ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1253/18 от 20.07.2018 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1253/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 20 июля 2018 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кравченко Т.Н.,

секретаря Уралёвой И.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Гулькевичского района Воробьевой О.Ф.,

представителя административного ответчика Пахомова Д.А., действующего на основании распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района о признании незаконным бездействия в не разработке и не принятии нормативного правового акта регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд,

установил:

Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района и просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд; обязать административного ответчика разработать и принять нормативный правовой акт регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Гулькевичского района проверено исполнение органами местного самоуправления земельного законодательства в части реализации полномочий в сфере земельных правоотношений, в ходе которой в деятельности администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района выявлены нарушения, а именно отсутствует нормативный правовой акт регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Прокуратурой района по указанному факту 07.06.2018 года в адрес главы поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения никаких мер администрацией поселения не принято.

Бездействие администрация Николенского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, способствует ненадлежащему осуществлению полномочий, связанных со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения местного значения, автомобильных дорог местного значения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизни.

В силу указанных событий, в соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований Земельного кодекса РФ нарушаются права неопределённого круга лиц, поскольку непринятие мер администрацией поселения не позволяет провести процедуру изъятия земельных участок для муниципальных нужд при ее необходимости.

В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района Воробьева О.Ф. поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика глава Николенского сельского поселения Гулькевичского района Пахомов Д.А. иск признал, суду пояснил, что 13.07.2018 года проект постановления «Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд в границах Николенского сельского поселения Гулькевичского района» направлен в прокуратуру Гулькевичского района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит ввыводу о том, что требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктами 2, 3 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе и со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и иных основаниях, предусмотренными федеральными законами.

В силу и. 3 ст. 46 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.В соответствие с изменениями, внесенными в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками муниципальной собственности осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании статьи 6 закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальном собственности, устанавливают или изменяют виды разрешенного использования данных земельных участков, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Таким образом, органы местного самоуправления сельских поселений вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд в установленном законом порядке.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гулькевичского района проверено исполнение органами местного самоуправления земельного законодательства в части реализации полномочий в сфере земельных правоотношений, в ходе которой в деятельности администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района выявлены нарушения

В ходе проверки было установлено, что нормативный правовой акт регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд администрацией поселения до настоящего времени не разработан и не принят.

Прокуратурой района по указанному факту 07.06.2018 года в адрес главы поселения было внесено представление, однако по результатам его рассмотрения никаких мер администрацией поселения не принято. В ответ на представление прокурора Гулькевичского района администрацией Николенского сельского поселения Гулькевичского района представлено письмо от 19.06.2018 годя № 471 «О закрытии представления», в котором указано, что отсутствие права собственности на земельные участки исключает возможность принятия правового акта по изъятию земельных участков для муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, с учетом всех представленных доказательств суд считает, что требования прокурора Гулькевичского района подлежат удовлетворению, поскольку бездействие администрации Николенского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, способствует ненадлежащему осуществлению полномочий, связанных со строительством, реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения местного значения, автомобильных дорог местного значения, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизни.

Руководствуясь статьями 175- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района о признании незаконным бездействия в не разработке и не принятии нормативного правового акта регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта регламентирующего порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд, незаконным.

Обязать администрацию Николенского сельского поселения Гулькевичского района разработать и принять нормативный правовой акт регламентирующий порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Гулькевичского

районного суда Т.Н. Кравченко