ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-125/2022 от 17.03.2022 Кировского городского суда (Ленинградская область)

УИД: 47RS0009-01-2021-002307-45

Дело № 2а-125/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кировск Ленинградской области

17 марта 2022 года

Кировский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи АндреевИ.А.,

при секретаре ВитовичД.Ю.,

с участием:

представителей административного истца ЖСК «Лена» в лице председателя правления ПарроМ.М., действующей на основании устава, РусаковойЕ.В., действующей на основании доверенности от 01.09.2021,

административного ответчика в лице государственного инспектора ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЖСК «Лена» к государственному инспектору ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю., ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области об обжаловании предписания от 18.05.2021 № , от 18.05.2021 № ,

УСТАНОВИЛ:

ЖСК «Лена» обратилось в суд с административным исковым заявлением к государственному инспектору ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю., ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области об обжаловании предписания от 18.05.2021 № , от 18.05.2021 № .

В обоснование административных исковых требований указано, что в зданиях по адресам: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 2, и Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 4, имеются лифты. В ходе проверок административным ответчиком выданы предписания, согласно которым выявлено нарушение, которое необходимо устранить, а именно, в здании шахта лифта не оборудована системой создания избыточного давления воздуха в шахту. В соответствии со ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта. В связи с тем, шахта лифта в обоих зданиях менее 28 метров, административный истец считает вынесенные в отношении него предписания незаконными и нарушающими его права, для защиты которым он и обратился в суд.

Представители административного истца в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям административного иска.

Административный ответчик государственный инспектор ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимоваИ.Ю. в судебном заседании возражала против административных исковых требований, указав, что обжалуемые предписания вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Административные ответчики ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области, а также ГУ МЧС России по Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещены.

Заинтересованное лицо ООО «ЛифтРемонт» о времени и месте судебного заседания извещено, явку представителя не обеспечило.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статей 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкции или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующем объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В пункте 39 Приказа МЧС России от 16 марта 2007 года N 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введении их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Таким образом, применение названных нормативных предписаний поставлено законодателем в зависимость от установления факта угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации здания при выявленных нарушениях требований пожарной безопасности.

Из пункта 4 статьи 8, статьи 17 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдалось, в том числе, следующее требование - эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Согласно ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

24.03.2021 вынесено распоряжение № о проведении проверки в отношении ЖСК «Лена» в целях контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 07.02.2020, срок исполнения которого истекает 01.05.2021 (л.д.201-204 т.1), данное распоряжение вручено представителю ЖСК «Лена» 29.04.2021 (л.д.204 т.1).

Указание в распоряжении на срок проведения проверки с 04.05.2020 по 31.05.2020 с датой 2020 год является очевидной опиской с учетом того, что распоряжение вынесено 24.03.2021, а также с учетом письма от 28.04.2021, информирующего ЖСК «Лена» о времени проверки с 04.05.2021 по 31.05.2021 (л.д.206-209, 210-213 т.1).

18.05.2021 составлен акт проверки № в отношении ЖСК «Лена» с участием представителя ЖСК «Лена», в данном акте зафиксировано: по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 4, не выполнено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 07.02.2020, а именно, в здании шахта лифта не оборудована системой создания избыточного давления воздуха в шахту (л.д.230-232 т.1). Данный акт также подписан представителем ЖСК «Лена» (л.д.232 т.1).

18.05.2021 государственным инспектором ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю. вынесено в адрес ЖСК «Лена» предписание № об устранения нарушения ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в виде по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 4, в здании шахта лифта не оборудована системой создания избыточного давления воздуха в шахту, - в срок до 01.05.2022 (л.д.233-234 т.1), предписание получено ЖСК «Лена» 18.05.2021 (л.д.234 т.1).

Также материалами дела подтверждается, что 24.03.2021 вынесено распоряжение № о проведении проверки в отношении ЖСК «Лена» в целях контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 07.02.2020, срок исполнения которого истекает 01.05.2021 (л.д.241-244 т.1), данное распоряжение вручено представителю ЖСК «Лена» 29.04.2021 (л.д.244 т.1).

Указание в распоряжении на срок проведения проверки с 04.05.2020 по 31.05.2020 с датой 2020 год является очевидной опиской с учетом того, что распоряжение вынесено 24.03.2021, а также с учетом письма от 28.04.2021, информирующего ЖСК «Лена» о времени проверки с 04.05.2021 по 31.05.2021 (л.д.246-250 т.1).

18.05.2021 составлен акт проверки № в отношении ЖСК «Лена» с участием представителя ЖСК «Лена», в данном акте зафиксировано: по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 2, не выполнено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 07.02.2020, а именно, в здании шахта лифта не оборудована системой создания избыточного давления воздуха в шахту (л.д.7-9 т.2). Данный акт также подписан представителем ЖСК «Лена» (л.д.9 т.2).

18.05.2021 государственным инспектором ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю. вынесено в адрес ЖСК «Лена» предписание № об устранения нарушения ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в виде по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 2, в здании шахта лифта не оборудована системой создания избыточного давления воздуха в шахту, - в срок до 01.05.2022 (л.д.10-11 т.2), предписание получено ЖСК «Лена» 18.05.2021 (л.д.11 т.2).

При проведении проверки требований действующего законодательства к порядку проведения проверки, основаниям ее проведения, оформления распоряжения о проведении проверки, результатов проверки, административным ответчиком не допущено.

При рассмотрении настоящего дела представитель административного истца заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы (л.д.45 т.2) в целях установления фактической высоты указанных зданий и высоты шахты лифта в данных зданиях; имеется ли в данных зданиях у шахты лифта у выхода из нее тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха или лифтовые холлы с подпором воздуха при пожаре; имеется ли техническая возможность установить в данных зданиях систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

Определением суда от 23 ноября 2021 года по делу назначена судебная экспертиза с возложением на ЖСК «Лена» обязанности по оплате экспертизы (л.д.63-66 т.2).

Суду представлено заключение экспертов № от 24.01.2022.

По вопросу: «1. Какова фактическая высота здания по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 2, и какова фактическая высота шахты лифта в данном здании? Имеется ли в данном здании у данной шахты лифта у выхода из нее тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха или лифтовые холлы с подпором воздуха при пожаре? Имеется ли техническая возможность установить в данном здании систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта?», - экспертом сделаны следующие выводы.

Фактическая высота здания по адресу:Ленинградская область, Кировский район, гор. Шлиссельбург, ул. Староладожский канал, д. 5, корпус 2, составляет 29,17м, фактическая высота шахты лифта в данном здании - 27,50м. Тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха или лифтовые холлы с подпором воздуха при пожаре у выхода из шахты лифта в данном здании отсутствуют. Техническая возможность установить в данном здании систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта имеется. Для установки системы создания избыточного давления воздуха в шахте лифта необходимо выполнить устройство воздуховода, проходящего через перекрытия шахты лифта и машинного отделения с выпуском на кровлю и установкой приточного вентилятора, а также устройство системы дымоудаления из межквартирных коридоров на каждом этаже с выпуском вентиляционного канала дымоудаления на кровлю и установкой вытяжного вентилятора. Для устройства обособленных приточных и вытяжных вентиляционных каналов систем подачи воздуха в шахту лифта и дымоудаления из коридоров необходимо проведение работ по пробивке отверстий в несущих стенах и перекрытиях. Для производства работ по устройству систем необходима разработка проектной документации с расчетом системы дымоудаления из коридоров на этажах, системы приточной вентиляции в шахту лифта, а также технологии пробивки отверстий в конструкциях дома с сохранением их несущей способности.

По вопросу: «2. Какова фактическая высота здания по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор.Шлиссельбург, ул.Староладожский канал, д.5, корпус 4, и какова фактическая высота шахты лифта в данном здании? Имеется ли в данном здании у данной шахты лифта у выхода из нее тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха или лифтовые холлы с подпором воздуха при пожаре? Имеется ли техническая возможность установить в данном здании систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта?», - экспертом сделаны следующие выводы.

Фактическая высота здания по адресу: Ленинградская область, Кировский район, гор. Шлиссельбург, ул. Староладожский канал, д. 5, корпус4, составляет 29,19м, фактическая высота шахты лифта в данном здании - 27,50м. Тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха или лифтовые холлы с подпором воздуха при пожаре у выхода из шахты лифта в данном здании отсутствуют. Техническая возможность установить в данном здании систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта имеется. Для установки системы создания избыточного давления воздуха в шахте лифта необходимо выполнить устройство воздуховода, проходящего через перекрытия шахты лифта и машинного отделения с выпуском на кровлю и установкой приточного вентилятора, а также устройство системы дымоудаления из межквартирных коридоров на каждом этаже с выпуском вентиляционного канала дымоудаления на кровлю и установкой вытяжного вентилятора. Для устройства обособленных приточных и вытяжных вентиляционных каналов систем подачи воздуха в шахту лифта и дымоудаления из коридоров необходимо проведение работ по пробивке отверстий в несущих стенах и перекрытиях. Для производства работ по устройству систем необходима разработка проектной документации с расчетом системы дымоудаления из коридоров на этажах, системы приточной вентиляции в шахту лифта, а также технологии пробивки отверстий в конструкциях дома с сохранением их несущей способности.

Экспертное заключение выполнено квалифицированными лицами, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, само экспертное заключение является мотивированным, подробным, аргументированным, логичным и непротиворечивым. Выводы экспертом сторонами по делу не оспорены. Указанное заключение экспертов № от 24.01.2022 судом принимается в качестве доказательства по делу.

В соответствии со ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в зданиях и сооружениях высотой 28 метров и более шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха или лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта.

Исходя из буквального толкования данного положения ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", 28 метров касается высоты зданий и сооружений. Согласно заключение экспертов № от 24.01.2022 оба здания превышают высоту 28 метров. Следовательно, оба оспариваемых предписания соответствуют положениям ст.88 п.17 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

С учетом заключения экспертов № от 24.01.2022 в обоих домах имеется техническая возможность установить систему создания избыточного давления воздуха в шахте лифта. Следовательно, оба обжалуемых предписания являются исполнимыми.

Обжалуемые предписания вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также обжалуемые предписания являются исполнимыми, представленный в предписаниях срок для исполнения (до 01.05.2022), с учетом даты вынесения предписания от 18.05.2021, то есть более чем один год, является разумным. В связи с чем, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Расходы на проведение экспертизы, составившие 65000 руб., предъявленные к взысканию ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз» (заявление от 27.01.2022, счет на оплату от 28.12.2021), подлежат взысканию с ЖСК «Лена», как проигравшей стороны

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАСРФ, суд

РЕШИЛ:

В полном объеме отказать в удовлетворении административных исковых требований ЖСК «Лена» к государственному инспектору ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ЕвдокимовойИ.Ю., ОНД и профилактической работы Кировского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области, ГУ МЧС России по Ленинградской области об обжаловании предписания от 18.05.2021 № , от 18.05.2021 № .

Взыскать с ЖСК «Лена» в пользу ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз» 65000 (Шестьдесят пять тысяч) руб. в счет оплаты расходов на производство экспертизы.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий

И.А.Андреев