ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1252/2022370023-01-2022-001385-07 от 15.07.2022 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело №2а-1252/2022 37RS0023-01-2022-001385-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2022 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В., при секретаре Дошлыгиной А.С.,

с участием представителя административного истца Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области Гарбер А.С.,

представителя административного ответчика Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Главы Введенского сельского поселения Румянцева М.В.,

представителя заинтересованного лица Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области в лице Тюрина Е.В., действующего по доверенности от 01.02.2022 сроком до 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на кладбище и организовать вывоз с территории кладбища спиленных деревьев,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области и возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствии с действующим законодательством на кладбище, расположенном вблизи ул. Фабричная Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, а также организовать вывоз с территории кладбища спиленных деревьев в срок 01.10.2022. В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены: предложено срок возложения обязанности установить до 01.05.2023. Заявленные требования обоснованы тем, что «Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения №3» от 09.01.2020 администрацией Шуйского муниципального района переданы полномочия администрации Введенского сельского поселения, в том числе, в части выполнения функций по уборке, сбору и вывозу бытового мусора и ритуальных принадлежностей, пришедших в негодность, а также по уборке, подрезке деревьев и кустарников, выкашивание травы внутри кладбища и в радиусе 100 м за его пределами с дальнейшей утилизацией порубочных остатков. В соответствии с п. 7.1-7.2 «Правил благоустройства и санитарного содержания территорий Введенского сельского поселения», утвержденных решением Совета Введенского сельского поселения от 26.10.2017 №57, ответственность за содержание кладбищ несет администрация. Запрещается загромождение и засорение территории ломом, строительными и бытовыми отходами и другими материалами. На кладбище в районе ул. Фабричная с. Введенье Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области контейнерные площадки для сбора ТКО отсутствуют. Мусор складируется за пределами кладбища вблизи его стены. На территории кладбища имеются порубочные остатки в виде спиленного дерева, что заграждает путь к захоронениям. Складирование отходов вне мест накопления ТКО влечет за собой причинение вреда окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

22.06.2022 при подготовке к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области и ООО «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

В судебном заседании представитель административного истца Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области Гарбер А.С., поддержала уточненные заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенном в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Румянцев М.В., согласился с заявленными уточненными исковыми требованиями, не возражал против удовлетворения административного искового заявления.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрин Е.В., не возражал против удовлетворения заявленных уточненных исковых требований.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия лиц участвующих в деле, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке, в отсутствии неявившегося лица.

Заслушав стороны, представителя заинтересованного лица Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрина Е.В., изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии сч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из административного искового заявления следует, что складирование отходов вне мест накопления ТКО влечет за собой причинение вреда окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 «Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения №3» от 09.01.2020 Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области передала, а Администрация Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области приняла на себя осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: содержание мест захоронения путем выполнения функций: по размещению, устройству, кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения; по уборке, сбору и вывозу бытового мусора и ритуальных принадлежностей пришедших в негодность; по уборке, подрезке деревьев и кустарников, выкашивание травы внутри кладбища и в радиусе 100 м с дальнейшей утилизацией порубочных остатков; по уборке несанкционированных свалок на территории кладбищ и в радиусе 100 м от него; по уборке брошенных захоронений (по мере необходимости); по учету мест захоронения на территории поселения; по содержанию (расчистка) подъездных путей к кладбищу в пределах не более 100 м, путей между могилами и по его территории (л.д.9-14).

В соответствии с п. 7.1-7.2 раздела 7 «Содержание территории кладбищ» «Правил благоустройства и санитарного содержания территорий Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области», утвержденных решением Совета Введенского сельского поселения от 26.10.2017 № 57, ответственность за содержание кладбищ несет администрация поселения, на территории которого находится кладбище. Территория кладбища должна содержаться в чистоте. Запрещается загромождение и засорение территории металлическим ломом, строительными и бытовыми отходами и другими материалами (л.д.31-67).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты по адресу: Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье имеется земельный участок с кадастровым номером:37:20:000000:475, разрешенное использование: для размещения кладбищ (л.д.27-29).

Как установлено в п. 1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно положений ст.ст.10-11 которого: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 65 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных с 01.03.2021, на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил. Согласно которого на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки, проведенной 08.06.2022 Шуйской межрайонной прокуратурой Ивановской области, установлено, что на кладбище в районе улицы Фабричная с. Введенье Шуйского района Ивановской области имеются порубочные остатки спиленного дерева, которые заросли высокой травой (л.д.15-23).

Согласно ответу Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 08.05.2022 контейнерная площадка на кладбище с. Введенье сзади ул. Фабричная не установлена (л.д. 24).

Из административного искового заявления следует, что складирование отходов вне мест накопления ТКО влечет за собой причинение вреда окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исследованными материалами дела подтверждается незаконное бездействие Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок для накопления ТКО на территории кладбища, расположенного вблизи ул. Фабричная с. Введенье Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области и в организации вывоза с территории кладбища спиленных деревьев, о чем указано в административном исковом заявлении Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области.

Представитель административного ответчика Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Румянцев М.В., и представитель заинтересованного лица Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области Тюрин Е.В., в судебном заседании согласились с заявленными уточненными требованиями Шуйского межрайонного прокурора, не возражали против удовлетворения административного искового заявления.

Исследовав предоставленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных Шуйским межрайонным прокурором и изложенных в уточненном административном исковом заявлении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории кладбища, расположенного вблизи ул. Фабричная с. Введенье Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, а также в организации вывоза с территории кладбища спиленных деревьев.

Обязать Администрацию Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствии с действующим законодательством на кладбище, расположенном вблизи ул. Фабричная с. Введенье Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, а также организовать вывоз с территории кладбища спиленных деревьев в срок до 01.05.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Козлова.

В окончательной форме решение суда изготовлено 19 июля 2022 года.