№2а-15/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тотьма 27 января 2017 год
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
при секретаре Стуловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения «Калининское» о признании распоряжений незаконными,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Калининское» о признании незаконными распоряжений.
В обоснование исковых требований указала, что администрацией сельского поселения «Калининское» 22.09.2016 г. на основании представления прокуратуры Тотемского района изданы распоряжения № 64 № 65, согласно которых ФИО1 с 24.11.2015 г. снижен размер доплаты к пенсии с 55% до 30%, с 01.01.2016 г. выплата доплаты прекращена в связи с признанием утратившим силу распоряжения №39 от 21.10.2009 г. Указанные распоряжения считает незаконными в связи с тем, что на момент принятия распоряжения №39 от 21.10.2009 г., устанавливающего ей доплату к пенсии, действовал закон Вологодской области №1728-ОЗ в редакции от 28.05.2009 г., согласно которого право на установление доплаты к пенсии имеют лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение полного срока полномочий, определенного уставом муниципального образования области, доплата к пенсии устанавливается в размере 55% от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования. Снижение размера доплаты до 30% противоречит закону Вологодской области №3157-ОЗ, поскольку указанным законом закреплено право глав муниципальных образований на установление доплаты к пенсии на условиях и в размере, указанных в законе Вологодской области от 26.12.2007 г. №1728-ОЗ в редакции до 29.12.2012 г. Законных оснований для вынесения распоряжения №65 от 22.09.2016 г. не имелось вообще.
В судебном заседании административный истец ФИО1 отказалась от административного иска в части оспаривания распоряжения №65 от 22.09.2016 г., указывая, что данное распоряжение отменено администрацией сельского поселения «Калининское» распоряжением №75 от 07.12.2016 г. В связи с частичным отказом от исковых требований судом принят отдельный процессуальный документ о частичном прекращении производства по настоящему делу. Административное исковое заявление в части оспаривания распоряжения №64 от 22.09.2016 г. поддержала в полном объеме, показала, что в период с 05.07.2005 г. по 21.10.2009 г. исполняла полномочия главы муниципального образования «...», с 10.04.2000 г. по 30.12.2005 г. занимала должность главы администрации ... сельсовета по назначению. Полномочия главы муниципального образования «...» прекратила 21.10.2009 г., в этот же день принято распоряжение №39 о назначении ей доплаты к пенсии в размере 55% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы муниципального образования «...». В связи с наличием задолженности она и ее коллеги обратились с заявлением в прокуратуру Тотемского района, в результате проведенной прокурорской проверки распоряжением администрации сельского поселения «Калининское» №64 от 22.09.2016 г. размер доплаты к пенсии ей снижен до 30%, что противоречит областному законодательству, сохранившему для нее как для лица, прекратившего полномочия до вступления в силу закона Вологодской области №2930-ОЗ от 13.12.2012 г. право на установление доплаты к пенсии на условиях и в размере, предусмотренном законом Вологодской области от 26.12.2007 г. №1728-ОЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона области. Считает, что является недопустимым распространение действия нормативного акта на предыдущие правоотношения, то есть с 24.11.2015 г.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения «Калининское» глава сельского поселения «Калининское» ФИО2 требования административного иска не признала, показала, что изменение размера доплаты к пенсии ФИО1 обусловлено приведением ранее принятого распоряжение №39 от 21.10.2009 г. в соответствии с Уставом поселения, согласно которого размер доплаты к пенсии установлен как 30% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы сельского поселения Калининское. Устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Вологодской области 24.11.2015 г., изменения в Устав вносились в связи с укрупнениями муниципальных образований. Считает, что распоряжение соответствует законодательству, поскольку ч.5.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ предоставляет право муниципальному образованию устанавливать дополнительные гарантии в связи с прекращением полномочий выборного должностного лица, а не возлагает обязанность такой доплаты.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 в период с 05.07.2005 г. по 21.10.2009 г. исполняла полномочия главы муниципального образования «...», с 10.04.2000 г. по 30.12.2005 г. работала главой администрации ... сельсовета по назначению исполнительного комитета Тотемского районного муниципального собрания.
Согласно пенсионного удостоверения с 10.02.2008 г. ФИО1 назначена пенсия по старости.
Постановлением администрации муниципального образования «...» №53а от 21.10.2009 г. ФИО1 прекратила полномочия главы муниципального образования «Калининское» 21.10.2009 г.
В этот же день распоряжением администрации муниципального образования «...» №39 от 21.10.2009 г. ей назначена ежемесячная с даты подписания распоряжения выплата доплаты к пенсии в размере 55 процентов от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы муниципального образования «...» за счет средств бюджета муниципального образования «...».
На момент издания указанного выше распоряжения ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) указывала, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.10. ст.26 Устава муниципального образования «...» лицам, замещавшим должность Главы муниципального образования, устанавливается доплата к пенсии в соответствии с областным законодательством. Иные гарантии Главе муниципального образования, а также его заместителям устанавливаются в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области и нормативно-правовыми актами Совета муниципального образования.
В соответствии с п.11 ст.25 Устава сельского поселения Калининское, принятого решением Совета сельского поселения Калининское 02.11.2015 №14, зарегистрированного в Минюсте по Вологодской области 24.11.2015 г., гарантии осуществления полномочий главы сельского поселения Калининское устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами области. Главе сельского поселения Калининское в соответствии с законом области от 26.12.2007 г. №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» устанавливается доплата к пенсии в размере 30 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы сельского поселения Калининское.
Согласно ст.1 Закона Вологодской области от 26.12.2007 №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (в редакции на момент возникновения правоотношений) гарантиями осуществления полномочий глав муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Указанные гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом области.
Доплата к пенсии установлена в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования (ст.4 выше упомянутого закона).
Законом Вологодской области от 13.12.2012 №2930-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 закона области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» ч.1 ст.4 изложена в следующей редакции: «Доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, не может быть ниже 30 процентов и не должна превышать 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования».
При этом в ст.2 данного закона отмечено, что он вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Положения статьи 2, части 1 статьи 4 закона области от 26 декабря 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (в редакции настоящего закона области) не распространяются на глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона области.
Законом Вологодской области от 06.10.2013 №3157-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 закона области «О внесении изменений в статьи 2 и 4 закона области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» абзац 2 ст.2 изложен в следующей редакции "Положения статьи 2, части 1 статьи 4 закона области от 26 декабря 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (в редакции настоящего закона области) не распространяются на глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона области, в том числе осуществляющих свои полномочия на момент вступления его в силу и избранных вновь на новый срок полномочий после вступления его в силу. Указанные главы муниципальных образований сохраняют право на установление доплаты к пенсии на условиях и в размере, предусмотренных статьей 2 и частью 1 статьи 4 закона области от 26 декабря 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона области)."
Настоящий закон области вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 29.12.2012 г.
Указанный закон Вологодской области сохранил ФИО1, как главе муниципального образования «...», избранному до дня вступления его в силу право на получение доплаты к пенсии в размере 55%.
Однако суд приходит к выводу, что такое сохранение уровня доплаты к пенсии ФИО1 возможно только до 30.12.2015 г., поскольку Федеральным законом от 30.12.2015 г. №446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанная статья была дополнена абзацем следующего содержания «В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона».
В связи с принятием указанного Федерального закона органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий выборных должностных лиц с 30.12.2015 г.
Следовательно, в период с 24.11.2015 г. по 30.12.2015 г. размер доплаты к пенсии ФИО1 не мог быть изменен в сторону уменьшения.
В связи с чем распоряжение №64 от 22.09.2016 г., снизившее размер доплаты к пенсии ФИО1 с 24.11.2015 г., нельзя признать законным.
Доводы ФИО1 о невозможности распространения действия распоряжения на предыдущий до его издания период являются ошибочными, поскольку в силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Доводы административного истца ФИО1 о невозможности изменения размера доплаты к пенсии в связи с наличием в областном законодательстве норм, ограничивающих его применение к главам избранным ранее, то есть до внесенных изменений, устанавливающих минимальный и максимальный размер доплаты, также нельзя признать верными, поскольку в силу ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В силу положений, изложенных в ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Статья 1 Закона Вологодской области от 26.12.2007 №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (в редакции Закона Вологодской области от 28.04.2016 №3941-ОЗ) в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ также определила доплату к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, как возможную быть установленной в соответствии с настоящим законом области и уставом муниципального образования области.
При изложенных обстоятельствах распоряжение №64 от 22.09.2016 г. о снижении доплаты к пенсии ФИО1 с 24.11.2015 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене, на администрацию сельского поселения Калининское возлагается обязанность по устранению допущенного нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации сельского поселения «Калининское» о признании распоряжения незаконным удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1 распоряжение администрации сельского поселения «Калининское» №64 от 22.09.2016 г. «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального образования «...» от 21.10.2009 №39 о доплате к пенсии ФИО1».
Обязать администрацию сельского поселения «Калининское» устранить допущенные нарушения, сообщив об исполнении решения в Тотемский районный суд Вологодской области и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Т.А.Линькова
Решение принято в окончательной форме 31 января 2017 года.
Судья Т.А. Линькова