ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-125/18 от 19.12.2018 Ярославского гарнизонного военного суда (Ярославская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Дворова Р.С., при секретаре судебного заседания Борисовой В.А., без участия сторон, в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 55443-КБ старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с выплатой административному истцу денежного довольствия без дополнительных выплат,

установил:

ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 55443-КБ в должности командира технического взвода. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и сокращением занимаемой административным истцом воинской должности, приказом командира войсковой части 55443, структурным подразделением которой является войсковая часть 55443-КБ, от 18 ноября 2017 года № 294 ФИО1 с 1 декабря 2017 года установлено к выплате денежное довольствие в составе: оклада по воинскому званию, оклада по воинской должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет. Приказом командира войсковой части 55443 от 30 декабря 2017 года № 338 вышеуказанный состав денежного довольствия установлен ФИО1 на период с 1 января по 31 декабря 2018 года. Приказом командующего войсками Западного военного округа от 9 июля 2018 года № 256 административный истец назначен на воинскую должность в восковую часть 45118, сдал дела и должность 10 августа 2018 года и приказом командира войсковой части 55443 от 11 августа 2018 года № 212, с указанной даты исключен из списков личного состава воинской части.

В связи с выплатой в период с 1 декабря 2017 года денежного довольствия без ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (контракт), ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, и с 1 января 2018 года ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, ФИО1, полагая свои права нарушенными, 9 ноября 2018 года обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил возложить на федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) обязанность произвести перерасчет и выплатить денежное довольствие с учетом премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (контракт), ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, за период с 1 декабря 2017 года по день сдачи дел и должности, а также ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в размере 70 процентов оклада по воинской должности, за период с 1 января 2018 года по день сдачи дел и должности; на командира войсковой части 55443-КБ – обязанность по внесению соответствующих сведений в программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта» (далее – ПИРО «Алушта»).

ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчики ЕРЦ и командир войсковой части 55443-КБ, соответчик командир войсковой части 55443, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика – федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» в лице представителя ФИО2, в суд не прибыли, ходатайств не заявили.

В направленных в суд письменных возражениях командир войсковой части 55443-КБ (город Буй Костромской области) указал на то, что данная воинская часть является структурным подразделением войсковой части 55443 (город Пушкин Санкт-Петербурга) и не наделена правом ввода сведений о выплате денежного довольствия в ПИРО «Алушта». Материалы о зачислении ФИО1 в распоряжение не оформлялись, соответствующего приказа в войсковую часть 55443-КБ не поступало, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей административный истец не лишался, к дисциплинарной ответственности не привлекался.

Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте рассмотрения дела, явка которых обязательной судом не признавалась, суд на основании требований ч. 5 ст. 226 и ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в порядке, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

Исследовав письменные доказательства, находящиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений пп. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от
28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).

В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, – указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Пунктом первым Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года №3733 в целях реализации вышеуказанных Закона и Положения установлено, что назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.

Как следует из п. 154 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2011 года
№ 2700 (далее – Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту при сокращении занимаемых ими воинских должностей, а также в случаях, предусмотренных подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности, возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям или увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном пп. 152 - 153 Порядка, а именно как военнослужащему, находящемуся в распоряжении командиров (начальников).

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи, суд считает, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности. При этом п. 154 Порядка не содержит предписаний о его применении без учета других норм права, регулирующих правоотношения, связанные с зачислением военнослужащего в распоряжение командира (начальника) и обеспечением его в этот период денежным довольствием, в связи с чем он подлежит применению во взаимосвязи с требованиями Закона и Положения.

В соответствии с ч. 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года
№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей военнослужащим устанавливается премия в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год) (далее – премия).

Порядок выплаты премии регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года
№ 993 и пп. 77-92 Порядка, согласно которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премия выплачивается ежемесячно и исчисляется исходя из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, установленных на 1 число месяца, в котором выплачивается премия. Премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере до 25 процентов оклада денежного содержания в месяц. При этом конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом имеющих дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Премия не выплачивается военнослужащим, в том числе, в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.

Согласно п. 32 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года № 1073 утвердило Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, согласно п. 2 которого надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Подпунктом «г» пункта 3 названных Правил установлено, что надбавка выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому государственным органом
(далее – надбавка за командование).

Подпункт «д» пункта 3 указанных Правил предусматривает выплату надбавки в авиационных воинских частях), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню, утверждаемому государственным органом (далее – надбавка за безопасность полетов).

Аналогичные положения закреплены в подп. «д» п. 53 Порядка.

Применительно к надбавке за командование такой перечень установлен Министром обороны Российской Федерации в приказе от 18 октября 2016 года
№ 675, к надбавке за безопасность полетов перечень установлен Министром обороны Российской Федерации в приказе от 26 декабря 2015 года
№ 850дсп.

Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (далее – надбавка за достижения в службе) устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, – в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В соответствии с данным нормативным предписанием, приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года № 725дсп утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, пп. 2, 4 и 9 которых предусмотрено, что военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, ежемесячная надбавка за достижения в службе устанавливается на текущий год по результатам двух проверок в прошедшем году, внесенных в ведомость результатов проверок по физической подготовленности личного состава воинской части, и выплачивается одновременно с денежным довольствием по день освобождения обязанностей по воинской должности либо лишении данной надбавки.

Как следует из копии контракта о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе от 10 июля 2013 года, выписки из послужного списка, выписки из приказа командующего Западным военным округом от 27 мая 2013 года № 89, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 55443-КБ в должности командира технического взвода.

Согласно выписке из приказа командующего Западным военным округом от 9 июля 2018 года № 256 административный истец в связи с сокращением должности назначен на равную воинскую должность в восковую часть 45118.

В соответствии с копией рапорта ФИО1 от 10 августа 2018 года и выписке из приказа командира войсковой части 55443 от 11 августа 2018 года
№ 212 административный истец сдал дела и должность командира технического взвода и в связи с назначением на воинскую должность в войсковую часть 45118 (<адрес>) с 11 августа 2018 года исключен из списков личного состава воинской части.

Копиями выписок из приказов командира войсковой части 55443 от
18 ноября 2017 года № 294 и от 30 декабря 2017 года № 338 подтверждается факт установления ФИО1 с 1 декабря 2017 года по 31 декабря 2018 года в связи с сокращением занимаемой им воинской должности денежного довольствия, состоящего из оклада по воинскому званию, оклада по последней занимаемой воинской должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет, то есть как военнослужащему, находящемуся в распоряжении командира (начальника) в соответствии с п. 152 Порядка.

Из Перечня воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и определении размеров указанной надбавки по этим должностям, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 октября 2016 года № 675, и Перечня воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации – наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы и определения размера указанной надбавки по этим должностям, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации в приказе от 26 декабря 2015 года № 850дсп, усматривается, что занимаемая ФИО1 должность командира взвода присутствует в названных Перечнях. Доказательств того, что у административного истца отсутствовал в подчинении личный состав судом не установлено, доказательств этому не представлено.

Согласно копий ведомостей результатов контрольных проверок личного состава войсковой части 55443-КБ по физической подготовке от 22 марта,7 июня, 3 октября, 15 декабря 2017 года ФИО1 в 2017 году подтвердил высший квалификационный уровень физической подготовленности, в связи с чем имел право на получение надбавки за достижения в службе с 1 января 2018 года.

При таких данных, учитывая отсутствие приказов полномочного воинского должностного лица об освобождении ФИО1 от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), лишении премий и надбавок, а также привлечении к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты ему денежного довольствия, как находящемуся в распоряжении, без премии и надбавок.

Давая оценку требованиям административного истца о производстве ему перерасчета денежного довольствия с учетом премии и надбавок за период с
1 декабря 2017 года, то суд исходит из следующего.

В соответствии с чч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно п. 2 Правил и пп. 53, 78 Порядка, п. 4 Правил, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года
№ 725дсп, оспоренные премия и надбавки выплачивается ежемесячно, одновременно с выплатой денежного довольствия.

Пунктом вторым Порядка предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ЕРЦ или иные финансово-экономические органы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.

Как следует из расчетных листков, с декабря 2017 года и по август 2018 года ФИО1 выплата денежного довольствия ему производилось без премии и надбавок.

Таким образом, о нарушении своих прав административный истцу стало известно не ранее 22 декабря 2017 года, при получении денежного довольствия за декабрь 2017 год, а в последующем ежемесячно при получении денежного довольствия, поскольку оно было начислено и выплачивалось в меньшем размере, нежели до 1 декабря 2017 года. При этом денежное довольствие за июль им получено не ранее 9 августа 2018 года, за август (по дату исключения из списков личного состава войсковой части 55443-КБ) не ранее 10 сентября 2018 года.

С административным исковым заявлением ФИО1 обратился в военный суд посредством почтовой связи только 9 ноября 2018 года и ранее данные действия должностных лиц не оспаривал. Не оспаривались им действия командира войсковой части 55443 и по установлению ему денежного довольствия без оспоренных премии и надбавок. Таким образом, предусмотренный трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностных лиц, связанных с невыплатой ему премии и надбавок с декабря 2017 года по июнь 2018 года, им был пропущен. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с приведением доказательств о наличии уважительных причин его пропуска административным истцом в суд не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым применить к периоду получения ФИО1 денежного довольствия без премии и надбавок с декабря 2017 года по июль 2018 года последствия пропуска срока, установленного ст. 219 КАС РФ, и восстановить права административного истца на получение вышеуказанных премии и надбавок, которые ему могли быть начислены в пределах трех месяцев, предшествовавших обращению в суд, то есть за период с 1 июля по 10 августа 2018 года включительно, исходя из установленного административному истцу оклада денежного содержания в указанный период.

Что касается требования о возложении на командира войсковой части 55443-КБ обязанности по внесению в ПИРО «Алушта» сведений о выплате административному истцу оспариваемого перерасчета надбавки за особые достижения в службе, то военный суд признает это требование необоснованным и неподлежащим удовлетворению, поскольку командир указанной воинской части не наделен полномочиями по вводу сведений о выплате денежного довольствия военнослужащим вверенной ему воинской части в ПИРО «Алушта», что следует из представленного суду сообщения, а доказательств обратного судом не установлено.

В силу требований ч. 1 ст. 111 и ч. 1 ст. 103 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.

При подаче административного искового заявления ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чеку от
8 ноября 2018 года.

Поскольку требования административного истца судом удовлетворены частично, то суд считает необходимым взыскать с ЕРЦ в пользу ФИО1 понесенные им по делу судебные расходы, связанные с оплатой административного искового заявления государственной пошлиной.

Руководствуясь ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» произвести перерасчет и выплатить ФИО1 денежное довольствие с учетом положенной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежемесячных надбавок за особые условия военной и ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в размере 70 процентов оклада по воинской должности с 1 июля по 10 августа 2018 года включительно, исходя из установленного административному истцу оклада денежного содержания в указанный период.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей.

В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на командира войсковой части 55443-КБ обязанности по внесению в программное изделие ресурсного обеспечения «Алушта» сведений о выплате ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с 1 июля по
10 августа 2018 года включительно отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Московский окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Председательствующий Подпись