ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1251/2017 от 20.03.2018 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-208/2018

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Большой Камень 20 марта 2018 г.

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Шамхаловой Т. М.

при секретаре Литвиновой О.А.,

с участием старшего помощника Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края Суровой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности направить предложение об определении границ зон затопления, подтопления Шкотовского муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края,

установил:

Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с названным административным иском к администрации Шкотовского муниципального района Приморского края.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что административным ответчиком не приняты меры к исполнению требований Водного Кодекса РФ, возложившего на органы местного самоуправления участие в определении границ зон затопления, подтопления. Согласно сведениям административного ответчика(схемы территориального планирования Шкотовского муниципального района, утвержденной решением Думы Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ) графически отражены зоны затопления и зоны подтопления. Предложения об определении границ зон подтопления и карты (планы) объекта землеустройства, составленные в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве», администрацией Шкотовского муниципального района в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамент градостроительства не направлялись. Бездействие административного ответчика по направлению в соответствующие органы предложений об определении границ зон подтопления Шкотовского муниципального района и соответствующих карт (планов) объектов землеустройства влечет невозможность определения Федеральным агентством водных ресурсов зон затопления, подтопления. Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение застройщиками требований Водного Кодекса РФ при размещении новых населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства, а также осуществления на земельных участках, фактически находящихся в зонах подтопления и затопления, мероприятий, прямо запрещенных законом. В связи с выявленными нарушениями закона администрации Шкотовского муниципального района было направлено представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на которое получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому административный ответчик полагает, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится обязанность по осуществлению мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в отношении федеральных объектов, в силу чего в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды органом местного самоуправления не направлены предложения об определении границ зон затопления, подтопления Шкотовского муниципального района.

Просил обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края направить предложение об определении границ зон затопления, подтопления Шкотовского муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, департамент градостроительства Приморского края в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель прокуратуры Сурова Л.Л. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации Шкотовского муниципального района ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против иска по тем основаниям, что требования прокурора не основаны на законе; ссылалась на то, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований. Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей. Полагает, что орган местного самоуправления вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, а меры по предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.24-27 названного кодекса. Частью 1 статьи 27 Водного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления только в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований. Частью 2 статьи 8 Водного кодекса РФ установлено, что в муниципальной собственности могут находится пруды, и обводненные карьеры. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах, содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района. Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схем территориального планирования муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

На схеме территориального планирования Шкотовского муниципального района, утвержденной решением Думы Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, определены затапливаемые реками <данные изъяты> территории, которые являются федеральной собственностью. Проведение специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обуславливает существование определенных границ зон затопления, подтопления. Считает, что согласно утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Правил определения границ зон затопления, подтопления, указанные границы территорий определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления. Кроме того, в случае организации органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской вправе выполнения геодезических и картографических работ, потребуются значительные финансовые средства на указанные работы(более <данные изъяты>), которыми бюджет муниципального района не располагает. В связи с изложенными доводами, полагает, что у администрации Шкотовского муниципального района отсутствует обязанность по направлению предложений об определении границ зон подтопления Шкотовского муниципального района и соответствующих карт объектов землеустройства, а письмо департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке карт-планов границ зон подтопления, на которое ссылается прокурор, не является номой права.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены Департамент Градостроительства Приморского края и Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды в качестве заинтересованных лиц.

Представители заинтересованных лиц, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, не явились; направили суду письменные пояснения по существу дела; просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводится специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов) с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении границ зон затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно пункту 3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования муниципального района (ст. ст. 19, 20, 21 Градостроительного кодекса РФ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования муниципального района, утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов (схем территориального планирования) документации по планировке территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Большекаменской межрайонной прокуратурой Приморского края была проведена проверка соблюдения требований законодательства, определяющего участие органов местного самоуправления при определении границ зон затопления, администрацией Шкотовского муниципального района. В ходе проверки установлено, что администрацией района предложения об определении границ зон затопления, подтопления в администрацию Приморского края, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, департамент градостроительства Приморского края не направлялись.

Прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Шкотовского муниципального района было вынесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу администрации Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органов местного самоуправления не относится обязанность по осуществлению мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в отношении федеральных объектов, в силу чего в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды административным ответчиком не направлены предложения об определении границ зон затопления, подтопления Шкотовского муниципального района. Также указано, что в схеме территориального планирования Шкотовского муниципального района, утвержденной решением Думы Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, определены затапливаемые реками Артемовка, Суходол, Шкотовка территории, которые являются федеральной собственностью.

Разрешая дело, суд исходит из того, что разработка и направление предложений в целях определения границ зон затопления, подтопления предполагает совместное участие органов местного самоуправления с органом исполнительной власти субъекта РФ, а бездействие администрации Шкотовского муниципального района по направлению предложения об определении границ зон подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края влечет невозможность определения Федеральным агентством водных ресурсов зон подтопления, затопления Шкотовского муниципального района, и, соответственно, нарушение требований Водного кодекса РФ.

Поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах РФ, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ направил главам муниципальных образований, в том числе Шкотовскому муниципальному району, запрос с рекомендациями разработать предложения об определении границ зон затопления, подтопления. После проведения вышеуказанных работ направить соответствующий пакет документов для подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления в администрацию Приморского края.

Администрация Шкотовского муниципального района предложения об определении границ зон затопления, подтопления в адрес департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не направила, что административным ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось.

Из содержания направленных суду письменных пояснений департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ и департамента градостроительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на необходимость нахождения водных объектов, от которых устанавливаются зоны затопления или подтопления, в собственности местного самоуправления, в связи с чем то обстоятельство, что реки Артемовка, Суходол, Шкотовка являются федеральной собственностью, не имеют правового значения для рассмотрения дела. Исходя из прямого толкования названного нормативного акта- постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего порядок определения границ зон затопления, на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать предложения установления границ зон затопления, подтопления, в том числе на администрацию Шкотовского муниципального района в границах муниципального района с целью дальнейшего представления указанных предложений Федеральному агентству водных ресурсов для согласования.

В этой связи судом не учитываются доводы административного ответчика о том, что письмо департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке карт-планов границ зон подтопления, на которое ссылается прокурор, не является номой права и не устанавливает названной обязанности администрации Шкотовского муниципального района.

Суд, учитывая приведенное правовое обоснование, установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что административный иск прокурора о возложении обязанности на административного ответчика по направлению предложения об определении границ зон затопления, подтопления в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 226-227, ст. 177 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края - удовлетворить.

Обязать администрацию Шкотовского муниципального района Приморского края направить предложение об определении границ зон затопления, подтопления Шкотовского муниципального района в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ, срок обжалования - с ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Т. М. Шамхалова