ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-125/2022 от 27.04.2022 Пудожского районного суда (Республика Карелия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

с участием прокурора Вахвияйнена А.Л.,

представителей административного ответчика - Совета Пудожского муниципального района - ФИО1 и ФИО2, на основании решения и доверенности,

административного ответчика - главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3,

представителя административного ответчика - Главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района – ФИО4, по устному заявлению,

заинтересованного лица – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пудожского района РК, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Пудожского муниципального района, к Совету Пудожского муниципального района, Главе Пудожского муниципального района – Главе администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о признании факта наличия конфликта интересов, бездействия и решения незаконными и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Пудожского района РК, действующий в интересах Российской Федерации, муниципального образования Пудожского муниципального района, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Пудожского муниципального района, главе Пудожского муниципального района – главе администрации Пудожского муниципального района ФИО3, в котором указал, что прокуратурой Пудожского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлен факт конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального -главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, избранного решением Совета Пудожского муниципального района от 12.02.2021. В соответствии с Уставом МКУ «Расчетный центр» Пудожского района РК (далее – МКУ «РЦ»), функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация Пудожского муниципального района, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета, контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем. 26.02.2021 главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 согласовано штатное расписание МКУ «РЦ» с фондом заработной платы руб. и с новой должностью административного персонала «менеджер», окладом руб. и стимулирующими выплатами. В этот же день приказом исполняющего обязанности директора МКУ «РЦ» ФИО5, являющаяся супругой главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, принята на должность «менеджер», с ней заключён трудовой договор. 01.04.2021 главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 согласовано штатное расписание МКУ «РЦ» с фондом заработной платы руб., в том числе для ФИО5 по должности «менеджер» с окладом руб. и стимулирующими выплатами. Глава Пудожского муниципального района ФИО3 в силу полномочий по должности обладает властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций в отношении МКУ «РЦ», в том числе по финансовому обеспечению учреждения, согласованию заработной платы и стимулирующих выплат работникам. Возможность получения доходов работником подведомственного учреждения ФИО5, являющейся супругой ФИО3, образует личную заинтересованность его как главы администрации Пудожского муниципального района. В силу имеющихся у ФИО3 полномочий главы администрации Пудожского муниципального района, осуществляющего руководство на принципах единоначалия, при рассмотрении им вопросов в отношении подведомственного учреждения личная заинтересованность влияет и может в дальнейшем повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что свидетельствует о возникновении конфликта интересов, однако им мер по недопущению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принято. 10.12.2021 прокуратурой Пудожского района в Совет Пудожского муниципального района была направлена информация о конфликте интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района ФИО3 23.12.2021 в Совет Пудожского муниципального района от главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 поступило «Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» от 22.12.2021, в котором в графе «предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» указано, что «конфликт интересов отсутствует». 10.03.2022 в прокуратуру района поступило письмо, согласно которому Совет Пудожского муниципального района признал, что при исполнении главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует. Решение Совета Пудожского муниципального района оформлено решением №252 от 25.02.2022. Подобное бездействие представительного органа местного самоуправления – Совета Пудожского муниципального района по исполнению возложенной законом обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов является незаконным. В деятельности главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 с 26.02.2021 имеется ситуация неурегулированного конфликта интересов, когда личная заинтересованность данного лица влияла и может в дальнейшем повлиять на надлежащее исполнение им должностные обязанностей, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства. Совет Пудожского муниципального района при всей очевидности конфликта интересов не исполняет обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов, принял противоречащее требованиям законодательства решение от 25.02.2022. Указывая на нарушения административными ответчиками положений Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», после уточнения требований, прокурор просил: признать наличие конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в период нахождения ФИО5 с 26.02.2021 до 22.03.2022 в должности «менеджер» МКУ «Расчетный центр» Пудожского района РК; признать незаконным бездействие Совета Пудожского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия и удалению его в отставку за неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; признать незаконным решение Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 «О рассмотрении сообщения главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» и недействующим со дня принятия; возложить на Совет Пудожского муниципального района обязанность рассмотреть в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия и удалении его в отставку за неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: ФИО5, администрация Пудожского муниципального района.

В отзыве и дополнении к нему, не соглашаясь с заявленными требованиями, - административный ответчик - глава Пудожского муниципального района – глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3, ссылаясь на «Памятку о типовых ситуациях конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования», указал, что к типовым ситуациям конфликта интересов на государственной службе РФ относится конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.07.2013 №568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» работникам, замещающим муниципальные должности, а также гражданам, претендующим на их замещение, запрещена совместная трудовая деятельность в случае близкого родства или свойства. Устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Запрет на совместную работу родственников и свойственников в муниципальных учреждениях и в муниципальных унитарных предприятиях, казенных предприятиях распространяется на работников, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому. Таким образом, запрет не распространяется на вышеуказанных работников в случае, если финансово-хозяйственные полномочия работниками - близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому. В соответствии с должностными полномочиями, Уставом МКУ «РЦ», Положению о системе оплаты труда работников МКУ «РЦ» общую организацию деятельности учреждения, прием на работу и увольнение работников, определение конкретного размера заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам учреждения, принятие решение о дисциплинарных взысканиях и поощрениях осуществляет руководитель учреждения С. Менеджер ФИО5 находилась в непосредственном подчинении руководителя МКУ «РЦ». Ее прямым непосредственным начальником являлась С., которая имела право в отношении менеджера давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, повышения размера заработной платы, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и прочее. Прямого подчинения менеджера МКУ «РЦ» главе Пудожского муниципального района - главе администрации Пудожского муниципального района не было, в связи с чем не возникло конфликта интересов. Доказательств, которые бы подтверждали возникновение у менеджера ФИО5 или у главы Пудожского муниципального района ФИО3 личной заинтересованности, а соответственно и наличие конфликта интересов не имеется. ФИО5 не замещала муниципальную должность, он не работал с ней в одной организации. Штатное расписание и фонд оплаты труда работников МКУ «РЦ» утверждается его руководителем. Администрацией Пудожского муниципального района были согласованы штатные расписания от 26.02.2021 и от 01.04.2021 без указания фамилий работников. Формирование фонда оплаты труда муниципальных учреждений относится к исключительной компетенции Совета Пудожского муниципального района. Расходы на фонд заработной платы МКУ «РЦ» с 01.01.2021 по 01.06.2021 не изменялись, в том числе в связи с введением в феврале 2021 новой должности «менеджер». С информацией прокуратуры Пудожского района о конфликте интересов от 26.08.2021 он ознакомлен не был, поскольку с 23.08.2021 по 29.08.2021 находился в отпуске. 06.09.2021 на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района было принято решение о поручении директору МКУ «Расчетный центр» С. внести изменения в должностную инструкцию менеджера ФИО5 О том, что информация прокуратуры рассматривалась на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района, он не был уведомлен, в рассмотрении информации прокуратуры не участвовал. 10.12.2021 в Совет Пудожского муниципального района поступила информация и.о. прокурора Пудожского района от 10.12.2021 о признаках конфликта интересов, о чем его проинформировала Председатель Совета Пудожского муниципального района ФИО1 письмом от 20.12.2021. Федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ не установлен порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности лицами, замещающими муниципальные должности. Такой порядок утвержден Советом Пудожского муниципального района от 26.11.2021 №226. Он (ФИО3), действуя в соответствии с указанным Порядком, на основании информации прокуратуры Пудожского района от 10.12.2021 направил 22.12.2021 в адрес Совета Пудожского муниципального района уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Тем самым, он принял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Решением Совета Пудожского муниципального района от 24.12.2021 была создана комиссия по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 03.02.2022 на заседании указанной комиссии было принято решение об отсутствии конфликта интересов при исполнении главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района должностных обязанностей. Решением Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 признано, что при исполнении главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района должностных обязанностей, конфликт интересов отсутствует, поэтому принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не требуется. Считает, что конфликта интересов не было по вышеуказанным основаниям и отсутствует в настоящее время. При этом, менеджер ФИО5 уволилась из МКУ «РЦ» по собственному желанию 22.03.2022. Также указал, что Советом Пудожского муниципального района оспариваемое прокурором решение принято в соответствие с нормами действующего законодательства и муниципальными правовыми актами и соблюдением установленной процедуры, и бездействия Советом не допущено. В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» представительный орган вправе, но не обязан принимать решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В отзыве на административный иск – представитель административного ответчика – Совета Пудожского муниципального района ФИО2, не соглашаясь с требованиями прокурора, указала, что конфликт интересов является оценочной категорией и при определении его наличия или отсутствия необходимо учитывать наличие личной заинтересованности, а также фактическое наличие у должностного лица полномочий для ее реализации и наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий, которое определяется непосредственной подконтрольностью и подчиненностью, что должно быть закреплено в документах, регламентирующих работу организации. Указанные обстоятельства не подтверждается материалами дела. Менеджер МКУ «РЦ» ФИО5 и глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 не работали в одной организации. У них были разные должностные обязанности, не было непосредственной подконтрольности. У ФИО3 отсутствовала личная заинтересованность в том, что его супруга работала в учреждении, так как возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) отсутствовала. Штатное расписание муниципального учреждения района утверждается руководителем учреждения, поэтому у главы Пудожского муниципального района ФИО3 соответствующие полномочия для реализации личной заинтересованности отсутствовали. ФИО5 находилась в непосредственном подчинении руководителя МКУ «РЦ» С., осуществлявшей общую организацию деятельности учреждения, прием на работу и увольнение работников, определение конкретного размера заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера, принятие решений о наложении дисциплинарных взысканий и поощрений. Только С. имела право давать обязательные для исполнения менеджером поручения и контролировать их выполнение. Решениями Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 №№226, 227 были утверждены «Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», который распространяется, в том числе, на главу Пудожского муниципального района - главу администрации Пудожского муниципального района, и «О комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». 10.12.2021 в адрес Совета Пудожского муниципального района поступила информация и. о. прокурора Пудожского района о признаках конфликта интересов (возможности его возникновения), где было указано на принятие решения Советом о наличии либо отсутствии конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района ФИО3 03.02.2022 на заседании комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, созданной решением Совета Пудожского муниципального района от 24.12.2021 №233, было принято решение об отсутствии конфликта интересов при исполнении главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 должностных обязанностей. С учетом заключения указанной комиссии решением Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 было признано отсутствие конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 Указанный правовой акт был принят в соответствии с муниципальными правовыми актами, с соблюдением процедуры его принятия, на законных основаниях открытым голосованием большинством от присутствующих на заседании депутатов. Советом Пудожского муниципального района было признано, что ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) главы Пудожского муниципального района, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, отсутствует. Главой Пудожского муниципального района ФИО3 не было допущено нарушений положений антикоррупционного законодательства, 22.12.2021 им было направлено в адрес Совета Пудожского муниципального района уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Если с учетом конкретных обстоятельств Совет Пудожского муниципального района не усмотрел оснований для утраты доверия к Главе Пудожского муниципального района. ФИО3, он может его не удалять в отставку.

Заинтересованное лицо - администрация Пудожского муниципального района в отзыве на административный иск и дополнении к нему, не соглашаясь с требованиями прокурора, поддержав доводы отзыва главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, указала, что ФИО3 не давал ФИО5 обязательные для исполнения поручения, не контролировал ее трудовую деятельность, не начислял заработную плату, не устанавливал должностные обязанности. ФИО3 не мог влиять на принятие решений по выплате (размеру) заработной плате менеджера МКУ «РЦ». Сам факт работы супруги ФИО3 в подведомственном администрации Пудожского муниципального района учреждении не свидетельствует о наличии конфликта интересов, так как родственники не имели властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга. 27.08.2021 в адрес администрации поступила информация прокуратуры Пудожского района о конфликте интересов, где указывалось на закрепление за менеджером ФИО5 должностных обязанностей, при которых личная заинтересованность главы района может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. В администрации создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, рассматривающая вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих. Глава Пудожского муниципального района является лицом, замещающим муниципальные должности, а не муниципальным служащим. Но так, как в информации прокурора было указано о рассмотрении на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о принятии мер по устранению причины возникшего конфликта интересов, администрация организовала такое заседание, и 06.09.2021 на заседании комиссии было принято решение о поручении директору МКУ «РЦ» внести изменения в должностную инструкцию менеджера ФИО5 По результатам проведенного заседания информация прокурора была рассмотрена 21.09.2021 председателем комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района Т. с участием помощника прокурора, который не высказывал возражений относительно принятых мер. 22.12.2021 главой Пудожского муниципального района ФИО3 в адрес Совета Пудожского муниципального района было направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 03.02.2022 на заседании созданной комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов было принято решение об отсутствии конфликта интересов при исполнении главой администрации Пудожского муниципального района должностных обязанностей. Решением Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 признано отсутствие конфликта интересов при исполнении главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 должностных обязанностей. В связи с этим полагает, что главой Пудожского муниципального района ФИО3 приняты все меры в соответствии с законодательством РФ и муниципальными правовыми актами по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Заинтересованное лицо полагало, что признаки конфликта интересов (возможности его возникновения) отсутствуют, ФИО5 уволилась из МКУ «РЦ» по собственному желанию 22.03.2022. Выплаты стимулирующего характера работникам МКУ «Расчетный центр» предусмотрены Положением о системе оплаты труда работников данного учреждения и коллективным договором. В соответствии с должностной инструкцией заместителя главы администрации Пудожского муниципального района В., в ее обязанности входит организация и контроль выполнения решений Совета Пудожского муниципального района, постановлений и распоряжений администрации по курируемым направлениям деятельности, контроль работы управления по экономике и финансам, в том числе отдела по финансам и бухгалтерскому учету, который осуществляет полностью финансирование всех муниципальных учреждений. Она вправе давать указания и распоряжения руководителям муниципальных учреждений по курируемым направлениям деятельности, вносить предложения Главе администрации об улучшении деятельности муниципальных учреждений, а также непосредственно контролирует правильность формирования фонда оплаты труда, отслеживает возможности С. по выплате стимулирующих выплат работникам в учреждении по ее обращениям, контролируя при этом изменение фонда оплаты труда и возможность осуществления финансирования по наличию фактических средств на счетах района. В рамках исполнения своих должностных обязанностей и контроля средств, предусмотренных на оплату труда работников МКУ «Расчетный центр», по ходатайству руководителя МКУ «РЦ», В. уведомила главу администрации о достаточности средств на выплаты во 2 квартале 2021. Затем она же уведомила С. о наличии средств для выплат в июне 2021, после чего последней были оформлены необходимые документы для осуществления выплат. Также с учетом ходатайства руководителя МКУ «РЦ» В. уведомила главу администрации о недостаточности средств в фонде оплаты труда работников труда МКУ «РЦ» в 4 квартале 2021, а С. направлена справка главного распорядителя об изменении предельных объемов финансирования, после чего Главным администратором средств бюджета подписано расходное расписание на выделение средств МКУ «РЦ». Финансирование любого учреждения осуществляется по бюджетной классификации в соответствии с Решением Совета Пудожского муниципального района о бюджете Пудожского муниципального района, а расходное расписание не содержит персональных данных сотрудников учреждения, размера заработной платы и составляется согласно бюджетной классификации, соответственно у главы Пудожского муниципального района нет возможности влияния при перечислении средств на счет учреждения по конкретным должностям. В соответствии с Положением о системе оплаты труда работников МКУ «РЦ» и коллективным договором премирование по результатам работы за месяц, квартал, год производятся по приказу руководителя за счет и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда на текущий финансовый год. Конкретный размер премии за квартал определяется директором учреждения в зависимости от интенсивности и объема выполняемых работ; размер премирования за квартал работников, непосредственно подчиненных руководителю учреждения определяется им единолично с учетом мнения комиссии о комиссии по распределению стимулирующих выплат, надбавок, премий, материальной помощи в учреждении. Основанием для премирования является приказ директора учреждения. Таким образом, глава Пудожского муниципального района не давал поручения или и не оказывал иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действий, которые предусмотрены нормами бюджетного законодательства. Также глава Пудожского муниципального района ФИО3 не мог влиять на деятельность менеджера по проверке муниципальных учреждений о соблюдении последними норм Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как согласно положению об аукционной комиссии по определению поставщиков не является членом аукционной комиссии подведомственных учреждений. Договора и контракты заключаются непосредственно руководителями муниципальных учреждений. Действительно членами комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, являются два руководителя образовательных учреждений (Е., Л.). Однако их назначение на должность было осуществлено по результатам конкурса. В связи с этим состав указанной комиссии был сформирован таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Заинтересованное лицо – ФИО5 в отзыве на административный иск, не соглашаясь с требованиями прокурора, указала, что в декабре 2020 с ней на связь вышла директор МКУ «РЦ» С., которая сообщила о том, что ею принято решение о введение новой должности менеджера с рядом функциональных обязанностей, в первую очередь, связанных с выполнением ее непосредственных поручений. После собеседования 26.02.2021 она была принята на работу на должность менеджера, в ее должностные обязанности помимо непосредственных поручений по подготовке ответов гражданам и образовательным организациям, входили следующие вопросы: анализ утвержденных смет на капитальный или текущий ремонт образовательных учреждений, ведомостей дефектов, рабочих чертежей, контроль за соблюдением нормативов в актах выполненных работ, учет сметной документации, подготовка ответов на запросы по деятельности МКУ «Расчетный центр» из надзорных органов, суда, прокуратуры. Она находилась в непосредственном подчинении директора МКУ «РЦ» С. 27.09.2021 после выхода из очередного отпуска С. сообщила ей о том, на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района 06.09.2021 было принято решение о внесении изменений в ее должностную инструкцию. Она (ФИО5) не возражала против изменения своей должностной инструкции. Согласно новым обязанностям она должна была проверять выполненные работы на ремонт оборудования, зданий согласно сметно-финансовой документации, исходным данным для МКУ «Расчетный центр» и осуществлять контроль над своевременным представлением муниципальным учреждением по запросам министерств и ведомств, протоколов совещаний. На объективность и беспристрастность исполнения ею своих должностных обязанностей при осуществлении трудовой деятельности никак не влиял факт супружества с ФИО3 Исходя из ее должностной инструкции и содержания фактически исполняемых обязанностей, она не находилась в непосредственном подчинении у супруга, который не обладал в отношении нее властно-распорядительными или контрольно-надзорными полномочиями и не мог повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ее служебных обязанностей, что свидетельствует об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов. ФИО3 не обладал полномочиями, которые позволяли бы ему принимать управленческие решения в отношении нее, как менеджера муниципального учреждения, или участвовать в принятии таких решений. За все время нахождения ее на должности менеджера в МКУ «РЦ», она не привлекалась к дисциплинарной ответственности, не нарушала правила внутреннего трудового распорядка. 21.03.2022 ею подано заявление об увольнении по собственному желанию, трудовой договор прекращен 22.03.2022.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления. При этом указывал, что о наличии конфликта интересов глава Пудожского муниципального района - глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 должен был уведомить Совет Пудожского муниципального района, которому подотчетен, с момента, когда ему стало известно о конфликте интересов, то есть с 26.02.2021. Бездействие Совета Пудожского муниципального района выразилось в том, что он не рассмотрел и не инициировал вопрос об отставке главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 Полагал, что комиссия по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, была сформирована с нарушением установленных требований, поскольку в ее состав были включены два директора школ, находящихся в непосредственном подчинении главы района. Указывал, что по обращению заместителя главы администрации Пудожского муниципального района В. глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 согласовал выплату премии по итогам 2 квартала 2021 специалистам МКУ «РЦ» за выполнение ряда поручений администрации района, где премия менеджеру ФИО5 была определена в размере 100%, что противоречило нормативным актам, регулирующим ее выплату, в соответствующий период она находилась в учебном отпуске. Полагал, что в деятельности главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 имеется конфликт интересов, который не был устранен административными ответчиками.

Представитель административного ответчика – глава Совета Пудожского муниципального района - ФИО1 в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора в части наличие конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в период нахождения ФИО5 в должности «менеджер» МКУ «РЦ». Пояснила, что информация прокуратуры была получена Советом 10.12.2021, о чем ею был уведомлен глава Пудожского муниципального района - глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3, который после этого подал в Совет уведомление об отсутствии конфликта интересов. На заседании Совета была создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, куда, по предложению начальника отдела организационной работы и правового обеспечения администрации Пудожского муниципального района ФИО2, были включены: З. (председатель), Т., Е., Л. При этом она (ФИО1) возражала против включения Е. и Л., поскольку они, являясь директорами школ, учредителем которых является администрация района, что противоречит положению о работе комиссии, но не была услышана. Обращение прокуратуры и уведомление главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 25.02.2022 были рассмотрены на заседании депутатской комиссии, где выступил З. и участвовал ФИО3, а затем вопрос о конфликте интересов был рассмотрен на заседании Совета Пудожского муниципального района, где большинством голосов (9 против 6) депутаты проголосовали за то, что конфликт интересов отсутствует. В связи с этим полагала, что оснований для удовлетворения требований к Совету Пудожского муниципального района не имеется.

Представитель административного ответчика –Совета Пудожского муниципального района – ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы возражений на административное исковое заявление. Полагала, что включение в состав комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов руководителей образовательных учреждений, соответствовало положению, определяющему порядок работы комиссии. Заключение главой администрации Пудожского муниципального района трудовых договоров с руководителями образовательных учреждений осуществляется по результатам конкурса. Указывала, что в деятельности главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 отсутствовала личная заинтересованность, поскольку заработную плату по должности менеджера получала его супруга, а не он сам. Полагала, что для квалификации действий, совершенных в условиях конфликта интересов, должны иметься условия для принятия соответствующего решения, а не предполагаться возможность его принятия. Полномочия, установленные Уставом Пудожского муниципального района, не позволяли главе Пудожского муниципального района принимать управленческие решения относительно фонда оплаты труда МКУ «РЦ», а родственные связи не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Административный ответчик - глава Пудожского муниципального района - глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, поддержав доводы отзыва. Также пояснил, что о трудоустройстве своей супруги в МКУ «РЦ» ему было известно со времени ее трудоустройства – с февраля 2021. На указанное решение супруги и руководителя учреждения он не влиял. В работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района он не участвовал. Об информации, поступившей из прокуратуры, уведомлен не был, в том числе членами комиссии. Вопрос об изменении должностных инструкций менеджера ФИО5 был принят комиссией, а он лишь подписал ответ в прокуратуру, который для него был подготовлен. Настаивал, что указанный ответ, подготовленный работниками администрации района, он подписал, не читая. Полагал, что никакого конфликта интересов на момент поступления обращения прокуратуры в администрацию Пудожского муниципального района не было. В связи с поступлением Совет Пудожского муниципального района информации прокуратуры, где указывалось о возможном конфликте интересов, он направил в Совет уведомление об отсутствии конфликта интересов, которое затем было рассмотрено. В связи с этим им была соблюдена обязанность уведомить представителя нанимателя-работодателя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения. Если бы такая информация от прокуратуры не поступила, данное уведомление им бы не направлялось, поскольку конфликт интересов в его деятельности отсутствует. К осуществлению закупок в интересах муниципального образования и муниципальных учреждений, которые проходят в электронной форме на конкурсной основе, он не имел отношения, за исключением уже подписания договоров с выбранными поставщиками. Указывал, что поручений или иного влияния на подчиненных лиц, в компетенцию которых входит непосредственный контроль за трудовой деятельностью менеджера, не давал и не оказывал.

Представитель административного ответчика - главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 – ФИО4 в судебном заседании, поддержав позицию своего доверителя, указывал, лица, замещающие муниципальные должности, должны подавать сведения о наличии конфликта интересов в порядке, определяемом законодательством РФ. Такой порядок в Пудожском муниципальном районе был определен лишь в декабре 2021. Ранее его доверитель не имел возможности подать соответствующее уведомление. После этого, в соответствии с информацией прокурора, несмотря на то, что его доверитель не считает, что у него существовал конфликт интересов, он сообщил в Совет Пудожского муниципального района об отсутствии конфликта интересов. В своем уведомлении глава Пудожского муниципального района изложил ту ситуацию, которая, по мнению прокурора, представляла конфликт интересов. Полагал, что поскольку конфликт интересов не доказан, у его доверителя не было обязанности подать соответствующее уведомление. Требования прокурора связываются с тем, что близкие родственники главы Пудожского муниципального района не могут работать в подведомственных муниципальных учреждениях, которых более 20, что существенно ограничивает трудовые права самого главы и его близких родственников. Получение заработной платы работниками муниципальных учреждений урегулировано соответствующими нормативными актами и повлиять на нее его доверитель не мог.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании пояснила, что трудоустроилась в МКУ «РЦ» в феврале 2021 по предварительной договоренности с ее руководителем С., которая предложила ей работу. Свое трудоустройство она обсудила с супругом, который оставил данное решение за ней. На момент трудоустройства она получала высшее образование, у нее было средне-специальное образование по специальности бухгалтер, ранее 7-8 лет работала по данной специальности. В ее обязанности входило составление смет по учреждениям культуры и образования Пудожского района, исполнение распоряжений руководителя и поручений в составлении ряда документов. В сентябре 2021 С. сообщила ей, что необходимо внести изменения в должностную инструкцию, после чего из ее обязанностей была исключено составление сметной документации. В обязанностях осталось только исполнение поручений руководителя, составление ответов в учреждения и организации и контроль за соответствием сметам объемов выполняемых работ в учреждениях культуры и образования Пудожского района, для чего она выезжала на осмотр и фотографирование. В период своей деятельности, никаких поручений работников администрации района она не выполняла, контактов по работе с ними не имела. Уволилась по собственному желанию с 22.03.2022. Относительно обоснованности получения ею премии за 2 квартал 2021 указывала, что весной 2021 в период сессии, которая проходила дистанционно, она периодически находилась на работе, выполняя служебные обязанности.

Заинтересованное лицо - администрация Пудожского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен ст.36 того же Федерального закона.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п.п.1 - 5 ч.4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч.5 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч.5.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В соответствии с ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Схожие положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус, полномочия и ограничения главы муниципального образования, закреплены в Уставе Пудожского муниципального района, согласно которого глава Пудожского муниципального района: входит в структуру органов местного самоуправления Пудожского района (ст.19); является высшим должностным лицом Пудожского района (ст.31); руководит администрацией Пудожского муниципального района на принципах единоначалия (ст.35), являясь главой администрации Пудожского муниципального района.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ) устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции представляет собой деятельность органов местного самоуправления: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.10 того же Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Как следует из материалов дела, решением Совета Пудожского муниципального района (XXIII заседание IV созыва) от 12.02.2021 №168 ФИО3 избран главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района.

В соответствии с записью о заключении брака от 18.08.2006 ОЗАГС Пудожского района РК ФИО3 и ФИО5 состоят в браке.

Согласно Устава МКУ «Расчетный центр» Пудожского района Республики Карелия, утвержденным постановлением Главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 от 08.06.2020 №354-П, его учредителем является муниципальное образование Пудожский муниципальный район Республики Карелия. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, администрация Пудожского муниципального района (п.1.4). Учреждение находиться в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Пудожского муниципального района на основании бюджетной сметы (п.1.5). Контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем (п.1.6). Руководителем учреждения является директор, назначаемый на условиях контракта главой администрации Пудожского муниципального района (п.7.2).

К целям деятельности учреждения отнесено в т.ч.: обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по ведению бухгалтерского учета, исполнения смет расходов учреждений и сооружений, развитию материально-технической базы муниципальных учреждений Пудожского муниципального района, переданных на обслуживание согласно агентских договоров; осуществление бухгалтерского обслуживания финансово-хозяйственной деятельности администрации Пудожского муниципального района и Совета Пудожского района; образовательных организаций и организаций дополнительного образования, администраций и Советов сельских поселений Пудожского муниципального района, сельских Домов и учреждений культуры, муниципального бюджетного предприятия ЖКХ, редакции газеты (п.3.1).

Для достижения этих целей Учреждение осуществляет, в том числе, такие виды деятельности как: ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности муниципальных учреждений, администрации Пудожского муниципального района и Совета Пудожского муниципального района, образовательных организаций и т.д.; составление совместно с руководителями администрации Пудожского муниципального района и Совета Пудожского муниципального района… проектов смет расходов и расчетов к ним; осуществление систематического контроля за ходом исполнения бюджетных смет, правильностью составления штатных расписаний и тарификационных списков, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей, контроль за сохранность и надлежащим использованием основных средств, материальных запасов, принадлежащих администрации Пудожского муниципального района и Совету Пудожского муниципального района…; участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете Администрации Пудожского муниципального района и Совета Пудожского муниципального района… и т.д.

26.02.2021 главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 согласовано штатное расписание МКУ «РЦ» с фондом оплаты труда руб., куда была включена должность административного персонала «менеджер» с окладом руб., установленной надбавкой за выслугу лет (15%), районным коэффициентом и северной надбавкой (80%).

Тогда же приказом и.о.директора МКУ «РЦ» от 26.02.2021 ФИО5 была принята на постоянную работу на должность «менеджер».

В соответствии с должностной инструкцией ФИО5 от 26.02.2021 к ее функциональным обязанностям было отнесено осуществление деятельности по проектам и договорам, реализуемым администрацией Пудожского муниципального района как заказчиком (п.2.1), в т.ч.: составление сметно-финансовой документации на ремонт оборудования, зданий и сооружений, реконструкцию действующих объектов и на работы, предусмотренные планом повышения эффективности производства, по заявкам администрации Пудожского муниципального района; рассмотрение утвержденных смет на капитальный ремонт, ведомостей дефектов, ремонтных ведомостей и рабочих чертежей объектов, подлежащих ремонту, реконструкции; подготовка на основании стоимостей ремонтов исходных данных для определения сметной стоимости всех видов ремонтных работ (строительных, монтажных, сантехнических и т.п.). В случае изменения цен или объемов работ вносить соответствующие уточнения и коррективы в сметно-финансовые расчеты; участие в определении стоимости ремонтных, монтажных и строительных работ, не предусмотренных утвержденными сметами, а также при замене материалов и оборудования; согласование смет с подрядными организациями и осуществление контроля за соблюдением ими нормативов, заложенных в сметы расходов, составление актов выполненных работ; участие в разработке мероприятий по снижению стоимости ремонтно-восстановительных работ; ведение учета сметной документации, систематизация сметно-финансовых расчетов на периодически повторяющиеся работы с целью создания типовых смет; подготовка необходимых справок о сметной документации; проведение плановых и внеплановых проверок в муниципальном образовании «Пудожский муниципальный район», заказчиков, контрактных служб и управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов и учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Федеральным Законом №44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд; истребование и получение документов и информации, необходимых для проведения плановых и внеплановых проверок; при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки преступления, передавать в уполномоченные органы информацию о током факте и (или) документы, подтверждающие такой факт в течении трех дней с даты выявления факта; контролировать соблюдение органами местного самоуправления Пудожского муниципального района и муниципальными учреждениями Пудожского муниципального района законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ в порядке, установленном постановлением администрации Пудожского муниципального района; обеспечивать сохранность и возврат полученных при проведении проверок оригиналов документов; формировать сводный отчет по фактам выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий; размещать в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, информацию о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и выданных предписаниях.

26.08.2021 прокурором Пудожского района была подготовлена и направлена в адрес и.о.главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района В. информация о выявлении ситуации конфликта интересов между главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 и менеджером МКУ «РЦ» ФИО5

Указанное обращение прокурора 06.09.2021 было рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пудожского муниципального района, где было принято решение о внесении руководителем МКУ «РЦ» С. изменений в должностную инструкцию менеджера ФИО5

22.09.2021 главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 был дан ответ в прокуратуру Пудожского района РК, где указано о том, что были приняты меры по устранению причины возникшего конфликта интересов, а именно изменена должностная инструкция ФИО5, с которой та будет ознакомлена по выходу из отпуска.

27.09.2021 директором МКУ «РЦ» С. была утверждена должностная инструкция менеджера ФИО5 в новой редакции, согласно которой функциональные обязанности работника предусматривали: по поручению директора учреждения составляет сметно-финансовую документацию на ремонт оборудования, зданий и сооружений, реконструкцию действующих объектов и на работы, подготавливает на основании анализа стоимостей ремонтов исходные данные для определения сметной стоимости всех видов ремонтных работ (строительных, монтажных, сантехнических и т.п.). В случае изменения цен или объемов работ вносит соответствующие уточнения и коррективы в сметно-финансовые расчеты; организует контроль над своевременным представлением муниципальными учреждениями ответов по поручениям Главы Республики Карелия, министерств и ведомств, протоколов совещаний; осуществляет координацию и заполнение программ «ПОС услуги», «Народный Контроль Карелия»

10.12.2021 и.о. прокурора Пудожского района подготовлена и направлена в адрес Совета Пудожского муниципального района информация о признаках конфликта интересов (возможности его возникновения) в отношении главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 и менеджера МКУ «РЦ» ФИО5

23.12.2021 в адрес Совета Пудожского муниципального района от главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 поступило уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Решением Совета Пудожского муниципального района от 24.12.2021 №233 была создана комиссия по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в составе: З. (председатель комиссии), Т. (заместителя председателя комиссии), Е. (секретаря комиссии), Л. (члена комиссии).

Согласно заключения от 03.02.2022, указанная комиссия приняла решение о том, что при исполнении лицом, замещающим муниципальную должность в Пудожскому муниципальном районе (фамилия и должность данного лица не указаны), должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.

Решением Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 «О рассмотрении сообщения главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» признано, что при исполнении главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.

Допрошенная в качестве свидетеля директор МКУ «РЦ» С. показала, что пригласила на работу в учреждение в качестве сметчика ФИО5, которая получала высшее образование по специальности «менеджер» и готова была пройти обучение по специальности сметчика, что сделала позднее. Занимаемая ФИО5 должность предполагала выполнение обязанностей не только сметчика, но и других обязанностей, в том числе проверяла проведение аукционов, соответствие законодательству контрактов, заключавшихся муниципальными учреждениями, с которым у МКУ «РЦ» имеются агентские договора. Фонд оплаты труда в связи с введением данной должности не изменился. После рассмотрения администрацией обращения прокуратуры, в связи с тем, что комиссией по конфликтным ситуациям было принято решение, что ФИО5 не может готовить сметы, за ней остался контроль по проверке выполненных работ сметам, а также контроль за двумя программами, работа с которыми их учреждению была поручена учредителем. Об изменении должностных обязанностей она устно сообщила ФИО5, которая не возражала против этого. Глава Пудожского муниципального района ФИО3 не оказывал на нее влияния при принятии на работу его супруги, не согласовывал с ней вопросы о принятии на работу, увольнении или премировании работников учреждения.

Допрошенная в качестве свидетеля заместитель главы администрации Пудожского муниципального района, руководитель управления экономики и финансов В. пояснила, что в силу должностных обязанностей она осуществляет контроль за финансированием муниципальных учреждений, включая МКУ «РЦ», в том числе штатных расписаний и фонда оплаты труда. Представленные в материалах дела ее обращения на имя главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 являются рабочей перепиской, обусловленной необходимостью согласования и утверждения стимулирующих выплат по фонду оплаты труда, которой она уведомляет своего работодателя о наличии финансовой возможности и наличию на счетах бюджета средств к осуществлению таких выплат. Глава района не согласовывает размер премий работникам подведомственных учреждений. Размер премий к выплате в данной переписке был указан свидетелем для себя после разговора с директором МКУ «РЦ» С., что было понятно кому и сколько будет выплачено. Этому предшествовали ходатайства руководителя МКУ «РЦ» о размере премий, которые она хотела бы выплатить. Выплаты во 2 квартале 2021 производились в пределах фонда оплаты труда, для выплат за 4 квартал 2021 потребовались дополнительные ассигнования. Информация прокурора Пудожского района о конфликте интересов поступила, когда она (В.) исполняла обязанности главы, после чего она передала ее на рассмотрение.

Оценивая доводы сторон относительно возможности возникновения ситуации конфликта интересов вследствие трудоустройства ФИО5 в качестве менеджера в МКУ «РЦ», суд учитывает, что в соответствии с выше приведенными нормами антикоррупционного законодательства конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; фактическое наличие у него полномочий для реализации личной заинтересованности (получения выгоды) в конкретной ситуации; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен действиями должностного лица в отношении аффилированных с ним лиц и связан с возможностью предоставления себе либо таким лицам преференций.

Вопреки доводам представителя административного ответчика –Совета Пудожского муниципального района – ФИО2, по смыслу закона, личная заинтересованность может проявляться в получении дохода в виде заработной платы не только самим должностным лицом. При этом личная заинтересованность включает в себя любую материальную, карьерную, и всякую иную выгоду для самого должностного лица, так и для лиц, с которыми он имеет какие-либо семейные, деловые, политические или иные отношения и связи. Таковая может быть обусловлена как возможностью получения доходов, так и иных выгод, к которым, в частности, могут относиться получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как семейственность, карьеризм, желание обеспечить поддержку в продвижении по должности, содействие в получении поощрений и т.д.

Поскольку, исходя из целей деятельности МКУ «РЦ» и непосредственно должностной инструкцией менеджера ФИО5 от 26.02.2021, к функциональным обязанностям последней было отнесено осуществление деятельности по проектам и договорам, реализуемым администрацией Пудожского муниципального района как заказчиком, включая составление сметно-финансовой документации, рассмотрение утвержденных смет на капитальный ремонт и иных документов, участие в определении стоимости работ, не предусмотренных утвержденными сметами и т.д., а также контрольные функции путем проведения плановых и внеплановых проверок за деятельностью муниципального образования «Пудожский муниципальный район», возглавляемого ее супругом, суд находит, что служебные взаимоотношения между ними, могли оказывать влияние на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3

Доводы ФИО5 о том, что указанные полномочия в отношении администрации Пудожского муниципального района ею фактически не выполнялись, не имеют правового значения, поскольку в силу ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ одной возможности влияния ситуации на объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей должностным лицом достаточно для квалификации ситуации как конфликта интересов.

Суд учитывает, что изменение должностной инструкции ФИО5 и утверждение ее в новой редакции не было обусловлено производственной (служебной) необходимостью либо структурной реорганизация МКУ «РЦ», а решением должностных лиц администрации Пудожского муниципального района, находящихся в непосредственном подчинении главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, которыми на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов было принято решение, обязывающее руководителя МКУ «РЦ» С. к внесению изменений в должностную инструкцию менеджера ФИО5

Об этом же свидетельствуют показания директора С., отсутствие процедуры предварительного уведомления работника об изменении должностных обязанностей, а также то, что существенное изменение трудовой функции (уменьшение должностных обязанностей с 15 до 3) никак не повлияло на размер оплаты труда работника.

При этом обращает на себя внимание то, что проект новой должностной инструкции был также подготовлен администрацией Пудожского муниципального района, о чем свидетельствует его копия, направленная вместе с ответом на обращение прокуратуры еще до ее утверждения руководителем МКУ «РЦ».

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о фактическом наличии у главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 полномочий для реализации личной заинтересованности в конкретной ситуации путем оказания прямого влияния на трудовые взаимоотношения между его супругой и ее работодателем.

Кроме того, на это же указывают и представленные в материалах дела обращения заместителя главы администрации Пудожского муниципального района В. к главе Пудожского муниципального района - главе администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о выплате премий и материальной помощи по итогам 2 и 4 кварталов 2021 отдельным специалистам МКУ «РЦ», включая ФИО5 – в размере 100% премии в каждом случае, «за выполнение ряда поручений администрации района».

Данные обращения были согласованы главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3 путем проставления разрешающей резолюции, что в последующем послужило основанием для издания приказов руководителем МКУ «РЦ» о соответствующих выплатах. С учетом показаний заместителя главы администрации Пудожского муниципального района, руководителя управления экономики и финансов В. о предварительном поступлении в администрацию Пудожского муниципального района ходатайств руководителя МКУ «РЦ» о выплате премий, повторяемости дальнейших действий должностных лиц органа местного самоуправления по оформлению и согласованию их выплаты, суд находит, что подобное согласование являлось частью процедуры, предшествовавшей выплаты премий, в данном случае работникам МКУ «РЦ».

Также суд отмечает, что порядок выплаты премий в рассматриваемый период был урегулирован Положением о материальном стимулировании работников МКУ «Расчетный центр», являющимся приложением к Коллективному договору данного учреждения, утвержденному 18.03.2020, согласно п.2.4 которого, в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения в повышении качества работы, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей и повышения уровня ответственности за выполненную работы выплачивается премия по итогам работы за месяц, квартал, год.

Пунктом 2.6.4 Положения устанавливается, что работникам, проработавшим неполный расчетный период по каким-либо уважительным причинам (в том числе, поступлением на учебу), премия по результатам работы выплачивается пропорционально отработанному рабочему времени.

В соответствии с приказом МКУ «РЦ» от 23.04.2021 ФИО5 был предоставлен учебный отпуск с 05.05.2021 по 29.05.2021, что также подтверждается табелем учета рабочего времени, в связи с чем выплата ей премии по итогам 2 квартала 2021 в размере 100% противоречит вышеприведенному Положению.

Кроме того, имевшая место выплата премии и материальной помощи по итогам 4 квартала 2021 потребовала направления администрацией Пудожского муниципального района дополнительных ассигнований на их осуществление, на что прямо указано в обращении заместителя главы администрации Пудожского муниципального района В., и подтверждено ею в судебном заседании.

Несмотря на доводы о том, что в силу должностных обязанностей контроль за деятельностью и финансированием муниципальных учреждений непосредственно осуществляет заместитель главы администрации Пудожского муниципального района В., представленные в материалах дела документы прямо свидетельствуют о том, что решение о предстоящей выплате премий работникам МКУ «РЦ» и их размере ею согласовывались непосредственно с главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3

Таким образом, возможность принятия должностным лицом решения о выплате своей супруге премий и материальной помощи, влекущая получение последней доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим должностным лицом своих полномочий.

При этом суд приходит к выводу, что указанная личная заинтересованность не была устранена после изменения должностной инструкции ФИО5 и сохранялась до момента увольнения последней из МКУ «РЦ», что произошло только после обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд относится критически к показаниям свидетеля В., пояснениям главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, о том, что В. поручала проведение проверки по обращению прокуратуры, глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 не знал об поступлении в администрацию Пудожского муниципального района информации прокуратуры от 26.08.2021 о конфликте интересов.

Представленная администрацией Пудожского муниципального района к материалам дела по запросу суда копия информации прокуратуры содержит резолюцию самого главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 с поручением для конкретного исполнителя (являющегося одним из членов соответствующей комиссии), которым в последующем и был подготовлен ответ на данное обращение, также подписанный ФИО3

При этом, по мнению суда, информацией о признаках конфликта интересов (возможности его возникновения) глава Пудожского муниципального района - глава администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в любом случае располагал с момента трудоустройства своей супруги, в связи с чем уже тогда у него возникла обязанность принять меры по урегулированию подобного конфликта, что им в последующем сделано не было.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п.1 ч.3 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Непринятие лицом, указанным в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч.3 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.ч.4 и 5 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Данным нормам корреспондируют положения ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, действующим законодательством установлены правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.

Процедура сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов определена Порядком сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденным решением Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 №226.

В соответствии с указанным Порядком, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции письменно сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (п.4)

Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления согласно приложения №1 к порядку, подается в срок не позднее трех рабочих дней с момента, когда стало известно о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и направляется в Совет Пудожского муниципального района (п.п.5, 6).

Порядок формирования и деятельности комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден решением Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 №227.

Исходя из п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Пунктом 1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1, п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч.7 ст.74.1).

Схожие положения установлены ст.ст.31, 33, 35.1 Устава Пудожского муниципального района Республики Карелия, принятого решением Совета Пудожского муниципального района от 24.04.2015 №125.

В силу вышеприведенного правового регулирования непринятие лицом (в том числе занимающим муниципальную должность), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ.

Доводы главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о том, что направив 22.12.2021 в адрес Совета Пудожского муниципального района уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, тем самым, он принял меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суд отклоняет, как не обоснованные.

Суд отмечает, что в указанном уведомлении, вопреки требованиям к его содержанию, фактически отсутствует сообщение самого должностного лица о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а указывается только о поступлении уведомления председателя Совета Пудожского муниципального района о поступлении информации прокуратуры Пудожского района о признаках конфликта интереса (возможности его возникновения). Далее, в разделе «предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов», указано, что конфликт интересов отсутствует.

При этом, как уже установлено судом, личная заинтересованность главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 не была устранена и сохранялась до момента увольнения ФИО5 из МКУ «РЦ» (22.03.2022), в связи с чем, несмотря на подачу вышеуказанного уведомления, исчерпывающих мер, направленных на регулирование и предотвращение конфликта интересов при исполнении им служебных обязанностей, не было принято, в том числе и на день принятия Советом Пудожского муниципального района оспариваемого решения от 25.02.2022 №252.

Оценивая доводы о том, указанное решение Совета Пудожского муниципального района принято в соответствие с нормами действующего законодательства с соблюдением установленной процедуры и в отсутствие бездействия со стороны данного представительного органа, суд полает необходимым указать следующее.

Положение о порядке формирования и деятельности комиссии по рассмотрению сообщений лиц, замещающих муниципальные должности в Пудожском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утверждено решением Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 №227.

Указанным Положением установлено, что в состав комиссии входят: председатель, его заместитель и секретарь комиссии, назначаемые Советом из числа членов комиссии, а также представители научных организаций и образовательных учреждений (по согласованию), деятельность которых связана с муниципальной службой (п.7). В состав комиссии, по согласованию, могут входить представители общественных организаций (п.8).

Пунктами 10, 11 Положения установлены ограничения к составу комиссии: число членов комиссии, замещающих муниципальные должности в органе местного самоуправления, должно составлять не менее более (так указано) одной четверти от общего числа членов комиссии; состав членов комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Как следует из материалов дела, двумя из четырех членов указанной комиссии, подготовившей заключение по информации прокуратуры о признаках конфликта интересов (возможности его возникновения) в отношении главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3, а затем проект решения Совета Пудожского муниципального района, принятый в последующем по данному вопросу, являлись два руководителя муниципальных образовательных учреждений Пудожского района - Е., Л.

По мнению суда, несмотря на то, что отбор кандидатур руководителей образовательных учреждений осуществляется на конкурсной основе, в последующем контроль за их деятельностью и деятельностью возглавляемых ими муниципальных учреждений осуществляется учредителем – администрацией Пудожского муниципального района, что свидетельствует о наличии отношений подчиненности и подконтрольности между указанными лицами и главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района, а поэтому не исключает возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем противоречит п.11 Положения.

Несоблюдение главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района ФИО3, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанностей, является безусловным основанием для рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса об удалении главы данного муниципального образования в отставку, которое является безальтернативным последствием такого нарушения.

Вместе с тем, как следует из протокола заседания Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022, указанный вопрос не обсуждался и не рассматривался, что, ввиду установленных судом фактов, противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства и Уставу муниципального образования, является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, позволяя сделать вывод о незаконном бездействии представительного органа местного самоуправления и принятого им решения.

Представленное заключение, подготовленное физическим лицом – А., о том, что им не выявлено в решении Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 коррупциогенных факторов, по вышеуказанным судом основаниям не свидетельствует о законности указанного решения либо отсутствии конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3

Кроме того, из свидетельства об аккредитации указанного лица следует, что он уполномочен на проведение экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, к которым решении Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 не относится.

При указанных обстоятельствах требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, административные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии с ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора удовлетворить.

- признать наличие конфликта интересов в деятельности главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в период нахождения ФИО5 с 26.02.2021 до 22.03.2022 в должности «менеджер» Муниципального казенного учреждения «Расчетный центр» Пудожского района Республики Карелия;

- признать незаконным бездействие Совета Пудожского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия и удалению его в отставку за неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

- признать незаконным решение Совета Пудожского муниципального района от 25.02.2022 №252 «О рассмотрении сообщения главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» и недействующим со дня принятия;

- возложить на Совет Пудожского муниципального района обязанность рассмотреть в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия и удалении его в отставку за неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.05. 2022.

Судья Точинов С.В.