Административное дело № 2а-1254/2023
(УИД 30RS0005-01-2023-001482-85)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 августа 2023 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсуновой Ю.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: <...>, административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий,
установил:
исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области ФИО3 обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- администрация ЗАТО Знаменск), выразившегося в не принятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; о возложении на администрацию ЗАТО Знаменск обязанности по обеспечению технической возможности оказания муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронном виде в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Знаменск Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации ЗАТО Знаменск в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствие с поручением Президента Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № Пр-1648 перевод в электронный формат всех массовых социально значимых услуг необходимо осуществить с 1 января 2023 г. Администрацией ЗАТО Знаменск общее количество предоставляемых массовых социально значимых услуг составляет 35, однако не все услуги оказываются в электронном виде. Муниципальная услуга Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронную форму не переведена, по состоянию на 21 июня 2023 г. в электронной форме не оказывается, что создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, не способствует целым проводимой в Российской Федерации административной реформе по повышению качества и доступности массовых социально значимых услуг.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Не оспаривая факт, что администрацией ЗАТО Знаменск муниципальная услуга «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» до настоящего времени в электронной форме не оказывается, пояснила, что размещение сведений на Едином портале государственных и муниципальных услуг осуществляется главным специалистом отдела земельных, имущественных и градостроительных отношений администрации ЗАТО Знаменск. В связи с неоднократными замечаниями к оформлению таких сведений со стороны специалистов Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области размещение муниципальной услуги в электронной форме не завершено. Работа по размещению муниципальная услуга Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг продолжается.
Представитель заинтересованного лица Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела в судебном заседании извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 июля 2014 г. № 138-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» гражданам и иным установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.
Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 1 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 1 января 2011 г.
Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 г.
Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 1 января 2013 г.
Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 г. предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По поручению Президента Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № Пр-1648 внедрение на уровне муниципальных образование типовых регламентов предоставления муниципальных массового социально значимых услуг в электронном форме, в том числе с использованием инфраструктуры Единого портала государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено в срок до 1 января 2023 г.
Судом установлено, что распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области от 26 июля 2021 г. № 22-р утвержден Перечень массовых социально значимых услуг Астраханской области, подлежащих переводу в электронный формат.
В приведенный Перечень под номером 40 включена муниципальная услуга «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Органом, ответственным за регулирование сферы, в рамках которой оказывается услугу, является Министерство имущественных и градостроительных отношений, а поставщиком услуги- орган местного самоуправления.
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией ЗАТО Знаменск, в том числе в электронной форме, утвержден также постановлением администрации ЗАТО Знаменск от 31 января 2023 г. № 109.
Предоставление муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» включено в названный выше Перечень под № 2.12.
Прокуратурой ЗАТО г. Знаменск Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации ЗАТО Знаменск в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Муниципальная услуга Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронную форму не переведена и в электронной форме не оказывается по настоящее время.
Принимая во внимание, что в нарушение указанных выше требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236, распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р администрацией ЗАО Знаменск до настоящего времени предоставление муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронной форме через официальный сайт администрации, либо Портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании незаконным бездействия администрации ЗАТО Знаменск, выразившегося в не принятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; о возложении на администрацию ЗАТО Знаменск обязанности по обеспечению технической возможности оказания муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронном виде в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя административного ответчика о том, что работа по оказанию муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронной форме ведется, однако в полной мере не завершена в связи с неоднократными замечаниями к оформлению таких сведений со стороны специалистов Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области, не является основанием для отказа в удовлетворении административного заявления, поскольку устранение технических ошибок, в данном случае, приводит к затягиванию исполнения требований действующего законодательства, учитывая, что Перечень массовых социально значимых услуг, предоставляемых органом местного самоуправления в электронной форме распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области утвержден от 26 июля 2021 г., постановлением администрации ЗАТО Знаменск такой Перечень утвержден 31 января 2023 г.
Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным,
Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и повлечет нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Руководствуясь статьями 265.5, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области к администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», выразившееся в не принятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в электронном виде в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 августа 2023 г.
Судья: Куликова М.Д.