Дело № 2а-1255/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Конюховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к администрации г.Смоленска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению исполнения проекта планировки и межевания территории,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению исполнения проекта планировки и межевания территории. В обоснование требований указал, что постановлением администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>. Указанным проектом планировки и межевания территории предусмотрено освоение территории после выполнения мероприятий по инженерной подготовке- приспособление рельефа с учетом нормативных уклонов под застройку, транспортную и инженерную инфраструктуру. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время администрацией г.Смоленска на основании обращений граждан, отнесенных к льготной категории граждан принято более 450 решений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Учитывая, что предоставление земельных участков льготным категориям граждан в собственность бесплатно является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, бремя несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, в силу конституционных принципов равенства и справедливости недопустимо возлагать на самих граждан. С учетом приведенных норм права в их взаимосвязи, земельные участки, предоставляемые льготным категориям граждан, по возможности, уже на момент их предоставления, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны быть снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Между тем, администрацией г. Смоленска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в нарушение ст.2 ЖК РФ, п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Закона от 06.10.2003 №131-Ф3, п. 6 ст.3 Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ меры к обеспечению земельных участков, предоставленных льготным категориям граждан в <адрес> необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в соответствии с проектом планировки и межевания территории, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№, не приняты. В связи с выявленными нарушениями со стороны администрации г.Смоленска прокуратурой Ленинского района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы города Смоленска внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о гражданском судопроизводстве. По результатам рассмотрения представления, необходимые меры, направленные на полное устранение допущенных нарушений закона приняты не были, в связи с отсутствием достаточного финансирования. В свою очередь, отсутствие бюджетного финансирования на данные мероприятия не освобождает орган местного самоуправления от возложенных обязанностей. Длительное бездействие администрации г.Смоленска по непринятию комплекса мер, направленных на реализацию проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№, не позволяет использовать земельные участки по целевому назначению, осуществить индивидуальное жилищное строительство, что нарушает права граждан на обеспечение устойчивого развития территории проживания. Просит признать незаконным бездействие администрации города Смоленска по принятию мер по реализации проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать администрацию города Смоленска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исполнение проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ в части комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Смоленска Самылов П.П. требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика администрации г.Смоленска Кутейников Е.Э., Андреева О.В. требования не признали, ссылаясь на то, что в настоящее время администрацией г.Смоленска согласованы границы и охранная зона проектируемой особо охраняемой природой территории (ООПТ) памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес». Территория, предполагаемая для включения ООПТ, расположена в границах утвержденного проекта планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку в районе <адрес> и занимает большую ее часть. Общественная палата Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ провела общественные (публичные) слушания по вопросу обсуждения нормативно-технической документации создания в г.Смоленске и Смоленском районе ООПТ памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес». По результатам обсуждения, участники общественных слушаний проголосовали единогласно за создание ООПТ памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес» и одобрили техническое задание и нормативно - техническую документацию, включая оценку воздействия на окружающую среду создания в г. Смоленске и Смоленском районе ООПТ памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в судебное заседание не явился, извещен. В ранее представленном отзыве указал, что в настоящее время материалы по созданию ООПТ находятся на стадии согласования заинтересованными органами, в том числе в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управления дорожного хозяйства и строительства администрации г.Смоленска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Смоленска в судебное заседание не явились, извещены.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе <адрес>.
Согласно Положению о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения территории, расположенной в районе <адрес>, являющегося приложением № 2 к указанному проекту, проектируемая территория квартала имеет площадь в границах проектирования -216,9 га, в границах территориальной зоны – 160,3 га, в красных линиях – 92,99 га. Проектируемая территория квартала состоит из зоны Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г.Смоленска в адрес Главы города Смоленска внесено представление об устранении нарушения законодательства, в соответствии с которым предлагалось принять меры, направление на обеспечение земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в <адрес>, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Смоленска сообщила об отсутствии финансирования мероприятий по обеспечению земельных участков указанной инфраструктурой, а также разработку «дорожной карты» по созданию в <адрес> особо охраняемой природной территории памятника регионального значения «Вязовенька и Пасовский лес» (ООПТ).
В обоснование требований прокурор указывает на то, что администрацией г. Смоленска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в нарушение ст.2 ЖК РФ, п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, п. 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ меры к обеспечению земельных участков, предоставленных льготным категориям граждан в <адрес> необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в соответствии с проектом планировки и межевания территории, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№, не приняты.
Действительно, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно пунктам 1, 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч.6 ст.41 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Реализация проекта планировки территории, как следует из ч.1 ст.42, ч.2 ст.48 ГрК РФ, предусматривает, в том числе, разработку проектной документации, представляющей собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе для установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В ходе рассмотрения спора административным ответчиком не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих принятие с ДД.ММ.ГГГГ каких-либо мер, направленных на реализацию утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ проекта планировки и межевания земельного участка под комплексную жилую застройку территории в районе <адрес>.
При этом, административным ответчиком в ответе на представление прокуратуры Ленинского района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ указывалось на недостаточность финансирования соответствующих мероприятий.
Однако, реализация проекта планировки и межевания территории не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, недостаточности бюджетных средств, и не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от разрешения вопросов, отнесенных к его полномочиям Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В этой связи, имеются основания для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконным бездействия по непринятию мер по реализации проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Разрешая требования административного истца в части возложения на орган местного самоуправления обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исполнение проекта планировки и межевания территории в части комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктурой, суд исходит из следующего.
Согласно разделу 2 Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения территории, расположенной в районе <адрес>, являющегося приложением № 2 к проекту планировки, на рассматриваемой территории квартала отсутствует застройка. Конфигурация здания в проекте отображена условно. Для осуществления строительства необходима разработка рабочих проектов отдельных объектов с проведением комплекса необходимых инженерно-геологических изысканий.
Проектируемая территория, на которую разработан проект планировки, расположены в северной части города Смоленска. Территория проектирования не застроена, имеет существующие зеленые насаждения и представляет собой жилую зону.
Планировочная организация территории предусматривает размещение на планируемой территории: зданий индивидуальной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки с нежилыми первыми этажами, здания школы на 1 000 мест, здания детского сада на 500 мест, церкви, торгово-бытового комплекса, магазинов, здания многофункционального назначения, офисных помещений.
Расчетный срок проекта планировки охватывает срок строительства до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, по сообщению заместителя Главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рабочего совещания отношения ДД.ММ.ГГГГ было принято решения о разработке «дорожной карты» по созданию особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Вязовенька и Пасовский лес» (ООПТ). Администрацией г.Смоленска планируется внесение изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки города Смоленска в части изменения функционального зонирования участков 1 и 2 вышеуказанного проекта.
Согласно письму Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ было одобрено создание в г.Смоленске и Смоленском районе ООПТ. В настоящее время материалы нормативно-технической документации памятник природы «Вязовенька-Пасовский лес» находятся на стадии проведения государственной экологической экспертизы. После согласования с заинтересованными органами, в том числе, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, принятие нормативного правового акта по созданию памятника природы регионального значения «Вязовенька-Пасовский лес» планируется во ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ проект материалов по созданию памятника природы «Вязовенька-Пасовский лес» с изъятием земельных участков направлен Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии заместителю Главы города Смоленска.
В соответствии с материалами комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса ООПТ, подготовленных ОАО «Инженерно-технический центр «Экология» ООПТ «Вязовенька-Пасовский лес» создается с изъятием земель. Комплексный памятник природы включает: лесной массив, состоящий из трех участков, чести реки Вязовенька и пруда на этой реке. Новая ООПТ создается в целях сохранения уникального природного комплекса.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, прокурор фактически просит возложить на орган местного самоуправления обязанность строительства на территории муниципального объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры – дорог, сетей теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения.
Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях прямо предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
По существу прокурор ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации дорожной и коммунальной деятельности в приоритетном порядке без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.
По сообщению Департамента Смоленской области по транспортному и дорожному хозяйству только на разработку проектной документации на строительство автомобильной дороги в <адрес> требуется 20 474 410 руб.
Согласно письму МКУ «Строитель» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость выполнения проектно-изыскательных работ на строительство улично-дорожной сети в <адрес> по состоянию на 3 квартал 2021 составляет 42 675 109 руб.
С учетом изложенного, возложение решением суда на орган местного самоуправления данных обязательств повлечет недостаточность финансирования иных задач и вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.
Удовлетворение иска фактически повлечет понуждение судом органа местного самоуправления к включению в бюджет определенных расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание обстоятельства создания в настоящее время особо охраняемой природой территории в <адрес>, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на администрацию города Смоленска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исполнение проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№ в части комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Ленинского района г.Смоленска удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г.Смоленска по непринятию мер по реализации проекта планировки и межевания территории под комплексную жилую застройку в районе <адрес>, утвержденного постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ№.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 28.12.2021
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Д.Н. Иванов секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции А.Р.Конюхова (Инициалы, фамилия) 28.12.2021 |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-000346-76
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-1255/2021 ~ М-309/2021