоуправления, а также с предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
1.9.Рассматривает вопросы о внесении ходатайства о представлении к наградам Российской Федерации, Республики Крым и Евпаторийского городского совета и выносит их на рассмотрение Совета.
1.10.Рассматривает вопросы, требующие оперативного решения и касающиеся обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
1.11.Рассматривает другие вопросы организации работы Совета в соответствии с Регламентом Евпаторийского городского совета, в том числе вносит предложения по дополнению и изменению перечня вопросов, предлагаемых для рассмотрения на пленарном заседании Совета. По результатам работы Президиум выносит решения, которые подлежат рассмотрению соответствующими субъектами.
Порядок организации работы Президиума Евпаторийского городского совета урегулирован статьёй 47 Регламента.
Основной формой работы Президиума являются заседания, которые созываются председателем Евпаторийского городского совета по мере необходимости (пункт 1 статьи 47).
Заседания являются правомочными, если в них участвуют более половины от общего состава Президиума (пункт 2).
Заседания Президиума ведёт председатель Евпаторийского городского совета (председатель Президиума), а в случае его отсутствия – заместитель председателя Евпаторийского городского совета (заместитель председателя Президиума) (пункт 3).
Президиум открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих его членов принимает рекомендации или предложения. В случае равного распределения голосов решающим является голос председательствующего (пункт 4).
На заседании Президиума осуществляется ведение протокола. Порядок оформления протокола заседания Президиума аналогичен порядку оформления протокола, изложенному в ст.54 настоящего Регламента. Протокол подписывается председательствующим и секретарём заседания, избранным из состава Президиума, путём открытого голосования большинством от числа присутствующих на заседании членов Президиума Евпаторийского городского совета (пункт 5).
Заседания Президиума проводятся гласно и открыто. В них, с правом совещательного голоса, может участвовать любой депутат Евпаторийского городского совета (пункт 6).
В заседаниях Президиума по приглашению председателя Евпаторийского городского совета или заместителя Евпаторийского городского совета могут принимать участие глава администрации города Евпатории, руководители структурных подразделений администрации города Евпатории, отделов Евпаторийского городского совета, другие лица, имеющие отношение к обсуждаемым вопросам (пункт 7).
Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний Евпаторийского городского совета Республики Крым урегулирован статьёй 83 Регламента.
Пунктом 1 приведённой оспариваемой нормы установлено, что в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания городского совета по инициативе председателя Евпаторийского городского совета, а в его отсутствие – заместителя председателя городского совета, или не менее половины избранных депутатов Евпаторийского городского совета. Глава администрации города Евпатории может выступить с предложением перед Евпаторийским городским советом о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета.
Инициатор проведения внеочередного заседания городского совета представляет Председателю городского совета письменное заявление с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов и документы, предусмотренные настоящим Регламентом (пункт 2).
Председатель городского совета организует проверку предоставленных документов на соответствие требованиям Регламента и издаёт распоряжение о проведении внеочередного заседания сессии Совета (пункт 3).
Внеочередная сессия созывается в любое время с уведомлением депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение (пункт 4).
Население о созыве сессии совета информируется через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета (пункт 5 статьи 83).
Решение 43 сессии Евпаторийского городского совета 1 созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым в новой редакции» было опубликовано в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» (спецвыпуск от 5 октября 2016 года и на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (www.my-evp.ru) 29 сентября 2016 года (том 2 л.д. 23-34, 196).
30 сентября 2016 г. Евпаторийский городской совет Республики Крым направил копию указанного решения в Министерство юстиции Республики Крым для включения в регистр муниципальных правовых актов Республики Крым (том 1 л.д. 53).
Суд, проверив соблюдение требований к форме и виду, полномочия, процедуру принятия Решения от 23 сентября 2016 г. № 1-43/1, опубликования, приходит к выводу о том, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов в части полномочий административного ответчика, формы и вида оспариваемого нормативного правового акта, процедуры его принятия, введения в действие и опубликования решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями», судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, субъектом внесения указанного проекта решения был глава муниципального образования – председатель Евпаторийского городского совета.
Согласно пояснительной записке к проекту данного решения Евпаторийского городского совета Республики Крым (том 3 л.д.114), проект подготовлен в соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 6 октября 2014 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 27 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Принятие проекта решения обусловлено необходимостью урегулирования организационных вопросов, связанных с работой комитетов Евпаторийского городского совета. При проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов не выявлено.
Проект решения прошёл процедуру согласования с заместителем председателя Евпаторийского городского совета, управляющим делами аппарата Евпаторийского городского совета, начальником экспертно-правового отдела Евпаторийского городского совета (том 3 л.д. 113).
Также представлено положительное заключение начальника отдела по организации работы Евпаторийского городского совета В.М. Смолкина (том 3 л.д.108), протокол заседания комитета по вопросам местного самоуправления, нормотворческой деятельности и регламента от 1 октября 2019 г. № 1 (том 3 л.д.110), положительное заключение прокуратуры города Евпатории от 9 октября 2019 г. № 08-62в-2019 (том 3 л.д.112).
Согласно письму МКУ «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» от 26 июня 2023 года № 01-03/179, 17 марта 2022 года на сайт Администрации города Евпатории Республики Крым была осуществлена хакерская атака, были повреждены HTML - код сайта, операционная система и жёсткий диск сервера, в результате чего пострадали базы данных, в связи с чем, не представляется возможность предоставить проект решения Евпаторийского городского совета «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» (том 3 л.д. 107).
Из протокола пленарного заседания внеочередной 3-й сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года следует, что в повестку дня под № 1 был включён вопрос «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями». Из общего количества депутатов 28, присутствовали 26 депутатов и 20 приглашённых лиц. После выступления докладчика Смолкина В.М. - начальника отдела по организации работы Евпаторийского городского совета «за» проект решения проголосовали – 26, «против» – 0, «воздержались» – 0 (том 3 л.д. 115-119).
Таким образом, на заседании указанной сессии было принято решение № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» (далее – Решение от 3 октября 2019 г. № 2-3/1, том 2 л.д. 195).
Данное решение от 3 октября 2019 года № 2-3/1 было опубликовано в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница», выпуск № 38 от 4 октября 2019 года, и на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (www.my-evp.ru) 3 октября 2019 года (том 3 л.д. 111).
Пунктом 1 Решения от 3 октября 2019 г. № 2-3/1 пункт 1 статьи 45 изложен в следующей редакции:
«В состав Президиума Евпаторийского городского совета входят:
1.1 Председатель Евпаторийского городского совета;
1.2 Заместитель председателя Евпаторийского городского совета;
1.3 Председатели комитетов Евпаторийского городского совета;
1.4 Председатели фракций Евпаторийского городского совета».
Суд, проверив соблюдение требований к форме и виду, полномочия, процедуру принятия Решения от 3 октября 2019 г. № 2-3/1, опубликования, приходит к выводу о том, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования.
Отдельные недостатки, допущенные при проведении процедур подготовки проектов оспариваемых решений не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующими оспариваемых в части нормативных правовых актов, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка их принятия и утверждения, повлиявшему на законность принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверяя на соответствие оспариваемого в части решения 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016 г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, его применение в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
Как уже указывалось, в обоснование доводов административного искового заявления Фадеев О.Ф. ссылается на нарушение его прав как лица, проживающего на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и обладающего избирательным правом, на непосредственное участие в местном самоуправлении, предусмотренное пунктом 4 статьи 79 Регламента, участие в работе заседаний Совета и в формировании вопросов повестки дня заседания Совета. Полагает, что положения статей 44, 45 Регламента противоречат статьям 35, 35.1, 40 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 8 Устава, статья 46 Регламента противоречит статье 43 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 40 Устава, статья 47 Регламента противоречит статье 34 Федерального закона № 131-ФЗ, статья 83 Регламента – статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению административного истца, исходя из содержания статьи 44 Регламента, Президиум является отдельным органом, который финансируется. В состав Президиума входят 12 депутатов из общего количества 28. Пункт 4 статьи 47 Регламента противоречит подпункту 1.10 пункта 1 статьи 46 Регламента.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 8 Устава предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:
- представительный орган городского округа - Евпаторийский городской совет;
- глава муниципального образования - Глава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация города Евпатории;
- контрольно-счётный орган муниципального образования.
При этом в силу части 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 35 поименованного федерального закона организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно части 1 статьи 35.1 Федерального закона № 131-ФЗ депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (её регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.
Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 35.1).
Аналогичные положения закреплены статьёй 35 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Статьёй 40 Федерального закона № 131-ФЗ урегулирован статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 40 поименованного закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
В пункте 5.1 приведённой нормы предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принципы организации местного самоуправления в Республике Крым определены Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым № 54-ЗРК).
В соответствии с частью 7 статьи 29 Устава, Евпаторийский городской совет принимает Регламент Евпаторийского городского совета, регулирующий вопросы его организации и деятельности.
Органами Евпаторийского городского совета, в соответствии с частью 10 статьи 29 Устава, являются:
1) комитеты Евпаторийского городского совета;
2) временные комиссии Евпаторийского городского совета;
3) президиум Евпаторийского городского совета.
Статьёй 34 Устава регламентирован порядок формирования комитетов Евпаторийского городского совета.
Так, по отдельным направлениям своей деятельности Евпаторийский городской совет из состава депутатов формирует комитеты (пункт 1 статьи 34).
Количество, названия, функции и полномочия комитетов, а также организация их работы определяются Регламентом Евпаторийского городского совета и Положением о комитетах, принимаемыми Евпаторийским городским советом (часть 3 статьи 34).
Статьёй 36 Устава также предусмотрено право Евпаторийского городского совета создавать для решения отдельных вопросов временные комиссии из числа депутатов и иных лиц.
Изучив раздел 9 Регламента и доводы административного истца, суд не находит противоречий оспариваемых норм положениям Федерального закона № 131-ФЗ, Закона Республики Крым № 54-ЗРК, а также Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Отклоняя доводы административного истца в указанной части требований, суд отмечает, что статьёй 8 Устава определена структура органов местного самоуправления городского округа, в которую входит представительный орган городского округа – Евпаторийский городской совет. При этом частью 10 статьи 29 Устава определены органы Евпаторийского городского совета, в том числе, президиум Евпаторийского городского совета.
Согласно подпункту 1.10 пункта 1 статьи 46 Регламента Президиум Евпаторийского городского совета рассматривает вопросы, требующие оперативного решения и касающиеся обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 47 Регламента предусмотрено, что Президиум открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов принимает рекомендации или предложения.
Из указанного следует, что результатом работы Президиума являются принятие рекомендаций или предложений, которые не относятся к актам, обладающим нормативными свойствами.
Кроме того, пунктом 6 статьи 47 Регламента установлено, что заседания Президиума проводятся гласно и открыто. В них, с правом совещательного голоса, может участвовать любой депутат Евпаторийского городского совета.
Таким образом, исходя из цели создания Президиума Евпаторийского городского совета, закреплённой пунктом 1 статьи 44 Регламента, анализа приведённых оспариваемых норм и положений Федерального закона № 131-ФЗ, части 10 статьи 29 Устава, суд приходит к выводу, что наличие в Регламенте оспариваемого раздела 9 «Президиум Евпаторийского городского совета Республики Крым» не противоречит указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе поименованным положениям нормативных правовых актов, указанных в административном исковом заявлении и его письменных уточнениях.
Проверяя доводы административного иска в части оспаривания статьи 83 Регламента, суд считает необходимым указать следующее.
Согласно статье 33 Устава заседания (сессии) Евпаторийского городского совета являются его основной формой работы как представительного органа местного самоуправления городского округа (часть 1).
Очередные заседания Евпаторийского городского совета созываются не реже 1 (одного) раза в квартал и проводятся председателем Евпаторийского городского совета или заместителем председателя Евпаторийского городского совета (в случае отсутствия председателя или по его поручению).
Заседания определяются в плане работы Евпаторийского городского совета, который формируется и утверждается в порядке, установленном Регламентом Евпаторийского городского совета и настоящим Уставом (часть 3).
Заседания, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, являются внеочередными. Внеочередные заседания Евпаторийского городского совета могут проводиться по инициативе председателя Евпаторийского городского совета или не менее половины избранных депутатов Евпаторийского городского совета (часть 5).
Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Евпаторийского городского совета, а также формы его работы устанавливаются Регламентом Евпаторийского городского совета (часть 6).
В силу пункта 4 статьи 83 Регламента внеочередная сессия созывается в любое время с уведомлением депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что население о созыве сессии совета информируется через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета.
Порядок организации и проведения заседаний сессий Евпаторийского городского совета определён главой 4 Регламента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 68 Регламента распоряжение о созыве сессии Совета доводится до сведения депутатов и населения не позднее, чем за 10 дней до сессии с указанием времени созыва, места проведения и вопросов, которые предлагается внести на рассмотрение совета.
Население о созыве сессии совета информируется через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета (пункт 5 статьи 68 Регламента).
Из анализа приведённых норм следует, что распоряжение о созыве очередной сессии Совета доводится до сведения депутатов и населения не позднее, чем за 10 дней до сессии. Между тем, нормами Устава и Регламента предусмотрены внеочередные заседания Совета, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, что обусловлено необходимостью и срочностью предлагаемых к рассмотрению вопросов.
Оценивая доводы истца, суд принимает во внимание, что пунктами 4, 5 статьи 83 Регламента предусмотрено обязательное уведомление депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение, а также информирование населения о созыве сессии совета через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета.
Довод административного истца Фадеева О.Ф. о том, что пункт 4 статьи 83 Регламента противоречат статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признаёт несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права. Названная норма предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом абзацем вторым статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Как уже указывалось, частью 3 статьи 33 Устава предусмотрено, что заседания, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, являются внеочередными.
Из анализа частей 3, 5 статьи 33 Устава и пункта 4 статьи 83 Регламента следует, что внеочередная сессия созывается в случае необходимости в любое время с уведомлением депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение, то есть в иные, кроме установленных (не реже 1 раза в квартал), сроки, предусмотренные частью 3 статьи 33 Устава.
Частью 1 статьи 7 Устава регламентировано, что граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в референдуме, муниципальных выборах и посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом. Порядок участия граждан в осуществлении местного самоуправления, в том числе в решении вопросов местного значения, устанавливается настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Органы и должностные лица местного самоуправления городского округа обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления городского округа Евпатория, если иное не предусмотрено законом (часть 7 статьи 7 Устава).
Органы местного самоуправления городского округа через средства массовой информации и иными способами регулярно информируют жителей о наиболее важных вопросах текущей жизнедеятельности и перспективного развития городского округа и его отдельных территорий, включая вопросы работы транспорта общего пользования, состояния и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставления социальных льгот, состояния охраны общественного порядка и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 8 статьи 7 Устава).
Суд, анализируя содержание оспариваемых норм Регламента Евпаторийского городского совета в аспекте, указанном административным истцом, во взаимосвязи с другими вышеуказанными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, приходит к выводу о их соответствии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте правовой неопределённости.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм, суд не усматривает нарушения прав административного истца, как гражданина, проживающего на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления регламентированы главой 5 названного Федерального закона.
Обязанность информирования населения о созыве сессии совета через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета предусмотрена пунктом 5 статьи 68 и пунктом 5 статьи 83 Регламента.
Оценивая иные доводы административного иска, суд полагает необходимым отметить, что проверка законности и обоснованности иных решений (том 3 л.д.51-52), не может быть осуществлена в рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.
Таким образом, административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
При установленных фактических обстоятельствах настоящего дела, анализируя приведённые выше законоположения в их взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующим оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку приведённые в административном исковом заявлении доводы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Оспариваемое в части решение 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета 1 созыва в новой редакции» в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года 3 2-3/1 не нарушает и не ограничивает прав административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечёт принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом Фадеевым О.Ф. поданы ходатайства о вынесении частного определения (том 3 л.д. 1-3, 29-30).
Согласно части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание, что приведённое законоположение, закрепляющее возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагает произвольного применения; установленное данной нормой право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (определения от 26 марта 2019 года № 829-О, от 24 октября 2019 года № 2926-О).
Изучив заявленные ходатайства, учитывая положения Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утверждённого постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 года № 573-ст, ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утверждённого приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 года № 2004-ст, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для вынесения частного определения, как особой формы процессуального реагирования на нарушения закона, в конкретном рассматриваемом случае не имеется.
Исследовав представленные административным истцом сообщения (том 2 л.д.210-214), суд также не усматривает оснований для реагирования в порядке части 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Фадеева Олега Филимоновича к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым о признании не действующим решения 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» в части раздела 9 статей 44, 45, 46, 47 и статьи 83 Регламента, в редакции решения 3 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 3 октября 2019 года № 2-3/1 «О внесении изменений в решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2016 г. № 1-43/1 «Об утверждении Регламента Евпаторийского городского совета в новой редакции» с изменениями» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Решение изготовлено в окончательной форме – 11 июля 2023 года.