РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Давыдовой Н.В.,
при секретаре Меркуловой Е.С.,
с участием
административного ответчика Зименковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1252/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тульской области к Зименковой Л.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Тульской области обратилась в суд к Зименковой Л.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени, указывая о том, что Зименкова Л.А. состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тульской области.
Налоговым агентом ООО «<данные изъяты>» (ИНН №) в налоговый орган была представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2018г. № от 11.04.2019г. Основываясь на данных справки, Зименковой Л.А. (ИНН №) было направлено по почте, по месту регистрации налогоплательщика налоговое уведомление № от 04.07.2019 г. об уплате налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2018 год, которое не исполнено.
В соответствии со ст.69 НК направлено требование об уплате налогов и пени, начисленных в соответствии со п.3,п.4 ст.75 НК РФ.
Требование № от 20.01.2020 г. на сумму 12 275,85 руб.:
налог на доходы физических лиц, не удержанный налоговым агентом за 2018г. по сроку уплаты 02.12.2019г., - 12 153,00 руб.
пени по налогу на доходы физических лиц, не удержанному налоговым агентом за 2018г., -122,85 руб.
Требование направлено по почте, по месту регистрации налогоплательщика. В установленный срок требование не исполнено. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов. Однако погашение задолженности по уплате налога не произведено. Ст.48 НК РФ предусмотрено взыскание налога в судебном порядке. Порядок взыскания налога производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок №<данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области о взыскании с Зименковой Л. А. задолженности по уплате налога.
30.04.2020г. мировой судья судебного участка №<данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области вынес судебный приказ по гражданскому делу № по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых платежей с Зименковой Л. А.
25.05.2020г. мировой судья судебного участка №<данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области на основании представленных возражений налогоплательщика Зименковой Л. А. вынес определение об отмене судебного приказа № от 30.04.2020г. о взыскании налоговых платежей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 23,31,44, 45, 48, 75, 83, 85, 357, 358, 362, 363, 388, 391, 396,399,400,408 Налогового кодекса РФ, ст. 22, 125, 126,286,287 КАС РФ, налоговая инспекция просила суд:
взыскать с налогоплательщика Зименковой Л.А., ИНН №,
налог на доходы физических лиц, не удержанный налоговым агентом за 2018г. по сроку уплаты 02.12.2019г., - 12 153,00 руб.
пени по налогу на доходы физических лиц, не удержанному налоговым агентом за 2018г., -122,85 руб.
Всего:12 275,85 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тульской области по доверенности ФИО4 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении исковых требований в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Кроме того, представлен отзыв административного истца на возражения административного ответчика, согласно которому по общему правилу при предоставлении социального пакета у налогоплательщика возникает доход в натуральной форме, с которого подлежит удержанию НДФЛ по ставке 13% (для резидентов) и 30% (для нерезидентов) на дату получения дохода в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211, пп. 2 п. 1 ст. 223, п. п. 1, 3 ст. 224, п. 1 ст. 225, п. 3 ст. 226 НК РФ). При этом, как следует из содержания ст. ст. 210, 224, 226 НК РФ: для работника-резидента организация включает полученные в натуральной форме доходы в налоговую базу, исчисляемую с начала года по доходам, облагаемым по ставке 13%, с возможностью применения налоговых вычетов; для работника-нерезидента полученный доход облагается по ставке 30%, налог исчисляется отдельно по каждому доходу, налоговые вычеты не применяются. Удержать суммы налога нужно из любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Если налог не будет удержан работодателем, работник должен будет самостоятельно уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Как пишет административный ответчик в своем возражении, что заработную плату и компенсацию при увольнении за 2018 год до настоящего времени работодатель не выплатил. В данном случае ссылка на пункт 4 статьи 226 НК РФ не уместна, все вопросы по невыплате заработной платы должны относиться к ООО «<данные изъяты>», а не к налоговому органу.
Так как налоговым агентом ООО «<данные изъяты>» в налоговый орган была представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2018г. № от 11.04.2019г., в которой указаны суммы дохода, и также указано, что сумма в размере 12 153,00 руб. не удержана налоговым агентом, в связи с чем данную сумму должен заплатить сам налогоплательщик Зименкова Л.А., что также подтверждается представленной ею справкой 2-НДФЛ.
В судебном заседании административный ответчик Зименкова Л.А. административные исковые требования не признала, просила в них отказать, поддержала поданные ею возражения, согласно которым она считает незаконными административные исковые требования налогового органа, так как заработную плату и компенсацию при увольнении за 2018 г. до настоящего времени работодатель ей не выплатил. Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ, обязанности по удержанию и уплате НДФЛ связаны только с фактическим получением доходов, облагаемых НДФЛ. Никаких других доходов с не удержанным налогом она не получала.
В судебном заседании административный ответчик Зименкова Л.А. также пояснила, что она работала в ООО «<данные изъяты>» бухгалтером животноводства с декабря 2015 года по 31.08.2020 года, когда была уволена. В настоящее время ООО «<данные изъяты>» в стадии банкротства. Она не получила доход за 2018 год, в связи с чем, она не будет платить подоходный налог. У ООО «<данные изъяты>» перед ней имеется задолженность по заработной плате по той справке о доходах за 2018 года, которая представлена в налоговую инспекцию. Если есть задолженность, значит, организация могла сама перечислить за неё налог. При получении заработной платы с ООО«Дервейс» можно удержать тогда и налог в налоговую инспекцию. Она не получала уведомление от налоговой инспекции о необходимости выплаты подоходного налога, но она получила требование об уплате подоходного налога, который она не заплатила, так как в 2018 году она фактически доход не получила, единственный у неё доход –это пенсия.
Руководствуясь положениями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившегося представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенного о времени и месте судебного заседания,
Суд, выслушав административного ответчика Зименкову Л.А., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 3, пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получившие доходы от источников в Российской Федерации, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную всоответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные лица именуются в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами.
По правилам пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации не удержанный налоговым агентом налог уплачивается налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ООО «<данные изъяты>» представил в налоговый орган в порядке пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации справку о доходах и суммах налога физического лица Зименковой Л.А. за 2018 год № от 11.04.2019 года по форме 2-НДФЛ, из которой следует, что общая сумма дохода Зименковой Л.А. с января по август 2018 года составила 103307,90 руб., сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 12 153 рубля.
В связи с чем, налоговым органом был начислен налогоплательщику Зименковой Л.А. налог на доходы физических лиц за 2018 года в размере 12 153 рубля, со сроком уплаты- 02.12.2019 года, направив Зименковой Л.А. уведомление № от 04.07.2019 года об уплате налогов, в том числе и налога на доходы физических лиц в указанном размере.
Факт направления уведомления налоговым органом подтверждается списком заказных писем № от 11.07.2019 года, где под номером 31 указана Зименкова Л.А.
Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц Зименковой Л.А. своевременно не исполнена, в связи с чем Межрайонная ИФНС России N 9 по Тульской области, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, почтовой корреспонденцией направила в ее адрес требование № об уплате налога, пени по состоянию на 20.01.2020 года, в котором указала, что Зименковой Л.А. необходимо уплатить налог на доходы физических лиц, не удержанный налоговым агентом за 2018г. по сроку уплаты 02.12.2019г., в размере 12 153,00 руб., пени по налогу на доходы физических лиц, не удержанному налоговым агентом за 2018г., в размере 122,85 руб.
Административному ответчику Зименковой Л.А. предоставлен срок для добровольного исполнения требования - до 17 марта 2020 года.
Требование Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 12 153,00 руб., пени – 122,85 рублей административным ответчиком Зименковой Л.А. к установленному сроку также не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца 30 апреля 2020 года к мировому судье судебного участка №<данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области с заявлением о вынесении судебного приказа.
30.04.2020г. мировой судья судебного участка №<данные изъяты> судебного района (<данные изъяты> района) <данные изъяты> области ФИО5 вынесла судебный приказ по гражданскому делу № по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых платежей с Зименковой Л. А. всего на сумму 12 275 руб.85 коп.
25.05.2020г. мировой судья судебного участка №<данные изъяты> судебного района (<данные изъяты> района) <данные изъяты> области ФИО5 на основании представленных возражений налогоплательщика Зименковой Л.А. вынесла определение об отмене судебного приказа № от 30.04.2020г. о взыскании налоговых платежей.
После отмены вышеуказанного приказа определением мирового судьи от 25.05.2020 года административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в установленный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ.
Оценивая доводы административного ответчика Зименковой Л.А. о том, что она не несет обязанности по уплате налога на доходы физического лица за 2018 год, поскольку фактически доход за указанный период не получила, и у ООО «<данные изъяты>» имеется перед ней задолженность по заработной плате за 2018 год, суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.
В целях обложения налогом на доходы физических лиц датой фактического получения дохода в виде заработной платы согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход.
В материалах дела имеются представленные административным ответчиком Зименковой Л.А. справка ООО «<данные изъяты>» о размере задолженности общества перед ней по заработной плате с декабря 2017 года по август 2018 года, а также расчетные листки за указанный период, из которых следует, что Зименковой Л.А. начислялась заработная плата за указанный период, а также частично осуществлялись выплаты в январе, феврале, марте и июне 2018 года.
Оценивая представленные по делу доказательства, включая справку о доходах и суммах налога физического лица Зименковой Л.А. за 2018 год № от 11.04.2019 года, суд приходит к выводу о том, что они подтверждают факт начисления Зименковой Л.А. дохода в указанный период, что, в силу положений п.2 ст.223 НК РФ, является основанием для уплаты налогоплательщиком налога на доходы физического лица, не уплаченного налоговым агентом.
Исходя из анализа вышеприведенных норм налогового законодательства и совокупности установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с Зименковой Л.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Учитывая, что обязанность по уплате налога за спорный период административным ответчиком Зименковой Л.А. не исполнена, пени насчитаны в соответствии со ст.75 НК РФ, его размер административным ответчиком не оспаривался, налоговым органом соблюдена процедура взыскания недоимки по налогу, а также соблюдены сроки на обращение в суд, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности требований налоговой инспекции, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статья 333.36 НК РФ содержит перечень категорий плательщиков, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с тем, что заявленные требования удовлетворены в полном объеме, а административный истец в соответствии с требованиями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины с административного ответчика Зименковой Л.А. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования Богородицкий район в размере 491 рубль 03 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 -180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Тульской области к Зименковой Л.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тульской области (место нахождения -<адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 01.06.2007 года, ИНН–№) с Зименковой Л.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>),
налог на доходы физических лиц, не удержанный налоговым агентом за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019 года в размере 12 153 (двенадцати тысяч ста пятидесяти трех ) рублей,
пени по налогу на доходы физических лиц, не удержанному налоговым агентом за 2018 год- 122,85 рубля,
а всего 12 275 (двенадцать тысяч двести семьдесят пять) руб.85 коп.
Взыскать с Зименковой Л.А. государственную пошлину в бюджет муниципального образования Богородицкий район в размере 491 рубля 03 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2020 года