ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1251/2023 от 03.08.2023 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

Административное дело № 2а-1251/2023

(УИД 30RS0005-01-2023-001478-97)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2023 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием административного истца Симикина Г.А., представителя административного ответчика Ахмедовой З.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, административное дело по административному исковому заявлению Прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий,

установил:

исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области Симикин Г.А. обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- администрация ЗАТО Знаменск) по не принятию мер по освещению ул. Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области; о возложении на администрацию ЗАТО Знаменск обязанности провести мероприятия по организации уличного освещения ул. Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Знаменска Астраханской области проведены проверка исполнения администрацией ЗАТО Знаменск законодательства об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в г. Знаменске не обеспечено освещение ул. Маршала Жукова, пешеходного перехода, находящегося на указанной улице, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения, условий проживания в городе. 20 апреля 2023 г. главе администрации ЗАТО Знаменск внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятии мер к организации уличного освещения ул. Маршала Жукова в г. Знаменске в темное время суток, которое оставлено без удовлетворения.

Полагая, что бездействие ответчика существенно нарушает права граждан, с учетом уточнения административного искового заявления административный истец просил признать бездействие администрации ЗАТО Знаменск по не принятию мер по освещению автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области; обязать администрацию ЗАТО Знаменск в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по организации уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знеаменска Астраханской области на участке от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка; обязать администрацию ЗАТО Знаменск в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке с улицы Черняховского до улицы Толбухина в соответствие с требованиями ГОСТ 33176-214, ГОСТ 52766-2007.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД МОМД России по ЗАТО город Знаменск Астраханской области.

Административный истец Симикин Г.А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнений поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном иске, ходатайствовал о вынесении в адрес администрации ЗАТО Знаменск частного определения в связи с нарушениями требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного ответчика Ахмедова З.Т. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений не признала, указав, что уличное освещение участка автомобильной дороги по ул. Маршала Жукова от пересечения с улицей Толбухина до пересечения с улицей Черняховского производится при помощи уличных светодиодных светильников с четырех опор линий электропередач, расположенных на расстоянии 50 метров друг от друга. Пешеходные переходы на перекрестке улица Маршала Жукова- улица Черняховского, улица Маршала Жукова-улица Толбухина освещены. Не оспаривая отсутствие надлежащего уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка, пояснила, что бюджет ЗАТО Знаменск является дотационным, выполнение мероприятий, указанных в административном исковом заявлении, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет средств бюджета ЗАТО Знаменск невозможно, поскольку стоимость мероприятий по организации уличного освещения автомобильной дороги согласно поступившему коммерческому предложению составляет 1000000 руб.. Кроме того, в настоящее время решаются более приоритетные задачи по организации освещения жилых районов Знаменский и Ракетный в г. Знаменске Астраханской области.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МОМД России по ЗАТО город Знаменск Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела в судебном заседании извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Начальником ОГИБДД МОМД России по ЗАТО город Знаменск Астраханской области представлен рапорт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы).

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав административного истца Симикина Г.А., представителя административного ответчика Ахмедову З.Т., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. № 53/пр утвержден и введен в действие «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*».

Согласно пункту 4.2 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей и пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.

Нормы освещенности автомобильных дорог должны соответствовать ГОСТ Р 58107.1. (пункт 10.2 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*»).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. № 626-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 58107.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета» (далее- ГОСТ Р 58107.1-2018).

Так, в пункте 4.1.2 ГОСТ Р 58107.1-2018 в таблице 1 приведены нормы освещения дорог в зависимости от категории дорог по ГОСТ 333.82.

«ГОСТ 33382-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация» утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. № 998-ст (далее- ГОСТ 33382-2015).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33382-2015 автомобильные дороги по их потребительским свойствам и условиям доступа на них транспортных средств делят на следующие классы: - автомобильные магистрали; дороги для скоростного движения (скоростные дороги); обычные дороги.

К автомобильным дорогам обычным относят автомобильные дороги, предназначенные для пропуска транспортных потоков средней и малой интенсивности по проезжей части с одной или несколькими полосами движения, при отсутствии разделительной полосы между встречными направлениями движения, доступ на которые возможен с пересечений и примыканий в разных и одном уровнях (пункт 3.1.3 ГОСТ 33382-2015).

В силу пункта 4.1 ГОСТ 33382-2015 Автомобильные дороги разделяют на категории: вновь проектируемые: в зависимости от величины расчетной интенсивности движения транспортных средств; эксплуатируемые: в зависимости от величины фактической интенсивности движения транспортных средств с учетом потребительских свойств автомобильной дороги и условий доступа на нее.

В настоящем стандарте предусмотрено деление автомобильных дорог на следующие категории: IА, IБ, IВ, II, III, IV и V.

Основные характеристики и параметры классификационных признаков, используемых при классификации автомобильных дорог, приведены в таблице 1 (пункт 5.3 ГОСТ 33382-2015).

Так, автомобильная магистраль относится к категории IА, скоростная дорога к категории IБ, дорога обычная относится к категории IВ II, III, IV и V.

Согласно ГОСТ Р 58107.1-2018, средняя освещенность дороги категории IВ II составляет не менее 10 лк, категории IВ III, IV и V- не менее 8,0.

Помимо норм средней освещенности автомобильной дороги, приведены нормы равномерности освещения.

Для дорог категории IВ II, III, IV и V норма равномерности освещения автомобильных дорог составляет не менее 0,25 Гц.

Среднюю освещенность и равномерность освещенности для пешеходных переходов в разных уровнях (надземных и подземных) приведены в пункте 4.3.2 (таблица 3) ГОСТ Р 58107.1-2018, в соответствие с которой средняя освещенность для надземных пешеходных переходов (проходы) составляет 20 лк, равномерность освещения не менее 0,20 Гц.

На пешеходных и велосипедных дорожках средняя освещенность и равномерность освещенности приведена в пункте 4.4.1 (таблица 4) ГОСТ Р 58107.1-2018.

Для тротуаров и пешеходных дорожек установлены нормы: средняя освещенность не менее 4,0 лк, равномерность освещения не менее 0,20 Гц.

Нормативы освещенности автомобильных дорог установлены «ГОСТ 33176-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. № 181-ст. (далее- ГОСТ 33176-2014).

Согласно пункту 4.1 ГОСТ 33176-2014 в процессе эксплуатации освещение дорог должно соответствовать требованиям ГОСТ 33220, а также выполняться требования таблицы 1 либо по всем параметрам, либо по параметрам яркости и освещенности. Значения нормируемых параметров освещения дорог приведены в таблице 1.

В таблице 1 ГОСТ 33176-2014 установлены следующие нормы освещенности: для дорог категории А (А1)-30 лк, А (А2-А4)- 20 лк, Б (Б1)-20 лк, Б (Б2)-15 лк, В (В1)-15 лк, В (В2)-10 лк, В (В3)-6 лк. Нормы равномерности освещения составляют для дорог категории А-Б- 0,35 Гц, для дорог категории В-0,25 Гц.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. № 1122-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» (далее-ГОСТ 3320-2015).

Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 ГОСТ 3320-2015 Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части дорог и применение искусственного освещения должны соответствовать требованиям Гост 33176. Опоры искусственного освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

В населенных пунктах количество действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должно составлять не менее 50% общего числа установленных светильников при соблюдении требований 7.1.

Количество действующих светильников на пересечениях дорог в одном и в разных уровнях, на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходных переходах в одном уровне должно составлять не менее 80% общего числа установленных светильников при соблюдении требований 7.1.

Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. № 1360-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (далее- ГОСТ Р 55706-2013).

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети приведены в таблице 3 ГОСТ Р 55706-2013.

В указанной таблице для категории автомобильных дорог категории В1 (улицы местного значения, жилая застройка за пределами центра города) норма освещенности составляет не менее 15 лк, категории В2 (улицы местного значения, жилая застройка в центре города) не менее 10 лк.

Нормы освещенности для на перекрестках или закруглениях, наземных пешеходных переходах автомобильных дорог приведены в «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы», утвержденным и введенным действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1784-ст.) (далее- ГОСТ Р 55844-2013).

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 55844-2013 средняя освещенность на пешеходном переходе должна быть не менее 20 лк при значении минимальной освещенности - не менее 6 лк.

Указанные нормы средней освещенности установлены вне зависимости от категории автомобильных дорог или их класса освещенности.

В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают:

- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пр; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150 (пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на внеуличных пешеходных переходах;

- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

Судом установлено, что автомобильная дорога по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области относятся к числу дорог общего пользования местного значения и входит к Перечень автомобильных дорог ЗАТО Знаменск.

Согласно пунктам 2 и 4 «Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 (далее - Правила), спорная автомобильная дорога по условиям движения и доступа к ней относится к классу «В» - обычная автомобильная дорога», а по своим транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам может быть отнесена к категории III или категории IV.

Пунктом 5 Правил установлено, что отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению «Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог».

В силу пункту 6 Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации: г) в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления;

Согласно представленным администрацией ЗАТО Знаменск сведениям, автомобильная дорога по ул. Маршала Жукова г. Знаменска, идентификационный номер 12-519 ОП МГ 12 030, протяженностью 0,317 км, отнесена к IV категории. Класс освещенности дороги не установлен (л.д. 67-82).

В период с 2020 г. по 2023 г. в администрацию ЗАТО Знаменск поступали обращения гражданина Д.Ю.Н. , помощника депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Прокудиной Н.Н. об обустройстве линии электропередач вдоль автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области (л.д.9, 10-12, 13, 14, 14, 15-16, 17, 18, 28, 29, 30).

Как следует из представленных информационный писем ЗАТО Знаменск на приведенные выше обращения, 14 января 2020 г. Д.Ю.Н. дан ответ о невозможности выполнения таких работ в связи с отсутствием в бюджете ЗАТО Знаменск финансовых ресурсов; 22 июля 2021 г. П.Н.Н. дан ответ о невозможности проведения мероприятий по обустройству линий электропередач в связи с отсутствием финансовых ресурсов, указано, что проводятся работы по восстановлению имеющегося освещения на участке от пересечения с улицы Вознюка до пересечения с улицей Черняховского; 11 августа 2022 г. П.Н.Н. дан ответ о том, что освещение на участке от пересечения с улицы Вознюка до пересечения с улицей Черняховского находится в рабочем состоянии, профильным специалистам дано поручение по разработке проектно-сметной документации на строительство линии электропередач по улице Маршала Жукова.

В марте 2023 г. Д.Ю.Н. обратился в администрацию Губернатора Астраханской области с заявлением, в котором указал, что в темное время суток отсутствует уличное освещение по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области, пешеходные переходы не освещаются, что создает неудобства.

Указанное обращение Управлением по работе с обращениями граждан администрации Губернатора Астраханской области 10 марта 2023 г. направлено прокурору ЗАТО г. Знаменска Астраханской области для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования.

Прокуратурой ЗАТО г. Знаменска Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией ЗАТО Знаменск законодательства об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что в г. Знаменске не обеспечено освещение ул. Маршала Жукова, пешеходного перехода, находящегося на указанной улице, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения, условий проживания в городе.

20 апреля 2023 г. главе администрации ЗАТО Знаменск внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятии мер к организации уличного освещения улице Маршала Жукова в г. Знаменске в темное время суток, которое оставлено без удовлетворения (л.д. 19-21, 22).

Согласно ответу главы администрации ЗАТО Знаменск от 17 апреля 2023 г. исх. представлен акт осмотра состояния уличного освещения по ул. Маршала Жукова от 14 апреля 2023 г, дорожная карта реализации уличного освещения вдоль автомобильной дороги по улице Маршала Жукова в г. Знаменске на участке пересечения с ул. Черняховского до пересечения с ул. Вознюка, приложены фотоматериалы, указано о недостаточности денежных средств в бюджете города, проведение работ по организации уличного освещения вдоль автомобильной дороги по улице Маршала Жукова в г. Знаменске на участке пересечения с ул. Черняховского до пересечения с ул. Вознюка, в очередном финансовом году (л.д. 22-27).

Кроме того, администрацией ЗАТО Знаменск в составе рабочей группы 27 апреля 2023 г. проведен осмотр состояния уличного освещения вдоль автомобильной дороги, в ходе которого установлено, что уличное освещение участка автомобильной дороги по ул. Маршала Жукова от пересечения с улицей Толбухина до пересечения с улицей Черняховского производится при помощи уличных светодиодных светильников с четырех опор линий электропередач, расположенных на расстоянии 50 метров друг от друга. Пешеходные переходы на перекрестке улица Маршала Жукова- улица Черняховского, улица Маршала Жукова-улица Толбухина освещены. На участке автомобильной дороги по улице Маршала Жукова от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка стационарное освещение отсутствует. Придомовые территории многоквартирных домов №№ 1,3,5 освещаются в темное время суток посредством внутриквартальных уличных светильников (торшеров). Стационарное освещение пешеходного перехода на перекрестке улица Маршала Жукова-улица Вознюка отсутствует. В качестве временной меры освещение пешеходного перехода производится посредством уличных светильников, расположенных в непосредственной близости указанном участку по улице Вознюка (акт осмотра от 27 апреля 2023 г.) (л.д. 48).

Таким образом, административным ответчиком оспаривается отсутствие уличного освещения автомобильной дороги по ул. Маршала Жукова от пересечения с улицей Толбухина до пересечения с улицей Черняховского.

Вместе с тем, указанные доводы опровергаются представленным рапортом старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО город Знаменск Астраханской области от 14 апреля 2023 г., согласно которому на спорных участках дорог произведены замеры освещения прибором Люксметр «Лайт0Мини» , заводской (серийный) , свидетельство о поверке № С-БГ/24-11-2022/203966309, действительно до 23 ноября 2023 г. На участке автомобильной дороги от пересечения улиц Толбухина-Маршала Жукова до Черняховского-Маршала Жукова установлена недостаточность уличного освещения, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения не соответствует ГОСТ 33176-2014, ГОСТ 52766-2007. На участке автомобильной дороги от пересечения улиц Черняховского-Маршала Жукова до Вознюка-Маршала Жукова отсутствует уличное освещение (л.д. 38-39).

Таким образом, при организации уличного освещения автомобильной дороги должны быть соблюдены не только нормы освещенности, но и нормы равномерности освещения, которые на участке автомобильной дороги от пересечения улиц Толбухина-Маршала Жукова до Черняховского-Маршала Жукова не соответствуют установленным требованиям действующих стандартов.

Кроме того, несмотря на соответствие средней горизонтальной освещенности на участке автомобильной дороги от пересечения улиц Толбухина-Маршала Жукова до Черняховского-Маршала Жукова -10 лк приведенным выше стандартам, расположенные на данном участке дороги пешеходные переходы должны быть освещены согласно требованиям ГОСТ Р 55844-2013 (не менее 20 лк), что органом местного самоуправления не соблюдено.

Отсутствие надлежащего уличного освещения на спорных участках дорог подтверждается, в том числе, фотоматериалами и письменными обращениями граждан в адрес администрации ЗАТО Знаменск, Администрации Губернатора Астраханской области.

Доводы представителя административного ответчика о значительном размере стоимости проведения работ и об отсутствие финансовых средств для проведения мероприятий по организации уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области суд находит несостоятельными.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от 9 ноября 2017 г. № 2516-О) высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках.

Принимая во внимание, что наличие нарушений в организации уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области подтверждается материалами дела, а обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги является прямой обязанностью органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании незаконным бездействие администрации ЗАТО Знаменск по не принятию мер по освещению автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области; о возложении на административного ответчика обязанности провести мероприятия по организации уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию ЗАТО Знаменск в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке с улицы Черняховского до улицы Толбухина.

При этом, поскольку освещение автомобильных дорог по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка, по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке с улицы Черняховского до улицы Толбухина, в том числе, не соответствует приведенным в решении требованиям ГОСТ Р 55844-2013, ГОСТ Р 58107.1-2018, которым орган местного самоуправления должен руководствоваться при проведении мероприятий по организации уличного освещения, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность провести мероприятия по организации уличного освещения указанных автомобильных дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов автомобильных дорог.

В судебном заседании административным истцом заявлено ходатайство о вынесении частного определения в адрес администрации ЗАТО Знаменск частного определения в связи с нарушениями требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

По смыслу статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда.

При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из обязанности административного судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание, что приведенное законоположение, закрепляющее возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагает произвольного применения; установленное данной нормой право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (определения от 26 марта 2019 г. № 829-О, от 24 октября 2019 г. № 2926-О).

В конкретном рассматриваемом случае оснований для вынесения частного определения в адрес административного ответчика как особой формы процессуального реагирования на нарушения закона, предусмотренных пунктом 1 статьи 200 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о признании бездействия администрации ЗАТО Знаменск незаконным и возложении на административного ответчика обязанности провести мероприятия по организации уличного освещения автомобильной дороги в установленный срок.

Руководствуясь статьями 265.5, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» по не принятию мер по освещению автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по организации уличного освещения автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке от пересечения с улицей Черняховского до пересечения с улицей Вознюка.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение автомобильной дороги по улице Маршала Жукова г. Знаменска Астраханской области на участке с улицы Черняховского до улицы Толбухина в соответствие с требованиями государственных стандартов автомобильных дорог.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 11 августа 2023 г.

Судья: Куликова М.Д.