Дело №2а-1259/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2021 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Подольском В.А.,
с участием представителя административного истца – Гончарук Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
административного ответчика Кондратенко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Крымской таможни к Кондратенко А.Н. о взыскании утилизационного сбора и пени,
УСТАНОВИЛ:
Начальник Крымской таможни ФИО5 обратился в суд с административным иском к Кондратенко А.Н. о взыскании утилизационного сбора в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты>.
Административные исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки документов и сведений, предоставленных ФИО6 при таможенном декларировании транспортного средства для личного пользования по вопросу исчисления и уплаты утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт. В ходе проверки установлено, что Кондратенко А.Н. по пассажирской таможенной декларации временно ввез транспортное средство для личного пользования <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, регистрационный номер №. Указанное транспортное средство выпущено в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.п. «б» п.6 положения № к Решению № с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов по пассажирской таможенной декларации №/№ при предъявлении паспорта гражданина РФ. О необходимости уплаты пеней за неуплату утилизационного сбора Кондратенко А.Н. был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ Исходя из сведений о транспортном средстве, утилизационный сбор исчислен из базовой ставки в размере <данные изъяты> руб. и коэффициента 2.88. До отмены ДД.ММ.ГГГГ выдачи паспорта транспортного средства таможенными органами на бумажном носителе Кондратенко А.Н. за выдачей паспорта транспортного средства в Крымскую таможню не обращался. О необходимости погашения утилизационного сбора Кондратенко А.Н. был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ, однако не погасил задолженности, в связи с чем, таможенный орган обратился за судебной защитой. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании утилизационного сбора отменен определением мирового судьи судебного участка № Алуштинского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с административного ответчика на основании п.11 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ст.75 НК РФ подлежит взысканию пеня в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала. Пояснила, что транспортное средство снято с контроля временного ввоза, на основании выпуска в свободное обращение, которое не освобождает декларанта от уплаты утилизационного сбора. Кондратенко А.Н. пассажирскую таможенную декларацию не отзывал и не аннулировал. Способов исключения задолженности действующим законодательством не предусмотрено. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Крымской таможней были возвращены денежные средства, уплаченные Кондратенко А.Н. в сумме ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления, без определения в счет чего ранее произведена уплата.
Административный ответчик в судебном заседании заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что он обращался в Крымскую таможню о растомаживании автомобиля, так как имелась льгота. Автомобиль имел тех.паспорт, в котором он значился как легковой и размер утилизационного сбора был незначительным. По информации из сети интернет, он определил размер утилизационного сбора в сумме ДД.ММ.ГГГГ руб. и оплатил его. При оформлении документов выяснилось, что сумму утилизационного сбора он рассчитал неверно, поскольку автомобиль не легковой, а выпускался как грузовой и размер его утилизационного сбора составляет 432000 руб., в связи с чем, он принял решение об отмене процедуры передачи автомобиля в свободное обращение и под диктовку сотрудника таможни написал заявление о возврате ранее уплаченного утилизационного сбора. ДД.ММ.ГГГГ через <адрес> транспортное средство вывезено на Украину.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст.286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 24.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в ФИО1 или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, помимо прочего, осуществляют ввоз транспортных средств в ФИО1.
Частью 4 статьи 24.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размер утилизационного сбора.
Настоящие Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в ФИО1 или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (п.1).
Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Согласно п.6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами, а в случае если правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено использование авансовых платежей в счет уплаты утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, - только с использованием авансовых платежей по соответствующему коду бюджетной классификации на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений (далее - счет Федерального казначейства). Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.
Пунктом 7 Правил, установлено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора, в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 Правил).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в ФИО1, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении №; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении №, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГКондратенко А.Н. по пассажирской таможенной декларации № из Украины ввезено транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.в., регистрационный номер №, которое выпущено в свободное обращение ДД.ММ.ГГГГ с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов по пассажирской таможенной декларации №.
ДД.ММ.ГГГГКондратенко А.Н. подписано уведомление об обязательстве по уплате пени за неуплату утилизационного сбора.
ДД.ММ.ГГГГ таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка проинформирован о выпуске автомобиля <данные изъяты> г.в., регистрационный номер № в свободное обращение для принятия решения о признании не находящегося под таможенным контролем транспортного средства, ввезенного по пассажирской таможенной декларации №/№.
Согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции действующей в момент декларирования), с целью выпуска в свободное обращение в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, технически допустимой максимальной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны, подлежит уплате утилизационный сбор, исходя из базовой ставки <данные изъяты> руб., коэффициент расчета размера утилизационного сбора на транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет установлен 2,88.
На таможенный орган возложены контрольные функции по проверке уплаты и правильности расчета утилизационного сбора, в связи с чем в таможенный орган плательщик утилизационного сбора должен представить документы, подтверждающие расчет и уплату утилизационного сбора.
Поскольку Кондратенко А.Н. не был уплачен утилизационный сбор Крымской таможней в его адрес ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о погашении задолженности по уплате утилизационного сбора.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Алуштинского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с Кондратенко А.Н. в пользу Крымской таможни денежных сумм в счет уплаты утилизационного сбора и пени, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с поступлением заявления от должника.
Доводы административного ответчика о том, что он из-за значительной стоимости утилизационного сбора передумал выпускать транспортное средство в свободное обращение, не получал паспорт транспортного средства и вывез автомобиль на территорию Украины не могут являться основанием для отказа в заявленном иске, так как не основаны на законе.
Ввезенное Кондратенко А.Н. транспортное средство не подпадает под действие ч.6 ст. 24.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отходах производства и потребления».
Перечисление Кондратенко А.Н. денежных средств в <данные изъяты> руб., которые были ему возвращены Крымской таможней по решению № от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду подачи его заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора не могут быть расценены судом как прекращение процедуры выпуска транспортного средства в свободное обращение.
Ссылки Кондратенко А.Н. о том, что сотрудники таможни дали ему неверную консультацию о размере утилизационного сбора и процедуре выпуска транспортного средства в свободное обращение, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, и не могут служить основанием для освобождения от уплаты законно установленного утилизационного сбора на ввезенный на территорию РФ автомобиль.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крымской таможни – удовлетворить.
Взыскать с Кондратенко А.Н. в пользу Крымской таможни утилизационный сбор в сумме 432000 руб., пени в сумме 56754 руб., а всего 488754 (четыреста восемьсот восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят четыре) руб.
Взыскать с Кондратенко А.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 8088 (восемь тысяч восемьдесят восемь) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2021 г.