ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1252/2021 от 09.06.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

2а-1252/2021

39RS0004-01-2021-001118-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2021

Московский районный суд г.Калининграда в составе

председательствующего судьи Бондарева В.В.

при помощнике Латышевой А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скраковской Елены Евгеньевны к административному ответчику МИФНС № 8 по г.Калининграду, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным отказа в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов

УСТАНОВИЛ:

Истец Скраковская Е.Е. обратилась в суд с иском, указав, что 18 ноября 2020 она обратилась с заявлением в Отделение ПФР по Калининградской области через форму официального сайта ПФР о проведении сверки расчетов по уплате страховых взносов за период с 01.01.2014 по 21.10.2020. Ее заявление было перенаправлено в Управление ПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное). 23.11.2020 в ее адрес направлен акт сверки, с которым она не согласилась, и направила в адрес Управления Пенсионного фонда в г.Калининграде акт сверки с разногласиями и расчетами по уплате страховых взносов за 2014-2016 г.г. Была выявлена переплата страховых взносов в 2014 году -<данные изъяты> руб., в 2015 -<данные изъяты> руб., в 2016-<данные изъяты> руб. Общая сумма переплат составила <данные изъяты> руб. Письмом от 4 декабря 2020 ей было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды с 2014-2016г. в связи с уплатой страховых взносов в добровольном порядке и распределении страховых взносов по индивидуальным счетам застрахованных. В отношении переплаты за 2016 год отказано за пропуском срока. Просит признать действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное), выразившееся в отказе возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 в размере 120676 руб.56 коп., за 2016 в размере 97513 руб. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) вернуть истцу излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 в размере 120676 руб.56 коп., за 2016 в размере 97 513 руб., взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Позже истец неоднократно уточняла свои требования. В уточненном иске от 20.04.21 привлечены в качестве соответчиков ГУ Отделение ПФР по Калининградской области и МИФНС №8 по г.Калининграду.

В связи с прекращением деятельности ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Калининграде Калининградской области ( межрайонное) путем реорганизации в форме присоединения правопреемником является ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области

В уточненном иске от 09.06.2021 истец просит признать незаконным отказ ГУ- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области от 04.12.2020 в пересчете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 г в размере 120 676 руб. 56 коп., возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016 в размере 218189,56 руб., бездействие МИФНС №8 в отсутствие ответа на заявление о зачете страховых взносов в размере 97513,04 руб., обязании ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области произвести перерасчет излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 в размере 120676 руб.56 коп., принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016 годы в размере 218 189 руб. 56 коп., совершить действия в пределах своей компетенции по возврату Скраковской Е.Е. излишне уплаченных страховых взносов в размере 218 189 руб. 56 коп., обязать МИФНС №8 по г.Калининграду возвратить Скраковской Е.Е. излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014-2016 г. в размере 218 189 руб.56 коп., взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание истец Скраковская Е.Е. не явилась извещена надлежаще о времени и месте проведения судебного заседания.

Ее представитель по доверенности Стасюк В.Е. поддержала требования, дала пояснения по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно указала, что переплата страховых взносов возникла до 1 января 2017 за 2016 г. О переплате стало известно в феврале 2020 года, когда она отразилась в личном кабинете. С появлением личного кабинета, истец обратила внимание, что числится переплата по налогам 210 000 руб. за 2018-2019 годы и тут же стоит пени в 2000 руб. С февраля 2020 г. началась переписка с налоговой инспекцией, чтобы выяснить откуда пеня, и переплата. С 1 января 2017 все взаимодействия, связанные с уплатой налогов и сборов, в т.ч. страховых взносов занимается ФНС. За ПФР остается контроль и принятие решений для возврата. Право истца нарушено тем, что ее не уведомляли в соответствии с п.3 ст. 12 ФЗ № 212 и ст. 78 НК РФ о факте переплаты. Об этом стало известно только в феврале 2020 и ноябре, когда завершили сверку расчетов. Отсутствие уведомления лишило истца возможности обратиться с зачетом переплаты за 2014-2015 год. Просит удовлетворить требования. Представила письменные пояснения, где указала, что в силу Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных, либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики. О переплате страховых взносов истец узнала 20 февраля 2020г. Расчетный период по страховым взносам составляет календарный год. За 2016 год расчетный период закончился 31.12.2016г. Следовательно, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Завершающий платеж страховых взносов за 2016 год произведен 28.03.2017. Таким образом, срок для возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2016год не пропущен. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. В результате проведенной сверки с ПФР были выявлены суммы переплаты страховых взносов в 2014 на сумму <данные изъяты> руб., в 2015 году на сумму <данные изъяты> руб., в 2016 году -<данные изъяты> руб. При этом переплаты страховых взносов за 2014, 2015 в учете пенсионного фонда не числится. Считает, что датой возникновения права на обращение по возврату излишне уплаченных страховых взносов в 2014,2015 годах является дата завершения сверки расчетов с ПФР -24.11.2020г. Сверка расчетов с ИФНС №8, начатая 21.10.2020 не завершена. Решение о возврате принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов, акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов.

С января 2017 контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляет ФНС. Контролирующим органом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, возникших до 01.01.2017 является Пенсионный фонд РФ. Ни ПФР, ни ФНС не сообщили налогоплательщику в соответствии с п.3 ст.26 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ о факте переплаты страховых взносов за 2014-2016г. Отказ ГУ- УПФР о возврате излишне уплаченных страховых взносов основанный на утверждении о том, что страховые взносы уплачивались в добровольном порядке несостоятелен. Добровольная уплата налогов и сборов является исполнением действующего в то время законодательства. Утверждение ГУ ПФР о том, что сформулированная в постановлении КС РФ № 27-П позиция подлежит применению со дня его официального опубликования со 2.12.2016, считает неверной. Решения, улучшающие положения налогоплательщиков, имеют обратную силу. Поэтому постановление КС РФ № 27-П распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия КС РФ. Утверждение ПФР о том, что препятствием к перерасчету излишне уплаченных страховых взносов в ПФР в 2014-2016 является учет их на индивидуальном лицевом счете страхователя, является неверным, поскольку к моменту ответа на обращение к УПФР о возврате и перерасчете страховых взносов действовало Постановление КС РФ от 31.10.2019 № 32-П, которым КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, блокирующие возврат плательщикам излишне уплаченных страховых взносов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату если на момент представления заявления о возврате назначена страховая пенсия. Довод ОПФР о том, что о факте переплаты истцу должен был сообщить налоговый орган, неверен. Администратором платежа является ИФНС №8. Администратор платежа отвечает за отношение по платежу между плательщиком и получателем платежа. Для того, чтобы выявить факт переплаты должна была быть проведена камеральная проверка. Факт переплаты выявлен органом, проводившим камеральную проверку и принявшим по ее результатам решение. Соответственно ОПФР выявив сумму этой переплаты в рамках своей камеральной проверки, передал сальдо по данной переплате налоговому органу. Дата принятия решения по результатам камеральной проверки 17.10.2017, дата передачи сальдо от ОПФР к ИФНС-25.10.2017. Соответственно сообщить плательщику страховых взносов Скраковской об имеющейся у нее переплаты в течение 10 дней после выявления данного факта должен был Пенсионный фонд.

Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области по доверенности Выпукина М.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, где указала, что до 01.01.2017 исчисление страховых взносов регламентировалось ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009. Р азмеры страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014-2016 были определены на основании п.2 ч.1.1 ст.14 Закона №212-ФЗ по информации о доходах, переданной ФНС. Для реализации ст.14 ФЗ №212 ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Между ФНС и ПФР заключено Соглашение от 22.02.2011 № АД-30-33/04 сог, № ММВ-27-2/5. Начисление страховых взносов осуществлялось Пенсионным фондом исключительно на основании сведений о доходах, представленных налоговыми органами. В соответствии с поступившими данными из УФНС России по Калининградской области общий доход истца за 2014 г. составил <данные изъяты> руб., за 2015 -<данные изъяты> руб. Страховые взносы за 2014 и 2015 были начислены в максимальном размере за 2014год<данные изъяты> руб.( фиксированный платеж), за 2015 -<данные изъяты> руб. Подлежащие уплате суммы были оплачены истцом платежными поручениями от 28.11.2014 № 94 и от 06.04.2016 № 31 и учтены на индивидуальном счете страхователя. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2-16 № 27-П установлено, что для целей определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, определяемого как 1% от суммы дохода, доход лица, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Полагает, что сформулированная КС РФ правовая позиция подлежит применению со дня его официального опубликования, то есть, со 2.12.2016. Перерасчет обязательств за 2014-2015 УПФР не производился. Сведения о полученном истцом доходе за 2016 поступили из УФНС России по Калининградской области с учетом произведенных расходов <данные изъяты> руб. Исходя из полученной информации Управлением был произведен перерасчет страховых взносов <данные изъяты> коп. Истцом были оплачены страховые взносы в максимальном размере без учета расходов в размере <данные изъяты>. в добровольном порядке 28.03.2017. Переплата составила <данные изъяты> руб. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы. Исходя из срока уплаты страховых взносов за периоды 2014-2015 трехлетний срок обращения пропущен, так как с заявлением истец обратилась в Пенсионный фонд в ноябре 2020. Трехлетний срок истцом пропущен также и с момента когда истец узнала о нарушении своего права со дня опубликования Постановления КС РФ от 30.11.2016 № 27-П. Пропуск сроков является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, возврат страховых взносов осуществляется налоговыми органами на основании письменного заявления. Полномочия органов Пенсионного фонда ограничиваются принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017г. С 01.01.2017 уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 должна производиться с использованием кодов бюджетной классификации, закрепленных за ФНС России приказом Минфина России от 07.12.2016 № 230н. Платеж за период 2016 года от 28.03.2017 в размере <данные изъяты> руб. поступил на код бюджетной классификации с главой <данные изъяты>, администратором которых является ФНС России. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика МИФНС №8 по г.Калининграду по доверенности Латышева А.Н. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, где указала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные периоды до 1 января 2017 осуществляется Пенсионным фондом. Территориальные подразделения ПФР представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде по утвержденным форматам сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы. Пенсионным фондом в отношении заявителя было передано сальдо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчётные периоды до 01.01.2017, которое отражено на лицевом счете налогоплательщика, в связи с чем, перерасчет взносов относится к компетенции пенсионного фонда по месту учета. В случае подтверждения Пенсионным фондом возврата переплаты по взносам инспекцией осуществляется возврат переплаты на основании решения Пенсионного фонда. Проведение зачётов излишне уплаченных страховых взносов за период, до 01.01. 2017 в счет погашения недоимки, задолженности по штрафам, пеням действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Считает, что с заявлением о возврате страховых взносов заявитель должен обращаться в органы Пенсионного фонда. Просит исключить МИФНС №8 из числа соответчиков.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Скраковская Е.Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.09.1999 и прекратила свою деятельность 20.10.2020г. В период осуществления предпринимательской деятельности истица применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014г. от 20.04.2015 сумма ее дохода составила <данные изъяты> руб., сумма расходов <данные изъяты> руб. Налогооблагаемая база составила <данные изъяты> Страховой взнос за 2014 г. составил сумму фиксированного платежа <данные изъяты> дохода, превышающего 300 000 руб. В счет оплаты страховых взносов заявитель уплатила за 2014 страховые взносы в размере <данные изъяты> коп. платежным поручением от 21.11.2014г.

В соответствии с налоговой декларацией за 2015 от 15.07.2016 сумма дохода заявителя составила <данные изъяты> руб., сумма расходов -<данные изъяты> руб. налогооблагаемая база составила <данные изъяты> Страховой взнос за 2015 год составил сумму фиксированного платежа <данные изъяты>. <данные изъяты> плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. В счет уплаты страховых взносов заявитель уплатила за 2015 год страховые взносы в общей сумме <данные изъяты> руб. платежными поручениями от 23.12.2015 в сумме <данные изъяты> руб., платежным поручением от 06.04.2016 в сумме <данные изъяты> руб.

Уплата страховых взносов за 2016 истцом произведена платежным поручением от 27.03.2017 в сумме <данные изъяты> руб.

По запросу истца налоговой инспекцией №8 была представлена справка № 2020-18119 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам» по состоянию на 20.02.2020 в отношении Скраковской Е.Е. из которой усматривалась переплата по страховым взносам за расчетные периоды до 01.01.2017 в сумме <данные изъяты> руб.

Скраковская Е.Е. обратилась в налоговый орган 05.03.2020 с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Не получив ответа на свое заявление, Скраковская Е.Е. обратилась 19.10.2020 в налоговую инспекцию №8 с заявлением о проведении сверки расчетов и предоставлении ей акта сверки расчетов по страховым взносам. 18 ноября 2020 истец обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ Московского района г.Калининграда с заявлением о проведении сверки расчетом по страховым взносам. Письмом от 23.11.2020 Управление Пенсионного фонда РФ в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) сообщено о наличие излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 97 513,04 руб., срок возврата которых истек 28.03.2020.

24 ноября 2020 Скраковская обратилась в УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) с письмом в котором указала, что за 2014-2015 выявлены переплаты страховых взносов, которые просит вернуть в общей сумме <данные изъяты> руб.

Письмом от 4.12.2020 УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) ей было отказано в возврате страховых взносов. Пенсионный фонд, ссылаясь на п.22 Закона №212-ФЗ указал, что страховые взносы за 2014-2015 оплачены в полном размере и учтены на лицевом счете плательщика, в связи с чем, излишне уплаченные страховые взносы возврату не подлежат. Со дня уплаты страховых взносов прошло более 3 лет, следовательно, возврат излишне уплаченных страховых взносов возможен на основании судебного решения.

В связи с принятием 3 июля 2016г Федерального закона №250-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 изменилось правовое регулирование процесса администрирования страховых взносов. Полномочия за контролем исчисления и уплаты страховых взносов с 1.01.2017 перешли к налоговым органам.

Согласно ст.20 Закона №250-ФЗ от 03.07.2016 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона №250-ФЗ.

В соответствии со ст.21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган. ( п.4 ст.21 ФЗ)

Согласно п.11,13,14 статьи 26 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

С заявлением о проведении совместной сверки расчетов по страховым взносам за период с 2014 по 21.10. 2020 плательщик страховых взносов Скраковская Е.Е. обратилась 18.11.2020 в Отделение Пенсионного фонда РФ Московского района г.Калининграда.

23.11.2020 ГУ УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) направило в адрес Скраковской письменный ответ с приложением акта сверки, указав, что по состоянию на 20.11.2020 задолженность по страховым взносам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017 отсутствует, имеется переплата в сумме <данные изъяты> руб., срок возврата по которым истек 28.03.2020г.

С заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму <данные изъяты> руб. Скраковская Е.Е. обратилась 08.12.2020г. в налоговый орган.

В соответствии c п. 8 совместного письма ФНС России и ПФР от 04.10.2017 № НП-26/15844 /ГД-4-8/20020@, при поступлении в территориальный налоговый орган заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, территориальный налоговый орган оставляет указанное заявление без рассмотрения и направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика страховых взносов, для принятия соответствующего решения органами ПФР. УФНС РФ по Калининградской области направило 18.12.2020 в Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Калининградской области заявление Скраковской Е.Е. и справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам для принятия соответствующего решения.

Решением заместителя начальника управления ПФР ГУ-УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 25.12.2020 Скраковской Е.Е. отказано в проведении возврата <данные изъяты> руб. как излишне уплаченных страховых взносов на основании ч.3 ст.21 ФЗ от 3.07.2016 № 250-ФЗ.

Согласно части 3 ст.21 ФЗ №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Исходя из содержания ч.3 ст.21 ФЗ, суд считает, что решение ГУ УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов Скраковской Е.Е. в размере 97 513,04 руб. является незаконным, поскольку из направленной МИФНС №8 в адрес ПФР вместе с заявлением Скраковской Е.Е. справке № 4858278 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 14.12.2020 значится переплата в сумме 97513,04 руб. по страховым взносам. О переплате страховых взносов в указанной сумме УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) известило плательщика страховых взносов письмом от 23.11.2020, после проведения акта совместной сверки.

О переплате страховых взносов Скраковской Е.Е. за отчетный 2016 год в размере 97513,04 руб. УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) известило налоговый орган 25.10.2017 электронной почтой.

Заявление ГУ ОПФР по Калининградской области о пропуске 3-х годичного срока с момента оплаты страховых взносов за 2016 год, произведенных 28.03.2017 в порядке ч.13 ст.26 Закона №212-ФЗ суд считает не состоятельным, поскольку о нарушении своего права на возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ плательщик узнала из письма ГУ УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 23.11.2020, а решение об отказе возврата излишне уплаченных взносов в сумме 97513,04 руб. вынесено территориальным органом Пенсионного фонда 25.12.2020.

Принимая во внимание разъяснения, указанные в п.33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 « О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации» согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статьи 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов. Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Таким образом, суд считает требования истца к ГУ ОПФР по Калининградской области в части признания незаконным решения об отказе возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 97 513,04 руб. за 2016 год правомерными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим подлежит удовлетворению требование Скраковской Е.Е. обязать ГУ ОПФР по Калининградской области принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование частично за 2016 в размере 97513,04 руб., а также обязать МИФНС №8 произвести после принятия ГУ ОПФР по Калининградской области решения возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 в размере 97513,04 руб.

Относительно требований истца по взысканию излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 года, суд считает заявление ГУ ОПФР по Калининградской области о пропуске 3-х годичного срока правомерным, исходя из следующего.

С заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной органом контроля, истец не обращалась, акт сверки по страховым взносам за 2014-2015 г. между плательщиком взносов и территориальным органом Пенсионного фонда не подписывался, решение о возврате ( об отказе ) излишне уплаченных страховых взносов не выносилось. Оплата излишне уплаченных страховых взносов за 2014 произведена 21.11.2014 год, за 2015 год – 23.12.2015, и 06.04.2016г. Суд считает, что трехлетний срок на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исчислять с момента уплаты страховых взносов.

В соответствии с положениями п.13 ст.26 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также п.7 ст.78 НК РФ Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Принимая во внимание, вышеизложенное, требование истца по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 удовлетворению не подлежит из-за пропуска трехгодичного срока.

Требование Скраковской Е.Е. о признании незаконным бездействия ИФНС №8 в непредставлении ответа на заявление о зачете страховых взносов от 05.03.2020 не подлежит удовлетворению, поскольку в материалы дела представлен ответ МИФНС №8 от 14.01.2021, т.е. до подачи административного иска, о том, что проведение зачетов излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 г. не предусмотрено действующим законодательством.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п.3 постанлвления от 25.06.2001 № 9-П Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Поскольку МИФНС №8 по г.Калининграду и ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области относятся к государственным органам, то в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ они освобождены от уплаты госпошлины по делам, по которым они выступают в качестве административных ответчиком.

Следовательно, требование Скраковской Е.Е. о взыскании с административных ответчиков расходов по уплате госпошлины удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Скраковской Елены Евгеньевны удовлетворить частично.

Обязать ГУ Отделение ПФ РФ по Калининградской области принять решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 в размере 97513,04 руб.

Обязать МИФНС №8 произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 г. в размере 97513,04 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Московский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021

Судья Бондарев В.В.