ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1253/19 от 26.04.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2019-000467-11 Дело № 2а-1253/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Абакан 26 апреля 2019 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Наумовой Ж.Я.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя требования тем, что ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. У ФИО1 в 2016 году находилось в собственности недвижимое имущество на территории <адрес> в виде 12 объектов недвижимости, 4 земельных участков. О необходимости уплатить налоги за 2016 год ФИО1. извещен налоговой инспекцией в форме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, с расчетом суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц. По истечении срока уплаты указанных налогов должнику в соответствии со ст.70 НК РФ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога и налога на имущество за объекты недвижимости, расположенные только на территории <адрес> со сроком добровольного исполнения. Однако требование должником в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено. Вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств, налогоплательщику была начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ. Просили взыскать с административного ответчика задолженность по уплате земельного налога в сумме 45 009 руб., задолженность по уплате налога на имущество в сумме 60 693 руб., пени по земельному налогу в сумме 198,04 руб., пени по налогу на имущество в сумме 267,05 руб., всего 106 167,09 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу прекращено в части административных исковых требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 45 009 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 60 693 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 267,05 руб.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО2 не явилась, до рассмотрения дела по существу заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. До рассмотрения дела по существу представил возражения на административный иск, в которых просил разобраться с тем, почему Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово выступает администратором налогов не только по объектам, которые находятся в <адрес>, но и по объектам, которые находятся в <адрес> и <адрес>. При этом Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово указывает себя в качестве получателя налогов за недвижимое имущество, расположенное на территории других субъектов. Следовательно, все платежи поступают в бюджет <адрес>, в связи с чем к ФИО1 могут возникнуть требования со стороны иных инспекций, на территории которых находится иное недвижимое имущество налогоплательщика. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной не признана.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 1 приказа Минфина России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции согласно п. 6.14 данного приказа отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.

Следовательно, Инспекция обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Так, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно разделу X НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

П. 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

П. 4 ст. 397 НК РФ закреплено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Как указывает административный истец, ФИО1 в 2016 году имел в собственности следующие объекты недвижимости:

- земельные объекты (участки), адрес: <адрес>;.

- земельные объекты (участки), адрес: <адрес>;

- земельные объекты (участки), адрес: <адрес> кадастровый ;

- земельные объекты (участки), адрес: <адрес> кадастровый .

Факт принадлежности указанного имущества ФИО1, подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспаривался административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 предлагалось за 2016 год оплатить земельный налог за указанные выше земельные участки.

Данное налоговое уведомление было направлено ФИО1, что подтверждается скриншотом из личного кабинета.

Земельный налог за земельные участки, расположенные в <адрес>, не были своевременно оплачены, в связи с чем Инспекцией начислены пени на сумму задолженности по земельному налогу именно по земельным участкам, расположенным в <адрес>.

В адрес административного ответчика выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2016 год за указанные земельные участки в <адрес> в размере 45 009 руб., а также пени по земельному налогу в размере 198,04 руб. Срок исполнения требования устанавливался до ДД.ММ.ГГГГ. Направление данного требования подтверждается скриншотом из личного кабинета.

В пределах установленного законом срока для обращения в суд с настоящими административными требованиями, а именно ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> был вынесен судебный приказ по заявлению Инспекции о взыскании с ФИО1 недоимки по указанным выше налогам и пени.

ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением возражений от ФИО1

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учетом вышеприведенных норм, срок обращения в суд с требованиями о взыскании указанной выше задолженности истек ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 выражал несогласие с тем, что административный истец выставил налоговое уведомление по объектам недвижимости, расположенным в <адрес> и <адрес>, а также просил оплатить эти налоги именно в бюджет <адрес>.

Суд, анализируя данный довод, находит его не состоятельным, так как Приказом ФНС России от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ утвержден Порядок выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных.

Приказом ФНС России от 15.11.2013 № ММВ-7-1/507@ "О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России" с 01.01.2014 функции централизованной печати и рассылки налоговых документов (уведомлений), осуществляемой посредством программного обеспечения АИС "Налог-ЦОД", переданы указанному учреждению.

В соответствии с абзацами первым - третьим раздела 1 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных, утвержденного приказом ФНС России от 26.05.2016 N ММВ-7-12/338@, АИС3 "Налог-ЦОД" является системой автоматизации технологий централизованной обработки данных, обеспечивающей реализацию функций централизованной печати и массовой рассылки налоговых документов, централизованного ввода, централизованного архивного хранения информации. АИС "Налог-3" является автоматизированной информационной системой ФНС России.

В рамках АИС "Налог-3" налоговое уведомление включает все расчеты по объектам налогообложения физического лица, вне зависимости от места нахождения имущества на территории Российской Федерации и направляется по месту жительства налогоплательщика.

Таким образом, формирование налогового уведомления на все имущество должника предусмотрено на законодательном уровне.

Кроме того, суд отмечает, что в налоговом уведомлении указано, какую сумму налога, в какой бюджет необходимо уплатить, о чем свидетельствует раздельное указание сумм налогов с указанием конкретного ОКТМО. Следовательно, доводы о том, что Инспекция требовала оплатить налог за все имущество, находящееся на территории РФ, в бюджет <адрес>, следует признать несостоятельными, налоговое уведомление соответствует требованиям законодательства.

Поскольку ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных на территории <адрес>, своевременно не уплатил земельный налог, Инспекцией ему правомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога. Расчет задолженности административным ответчиком не оспорен, ошибок и неточностей в нем суд не усматривает, в связи с чем принимает за основу при определении суммы пени по земельному налогу.

Учитывая вышеизложенное, с ФИО1 подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета пени по земельному налогу в размере 198,04 руб.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что Инспекция как административный истец в силу ст. 333.35 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 198 рублей 04 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Ж.Я. Наумова

Мотивированное решение изготовлено и подписано 30 апреля 2019 года.

Судья: Ж.Я. Наумова