Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1253/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Иркутской области, министру образования Иркутской области ФИО1 о признании незаконным бездействия в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству образования Иркутской области, министру образования Иркутской области ФИО1 в котором просило признать незаконным бездействие в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности.
В обоснование требований указало, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ обратилось к Министерству образования Иркутской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на предложение направлен был направлен ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло нарушение прав лиц, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев <адрес> в своевременном оказании и получении благотворительной помощи.
Стороны в судебном заседании отсутствуют, о судебном заседании уведомлены, административный истец и административный ответчик Минобразования Иркутской области ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменных возражениях на административный иск, административный ответчик Министерство образования Иркутской области требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно частям 1 и 3 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), указанный Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Как предусматривают ч. 1 ст. 2, п. 3 ст. 5 данного закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением указанных в его статье 11 случаев.
В соответствии со ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Как устанавливает ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 8 указанного Закона, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 ст. 11 настоящего Федерального закона. В случае, если решение постановленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Судом установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ обратилось к Министерству образования Иркутской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия и проекта соглашения о взаимодействии.
В ответ на данное предложение Министерством ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты на электронный адрес заявителя <адрес> направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что Министерством образования Иркутской области рассмотрено обращение о проводимой работе по развитию финансовой грамотности населения благотворительной организацией «УРФИНГРАМ». В целях организации эффективной работы по финансовому просвещению населения при министерстве финансов Иркутской области в 2016 году создана рабочая группа по повышению уровня финансовой грамотности населения Иркутской области и развитию финансового образования в Иркутской области, куда вошли представители федеральных и областных органов государственной власти, внебюджетных фондов, банковского и страхового сектора, а также научного сообщества. Министерство совместно с министерством финансов Иркутской области и Центральным банком Российской Федерации реализует проект по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Иркутской области. Проект инициирован Министерством просвещения Российской Федерации и включает различные мероприятия, в том числе разработку и внедрение образовательных программ на всех уровнях общего образования. С целью эффективной реализации проекта между <адрес> и Минфином России заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения в 2018-2019 учебном году организовано обучение 400 учителей образовательных организаций <адрес> по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Обучение проводилось на базе Иркутского филиала РАНХиГС на бюджетной основе. В 2019-2020 учебном году также на бюджетной основе проведено обучение (повышение квалификации) 40 педагогов-предметников по программам, направленным на внедрение элементов финансовой грамотности в школьные предметы математика и обществознание. Подана заявка на обучение в 2021 году еще 500 учителей. Также в рамках соглашения в 2019 году начата поставка учебно-методических комплектов в образовательные организации области. Министерством разработан перечень мероприятий на период до 2021 года, в рамках которого определены опорные школы по внедрению основ финансовой грамотности (5 школ и центр образования <адрес>, 3 школы <адрес>, по 1 школе в <адрес>, <адрес>х), опорный детский сад и учреждение дополнительного образования (<адрес>), учреждение профобразования, а также ежегодно проводится мониторинг внедрения финансовой грамотности в образовательные программы. При организационной поддержке министерства ученические и педагогические коллективы учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ ежегодно принимают участие в неделях финансовой грамотности, а также в онлайн уроках финансовой грамотности. Обучающиеся общеобразовательных организаций Иркутской области, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно являются участниками Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг. Деятельность в направлении развития финансовой грамотности ведется совместно органами исполнительной власти, сотрудниками банковского сектора, вузов систематически и охватывает все уровни образования.
Относительно предложения о проведении вебинара «Военный заем 1942 -1945 годов» предлагается направить в министерство образования Иркутской области точную дату и время проведения мероприятия для включения его в план работы с образовательными организациями. Информация о приводимом вебинаре будет направлена в адрес руководителей подведомственных организаций, а также в муниципальные отделы управления образованием для информирования потенциальных участников.
Суд учитывает, что согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктами 2, 3 названной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Предложение общественного объединения о проведении вебинара, не является просьбой общественного объединения о реализации его конституционных прав и свобод.
Письмо общественного объединения не отвечает признакам, установленным статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с чем, не является обращениями граждан по смыслу данного закона, следовательно, на него не распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный названным законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Федеральный закон № 38-ФЗ) социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Письмо общественного объединения содержит в себе информацию, которая является, по сути, социальной рекламой по смыслу Федерального закона № 38-ФЗ предложением о взаимодействии направленном на достижение благотворительных целей, соответственно, у государственного органа не возникает обязанности по соблюдению порядка и сроков, предусмотренных Федерального закона № 59-ФЗ для рассмотрения и дачи ответа на социальную рекламу и предложения.
Исходя из положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» обязанности безусловного реагирования на рекламные предложения нет, это является правом рекламополучателя.
Согласно п. 2 Порядка взаимодействия министерства образования Иркутской области, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству образования Иркутской области, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденного приказом министерства образования Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-мпр, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют в министерство или в образовательную организацию почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение).
Министерство, образовательная организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимает одно из следующих решений:
1) о принятии предложения;
2) об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации (п. 3 Порядка).
Исходя из данной нормы права, срок рассмотрения предложения не является пресекательным, поскольку не влечет невозможность рассмотрения предложения после указанных сроков, в связи с чем, само по себе нарушение сроков дачи ответа на предложение не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Министерство, образовательная организация информирует организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (п. 5 Порядка).
Государственным органом предложение административного истца рассмотрено, ответ на предложение направлен, в котором у организатора добровольческой деятельности запрошена дополнительная информация.
По смыслу закона к бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Поскольку обращение организатора добровольческой деятельности рассмотрено, оснований для вывода о наличии бездействия со стороны государственного органа нет, при этом само по себе нарушение сроков рассмотрения обращения не свидетельствует о бездействии государственного органа.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 1 ст. 62 КАС РФ установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
В нарушение требований закона административным истцом не указано, какие негативные правовые последствия повлекло нарушение сроков рассмотрения обращения, административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым бездействием.
При таких обстоятельствах совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований административного иска нет.
Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается бездействие государственного органа по рассмотрению обращения, суд полагает, что срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Иркутской области, министру образования Иркутской области ФИО1 о признании незаконным бездействие в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.03.2021г. Н.Н. Исакова