ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1251/2022 от 03.10.2022 Лужского городского суда (Ленинградская область)

город Луга 03 октября 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное дело №2а-1251/2022

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования Оредежское сельское поселение к Администрации муниципального образования Оредежское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования Оредежское сельское поселение к Администрации муниципального образования Оредежское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, в которых просил суд:

-признать незаконным бездействие администрации Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права на здания котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:0550001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231);

-обязать администрацию Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на здания котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:0550001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231) и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственной регистрации права на указанные объекты.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что во исполнение плана работы прокуратуры Ленинградской области от 25. 01.2022 года №7-42-2022 прокуратурой проведана проверка деятельности органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований законодательства в сфере своевременного оформления права собственности на недвижимые объекты муниципального имущества.

Проведенной проверкой, в деятельности администрации Оредежского сельского поселения выявлены нарушения требований федерального законодательства в указанной сфере правоотношений.

В соответствии с п.3 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом иди договором.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Проведенной проверкой установлено, что в реестре муниципального имущества Оредежского сельского поселения в разделе 3 строках 35,36 соответственно учтены здания отопительных котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:050001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231) которые переданы в собственность муниципального образования от МУП «Лужские тепловые сети» 29.12.2007 и приняты по акту приема передачи 18.06.2009.

В нарушение положений названного федерального законодательства, органом местного самоуправления не принято мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры, которые используются для теплоснабжения населения.

Административный истец, помощник Лужского городского прокурора в ходе судебного разбирательства, заявленные административные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик – администрация муниципального образования «Оредежское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области», будучи уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав административного истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ч.1 ст. 39 КАС РФ предусматривает, что Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.3 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом иди договором.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132,133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.9 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним: вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права; сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке; сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости; вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения; сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости, основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости; реквизиты, существенные условия сделки или сделок.

В соответствии со ст.14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В силу ч.2 ст.14 Закона №218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 названного Федерального закона.

Проведенной проверкой установлено, что в реестре муниципального имущества Оредежского сельского поселения в разделе 3 строках 35,36 соответственно учтены здания отопительных котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:0550001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231) которые переданы в собственность муниципального образования от МУП «Лужские тепловые сети» 29.12.2007 и приняты по акту приема передачи 18.06.2009 (л.д.09).

В нарушение положений названного федерального законодательства, органом местного самоуправления не принято мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры, которые используются для теплоснабжения населения.

Таким образом, право собственности муниципального образования на указанные объекты фактически реализовано в 2009 году, однако мер по регистрации права муниципальной собственности в установленном порядке до настоящего времени не принято, что указывает на делительное и системное бездействие в решении данного вопроса.

В соответствии с положениями ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Непринятие мер по регистрации права собственности на объекты недвижимости приводит к невозможности реализации органами местного самоуправления полномочий по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, выполнения обязанностей по его содержанию и ремонту, что может повлечь утрату муниципального имущества, что является недопустимым.

На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить заявленные административные требования Лужского городского прокурора Ленинградской области в полном объеме, поскольку они обоснованы, и подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных образований, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Лужского городского прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования Оредежское сельское поселение к Администрации муниципального образования Оредежское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права на здания котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:0550001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231);

-обязать администрацию Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на здания котельных по адресам: <...> (кадастровый номер 47:29:0550001:189), <...> (кадастровый номер 47:29:0540011:231) и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственной регистрации права на указанные объекты.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2022 года

Председательствующий подпись

УИД: 47RS0012-01-2022-001378-70