Дело N 2а-1259/2021
УИД N 13RS0023-01-2021-002504-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июля 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре Мариной А.С.,
с участием в деле:
административного истца ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия – представитель Чибиркина И.Ф., доверенность от 27.05.2021
административного ответчика Надькиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к Надькиной Т. В. о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее ГУ УПФ, Управление Пенсионного фонда) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском к Надькиной Т.В. о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август и октябрь 2020 года в размере 7500 рублей, а также штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2019 год в размере 500 рублей, на общую сумму 8000 рублей по требованиям № 010S01210000250, № 010S01210000236, № 010S01210000237, № 010S01210000238, № 010S01210000239, № 010S01210000240, № 010S01210000241, № 010S01210000242, № 010S01210000243, № 010S01210000244, № 010S01210000245, № 010S01210000246, № 010S01210000247, № 010S01210000248, № 010S01210000249 от 27.01.2021 и № 010S01210000419 от 08.02.2021.
Представитель ГУ УПФ Чибиркина И.Ф. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объёме.
Административный ответчик Надькина Т.В. в судебное заседание, будучи извещённой о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явилась, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
Суд на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Как следует из материалов дела, Надькина Т.В. являлась страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по категории «Физические лица, производящие выплаты физическим лицам», но сведения по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо за отчетный период июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 г., январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август 2020 г. представила 09.10.2020, а за октябрь 2020 г. – 17.11.2020, чем нарушила установленные законом сроки их предоставления. Также были нарушены сроки представления в ГУ УПФ сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г., представленные Надькиной Т.В. 09.10.2020.
Управлением Пенсионного фонда были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.11.2020 № 010S18200004579, № 010S18200004565, № 010S18200004566, № 010S18200004567, № 010S18200004568, № 010S18200004569, № 010S18200004570, № 010S18200004571, № 010S18200004572, № 010S18200004573, № 010S18200004574, № 010S18200004575, № 010S18200004576, № 010S18200004577, № 010S18200004578 и от 24.11.2020 № 010S18200004796.
Копии актов направлены Надькиной Т.В. регистрируемыми почтовыми отправлениями (л.д. 68 – 69).
Заместителем начальника ГУ УПФ были вынесены Решения о привлечении страхователя Надькиной Т.В. к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
от 23.12.2020 № 010S19200004682 за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ;
от 23.12.2020 № 010S19200004668, № 010S19200004669, № 010S19200004670, № 010S19200004671, № 010S19200004672, № 010S19200004673, № 010S19200004674, № 010S19200004675, № 010S19200004676, № 010S19200004677, № 010S19200004678, № 010S19200004679, № 010S19200004680, № 010S19200004681 и от 13.01.2021 № 010S19210000014 за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в сумме 8000 рублей из расчета 500 рублей по каждому факту применения штрафной санкции.
Согласно почтовым реестрам копии решений были направлены Надькиной Т.В. регистрируемыми почтовыми отправлениями (л.д. 66 – 67); административным ответчиком указанные решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не обжалованы.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции Надькиной Т.В. были выставлены требования от: 27.01.2021 № 010S01210000250, № 010S01210000236, № 010S01210000237, № 010S01210000238, № 010S01210000239, № 010S01210000240, № 010S01210000241, № 010S01210000242, № 010S01210000243, № 010S01210000244, № 010S01210000245, № 010S01210000246, № 010S01210000247, № 010S01210000248, № 010S01210000249 и от 08.02.2021 № 010S01210000419 (л.д. 32 – 47, 64 – 65), неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, являются страхователями.
Согласно п. 2.2 ст. 11 этого же Закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда России в судебном порядке.
Так как сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо за отчетный период июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август и октябрь 2020 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год Надькина Т.В. представила с нарушением установленного срока, ГУ УПФ правомерно привлекло административного ответчика к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в общем размере 8 000 рублей.
Довод Надькиной Т.В., изложенный в ходе рассмотрения дела, о том, что обязанность по представлению в ГУ УПФ сведений о застрахованных лицах в отношении иностранного гражданина ФИО1 у неё отсутствовала, подлежит отклонению.
Согласно представленным страхователем Надькиной Т.В. в Управление Пенсионного фонда сведениям по форме СЗВ-М, застрахованным лицом являлся ФИО1, имеющий СНИЛС №.
Согласно абз. 9 ст. 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страховой номер индивидуального лицевого счета - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», любое физическое лицо, которое находится на территории России, может стать участником системы государственного пенсионного страхования и получить СНИЛС, в том числе дети, безработные граждане РФ и иностранные граждане других государств, работающие на территории России по трудовому договору, проживающие в РФ или временно пребывающие в стране.
Регистрации в системе персонифицированном учете подлежат иностранные граждане и лица без гражданства: постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации; временно пребывающие на территории Российской Федерации.
Таким образом, Надькина Т.В., зарегистрированная по категории 0032 «Физические лица, производящие выплаты физическим лицам» и являясь страхователем по обязательномупенсионному страхованию обязана не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять сведения о каждом работающем у неё застрахованном лице включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.
Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года
N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к неурегулированным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отношениям, связанным с взысканием штрафов, подлежат применению нормы, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу положений части 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно части 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 30 июля 2001 года N 13-П и в Определении от 14 декабря 2000 года N 244-О) санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Суд, соглашаясь с административным истцом о наличии оснований для взыскания с Надькиной Т.В. финансовых санкций, при этом посчитал, что в данном случае ответственность применена формально без учета обстоятельств, перечисленных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П. Установив такие смягчающие ответственность обстоятельства как: совершение нарушений, послуживших основанием для обращения ГУ УПФ с настоящим иском в суд, впервые; по делу не усматривается наступление каких-либо опасных последствий вследствие ненадлежащего исполнения обязанности; пенсионный возраст Надькиной Т.В. и её материальное положение, суд, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, полагает, что имеются основания для уменьшения требуемых ко взысканию сумм санкций на 50%.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию финансовая санкция в размере 4 000 рублей.
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В соответствии со статьей 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются. с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика в доход бюджета го Саранск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия
решил:
административный иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к Надькиной Т. В. о взыскании финансовых санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Надькиной Т. В. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия штраф за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август и октябрь 2020 года в размере 3750 (три тысячи семьсот пятьдесят) рублей, а также штраф за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2019 год в размере 250 (двести пятьдесят) рублей, на общую сумму 4000 (четыре тысячи) рублей.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Надькиной Т. В. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 июля 2021 года.
Судья А.К. Чибрикин
1версия для печатиДело № 2а-1259/2021 ~ М-1432/2021 (Решение)