ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1257/20 от 01.12.2020 Кинельского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2020 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,

при секретаре ПАСТУШКО К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

административное дело № 2а-1257 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Самарской области к Каторгину А. И. о взыскании налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 127.890 руб. и пени в размере 546 руб. 73 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Каторгину А.И. о взыскании налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 127.890 руб. и пени в размере 546 руб. 73 коп..

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Самарской области Соловьев В.С., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал и пояснил суду, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ). Согласно статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Статьей 228 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов и порядок уплаты налога. В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в том числе пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Налоговым агентом - филиалом «Центральный» ПАО Банка «ФК Открытие» в Межрайонную ИФНС России № 4 по Самарской области была предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Каторгина А.И., в которой указана общая сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ год – 983772 руб. 07 коп., которая составляет налоговую базу, сумма налога исчисленная к уплате – 127.890 руб., и сумма налога, не удержанная налоговым агентом, 127.890 руб. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за ДД.ММ.ГГГГ год не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщиком налоговые обязательства своевременно не были исполнены. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 4 по Самарской области в адрес Каторгина А.И. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должнику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность. Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика. На сумму задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени, подлежащие уплате в бюджет. В установленный срок должник требование Инспекции об уплате налога добровольно не исполнил, в связи с чем, взыскание обязательных платежей производится налоговым органом в судебном порядке. Межрайонной ИФНС России № 4 по Самарской области мировому судье судебного участка № 63 Кинельского судебного района Самарской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судом ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Каторгина А.И. задолженности по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 127890 руб. и пени 546 руб. 73 коп.. В связи с поступившими ДД.ММ.ГГГГ возражениями налогоплательщика, мировым судьёй ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа. Задолженность по обязательным платежам ответчиком на момент подачи иска не оплачена. На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 4 по Самарской области просит взыскать с Каторгина А. И. задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 127.890 руб., пени в размере 546 руб. 73 коп..

Представитель административного ответчика Каторгина А.И. - Рысаева С.Р., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала и пояснила суду, что в обосновании своих требований Межрайонная ИФНС России № 4 по Самарской области представила в суд справку о доходах и суммах налога физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год, представленную из филиала «Центральный ПАО «Банка «ФК Открытие» от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Так, согласно указанной справки в ДД.ММ.ГГГГ ответчиком якобы получен доход в размере 983772,07 руб. и исчислена сумма налога 127.890 руб.. Согласно справки Филиала «Центральный ПАО «Банка «ФК Открытие», представленной в рамках рассмотрения дела в Арбитражном суде <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ составляет 995608,22 руб., из них сумма за просроченный основной долг и просроченные проценты составляет 983772,07 руб.. В соответствии с п.2 ст.415 ГК РФ, обязательства считаются прекращенными с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражения против прощения долга. Так как Каторгин А.И. не получал уведомления, но учитывая, что данная обязанность была на него возложена, то получается, что он его получил в ДД.ММ.ГГГГ года. Само прощение долга в данном случае состоялось в марте 2019 года, соответственно доход возник в этот время, а не в августе 2018 года. Срок уплаты налога, как пояснил представитель ответчика, исчисляется с 1 декабря. Таким образом, обязанность по уплате дохода в виде экономической выгоды, полученной в результате прощения долга банком, должно было наступить ДД.ММ.ГГГГ. Каторгин А.И. не получал никаких уведомлений от 2018 года о прощении долга. Также считает, что справка выставлена банком неправомерно, доход должен был быть постановлен на ДД.ММ.ГГГГ год. Каторгин А.И. намерен обжаловать действия банка, относительно справки 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год, а также намерен оспаривать прощение долга, так как не была соблюдена процедура прощения долга, поскольку не было направлено соответствующее уведомление для того, чтобы Каторгин А.И. мог высказать свою позицию. Кроме того, считает, что имеет существенное значение, было это прощение долга или сумма признана безденежной ко взысканию. Считает, что действия налогового органа являются неправомерными, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

По смыслу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 3 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов федерального налога является налог на доходы физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате сумм налога на доходы физических лиц возложена на организацию, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил налог (налоговый агент).

В силу пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

В силу пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В судебном заседании установлено, что Налоговым агентом (Филиалом Центральный ПАК Банка ФК Открытие) в Межрайонную ИФНС России № 4 по Самарской области предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Каторгина А. И., в которой указана общая сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 983.772 руб. 07 коп., налоговая база – 983.772 руб. 07 коп., сумма налога исчисленная к уплате – 127.890 руб., и сумма налога, не удержанная налоговым агентом - 127.890 руб. (л.д.16).

Пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются, в том числе материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (подпункт 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации банк признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, которые получены налогоплательщиками (физическими лицами) и источником которых является банк.

Из материалов дела следует, что ПАО «ФК «Открытие», исполняя свои обязанности налогового агента, направил в налоговый орган справку по форме 2-НДФЛ о доходах ответчика за 2018 год в размере 983.772 руб. 07 коп.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, данная сумма является задолженностью по кредитному договору , заемщиком по которому выступал административный ответчик Каторгин А.И., в отношении которой ПАО «ФК «Открытие» проведена процедура прощения долга.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ПАО «ФК «Открытие» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что процедура прощения долга по кредитному договору на имя Каторгина А.И. проведена на основании служебной записки (л.д.87), ДД.ММ.ГГГГ в адрес Каторгина А.И. направлено соответствующее уведомление (л.д.88-89).

Учитывая изложенное выше, в связи с тем, что задолженность административного ответчика Каторгина А.И. по кредитному договору была прощена банком, прощенная банком задолженность в размере 983.772 руб. 07 коп. является для административного ответчика Каторгина А.И. доходом, в связи с чем, он подлежал налогообложению налогом на доходы физических лиц.

С учетом того, что банком сумма налога на доходы физических лиц не была удержана, что следует из сообщения ПАО «ФК «Открытие», сведения о доходах административного ответчика были представлены в налоговый орган в виде справки 2-НДФЛ (л.д.16).

В силу пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из представленных административным истцом документов следует, что в адрес административного ответчика Каторгина А.И. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Данное налоговое уведомление направлено в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем (л.д.15).

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Каторгиным А.И. налога на доходы физических лиц по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), ответчику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должнику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по налогу на доходы физических лиц. Данное требование направлено административному ответчику Каторгину А.И. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.13).

Установлено, что до настоящего времени Каторгин А.И. своей обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, как налогоплательщик, не выполнил, поэтому административный иск Межрайонной ИНФС России № 4 по Самарской области о взыскании с Каторгина А.И. суммы налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 127.890 руб. подлежит удовлетворению в полном объеме.

При этом подлежат удовлетворению также требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Самарской области о взыскании с Каторгина А.И. пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В силу пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГКаторгиным А.И. налог на доходы физических лиц не уплачен, в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации у административного ответчика возникла обязанность по уплате пени.

Согласно расчету пени, представленного истцом Межрайонной ИФНС России № 4 по Самарской области, пеня на недоимку по налогу на доходы физических лиц составляет сумму в размере 546 руб. 73 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Представленный расчет судом проверен, является правильным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, с Каторгина А.И. в бюджет подлежит взысканию недоимка по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 127.890 руб. и пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 546 руб. 73 коп..

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3.768 руб. 73 коп..

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Каторгина А. И., проживающего <адрес>, задолженность по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 127.890 руб. и пени в размере 546 руб. 73 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Каторгина А. И., проживающего <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3.768 руб. 73 коп..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2020 года.

председательствующий –