ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1254/16 от 04.05.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу 2а-1254/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 4 мая 2016 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Полозкова Е.И.,

при секретаре Поповой М.Ю.,

c участием помощника прокурора Северского района Е.В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в интересах Российской Федерации по административному иску к администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным, возложении обязанности на администрацию Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края привести реестр муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации по административному иску к администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании бездействия администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным, возложении обязанности на администрацию Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края привести реестр муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», а именно:

- разделить реестр муниципальной собственности на три самостоятельных раздела.

В разделе № 1 отразить сведения о муниципальном недвижимом имуществе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер; год ввода недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; инвентарный номер муниципального недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества (кадастровый номер, площадь земельного участка); сведения о балансовой стоимости, начисленной амортизации (износе), остаточной стоимости недвижимого имущества; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В разделе № 2 отразить сведения о муниципальном движимом имуществе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации (износе), остаточной стоимости движимого имущества; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включить сведения: наименование акционерного общества-эмитента, его основной государственный регистрационный номер; количество акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размер доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию Северский район, в процентах; номинальная стоимость акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ в разделе 2 реестра указать сведения: наименование хозяйственного общества, его основной государственный регистрационный номер; размер уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, и муниципального образования Северский район в уставном (складочном) капитале в процентах.

В разделе 3 включить сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальному образованию Северский район, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование Северский район является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа-основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию Северский район в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указал о том, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой в деятельности администрации Шабановского сельского поселения выявлены нарушения в указанной сфере.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п. 5 ст. 51 вышеуказанного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5,2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации установление порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Так, приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» установлены правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащему учету в реестрах.

Проверка показала, что органом местного самоуправления учет муниципального имущества организован посредством формирования и ведения реестра муниципальной собственности поселения.

В нарушение требований Порядка администрацией поселения реестр (перечень имущества) ведется в произвольной форме и не отражает достаточных сведений. Кроме того, реестр не разделен на 3 раздела и форма реестра не имеет структуры, установленной вышеуказанным порядком.

По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации названного поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, однако мер к полному устранению нарушений до настоящего времени не принято.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в связи с чем, является лицом заинтересованным в надлежащем исполнении законов.

В данном случае реализация полномочий администрации поселения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом является не эффективной, что влечет отсутствие ответственности у собственника за сохранение и содержание данного объекта муниципальной собственности, тем самым нарушая права муниципального образования.

Как следует из п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Помощник прокурора Северского района Е.В.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного прокурором Северского района требования в полном объёме.

Представитель ответчика администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства данного дела глава администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края уведомлён надлежащим образом, что подтверждено имеющейся в деле распиской главы Шабановского сельского поселения Северского района О.А.П. о получении судебной повестки в судебное заседание, назначенное на 16 часов 30 минут 4 мая 2016 года (л.д.20).

В материалах данного дела имеется заявление главы Шабановского сельского поселения Северского района О.А.П. с просьбой к суду о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя администрации, исковые требования прокурора администрация Шабановского сельского поселения признает в полном объеме (л.д.23).

В подготовительной части судебного заседания судом вынесено определение, занесённое в протокол судебного заседания, о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ответчика администрации Шабановского сельского поселения Северского района.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Северского района Е.В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Северского района Е.В.Н., полагавшей удовлетворить заявленные прокурором Северского района требования, перечисленные в данном решении, пришёл к выводу об обоснованности заявленных прокурором Северского района требований и их удовлетворении по следующим основаниям.

В материалах данного дела имеется представление прокурора Северского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, адресованное главе администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края, о нарушении приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в части ведения реестров муниципальной собственности (л.д.3-4).

Согласно имеющейся в материалах дела копии письма главы Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, прокурору Северского района по представлению от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности» направлено сообщение, в котором отражено о том, что Советом Шабановского сельского поселения принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шабановского сельского поселения Северского района», где в ч.6 «Порядок приватизации и принятии решений об условиях приватизации муниципального имущества», оговорено о планировании приватизации, и предоставления отчетов о ее результатов представительному органу.

В ч.2 «Объекты муниципальной собственности» п.2.13 оговорено о ведении реестра муниципальной собственности и утверждены формы ведения реестра муниципальной собственности (л.д.5).

В материалах дела имеется письмо начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено о том, что полномочия администрации Шабановского сельского поселения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шабановского сельского поселения Северского района, осуществляются на основании Положения о порядке управления и распоряжения имуществом Шабановского сельского поселения Северского района, утвержденного решением Совета Шабановского сельского поселения Северского района от ДД.ММ.ГГГГ. .

В администрации Шабановского сельского поселения Северского района учет муниципального имущества организован посредством формирования и ведения реестра муниципальной собственности Шабановского сельского поселения Северского района.

Так, приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011. №424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» утверждены формы ведения реестров муниципальной собственности органами местного самоуправления.

В нарушении указанного порядка администрацией поселения реестр ведется в произвольной форме и не отражает достаточных сведений, реестр не разделен на 3 раздела и форма реестра не имеет структуры, установленной вышеуказанным порядком.

Приватизация муниципального имущества Шабановского сельского поселения Северского района в 2015 году и истекший год 2016 года не осуществлялась.

Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества Шабановского сельского поселения Северского района на 2015, 2016 годы не утверждался.

В Положении не в полном объеме определен порядок планирования приватизации, разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, предоставления отчетов о результатов приватизации представительному органу.

Муниципальное имущество в аренду не передавалось. Договоры аренды в 2015 году и истекший год 2016 года отсутствуют (л.д.6-7).

С учётом исследованных судом доказательств суд пришёл к выводу о том, что нарушения, отраженные в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, не устранены.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п. 5 ст. 51 вышеуказанного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5,2.28(59) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации установление порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» установлены правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащему учету в реестрах.

Проверка показала, что органом местного самоуправления учет муниципального имущества организован посредством формирования и ведения реестра муниципальной собственности поселения.

В нарушение требований Порядка администрацией поселения реестр (перечень имущества) ведется в произвольной форме и не отражает достаточных сведений. Кроме того, реестр не разделен на 3 раздела и форма реестра не имеет структуры, установленной вышеуказанным порядком.

По данному факту прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации названного поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, однако мер к полному устранению нарушений до настоящего времени не принято.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в связи с чем, является лицом заинтересованным в надлежащем исполнении законов.

В данном случае реализация полномочий администрации поселения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом является не эффективной, что влечет отсутствие ответственности у собственника за сохранение и содержание данного объекта муниципальной собственности, тем самым нарушая права муниципального образования.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства данного дела установлено, что бездействие администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края нарушает права муниципального образования по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, что влечет отсутствие ответственности у собственника за сохранение и содержание данного объекта муниципальной собственности и поэтому суд пришёл к выводу удовлетворить заявленные прокурором Северского района требования к администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании бездействия администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным, возложении обязанности на администрацию Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края привести реестр муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленное прокурором Северского района требование в интересах Российской Федерации по административному иску к администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края о признании бездействия администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» незаконным, возложении обязанности на администрацию Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края привести реестр муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Признать незаконным бездействие администрации Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края по приведению реестра муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Возложить обязанность на администрацию Шабановского сельского поселения Северского района Краснодарского края привести реестр муниципальной собственности в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», а именно:

- разделить реестр муниципальной собственности на три самостоятельных раздела.

В разделе № 1 отразить сведения о муниципальном недвижимом имуществе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер; год ввода недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; инвентарный номер муниципального недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества (кадастровый номер, площадь земельного участка); сведения о балансовой стоимости, начисленной амортизации (износе), остаточной стоимости недвижимого имущества; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В разделе № 2 отразить сведения о муниципальном движимом имуществе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации (износе), остаточной стоимости движимого имущества; реквизиты документов-оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включить сведения: наименование акционерного общества-эмитента, его основной государственный регистрационный номер; количество акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размер доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию Северский район, в процентах; номинальная стоимость акций.

В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ в разделе 2 реестра указать сведения: наименование хозяйственного общества, его основной государственный регистрационный номер; размер уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, и муниципального образования Северский район в уставном (складочном) капитале в процентах.

В разделе 3 включить сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальному образованию Северский район, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование Северский район является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа-основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию Северский район в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.И. Полозков