ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-125/2022 от 29.04.2022 Тюменцевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-125/2022

УИД 22RS0056-01-2022-000161-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Калединой И.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Тюменцевского района Алтайского края Стрельцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Шарчинский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края в лице администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию Шарчинский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края в лице администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов водоснабжения – сети водоснабжения, расположенной в с.Шарчино Тюменцевского района Алтайского края, протяженностью 16,2 км. и о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - указанной сети водоснабжения.

В обоснование указанных административных исковых требований прокурором указано, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства о бесхозяйных объектах было установлено, что сети водоснабжения, расположенные в с.Шарчино (протяженностью 16,2 км.) - в границах муниципального образования Шарчинский сельсовет Тюменцевского района, являются бесхозяйным имуществом, собственник которого не установлен, на балансе не состоят, в реестре муниципальной собственности не значатся, правообладатель отсутствует. Административный истец сослался на положения ст.ст.218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ)и указал, что отсутствие собственника указанных сетей водоснабжения и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению их надлежащего технического состояния, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей водоснабжения не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Стрельцов А.В. административные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – глава администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края ФИО3, будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал о признании административных исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.35 КонституцииРоссийской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Частью 1 ст.39КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Статьёй125 ГК РФпредусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФбесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Принимая во внимание, что указанное прокурором недвижимое имущество используется для водоснабжения населения, при разрешении требований прокурора суд применяет положения закона, регулирующие общественные отношения в указанной области.

Согласно положениям п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и ч.1 ст.6Федерального закона от 07 ноября 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация водоснабжения населения в пределах поселения.

Проанализировав приведенные выше нормы права в совокупности, суд приходит к выводу о том, что сети водоснабжения относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерным сооружением, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что спорные сети водоснабжения не находятся в муниципальной собственности и не передавались в хозяйственное ведение иным организациям, не имеют других собственников.

Как следует из приведенных норм, с учетом положений ст.219 ГК РФ, осуществление права собственности на участок сети водопровода, при наличии предусмотренной законом возможности, предполагает, прежде всего, его использование в целях водоснабжения населения водой, в соответствии с требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Отсутствие собственника на данные водопроводные сети может повлечь невозможность водоснабжения населения муниципального образования Шарчинский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы прокурора, что отсутствие собственника указанных сетей водоснабжения, осуществляющего контроль за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния сети водоснабжения, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорной сети водоснабжения не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что на административного ответчика возложено осуществление полномочий по организации водоснабжения населения в пределах с.Шарчино, то при обнаружении бесхозяйных сетей водоснабжения, орган местного самоуправления обязан реализовать своё право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, учитывая признание административного иска административным ответчиком, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение административным ответчиком установленных требований законодательства. Суд считает незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей водоснабжения. Указанное бездействие нарушает право граждан на получение качественного водоснабжения.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФв случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушения, являются законными и обоснованными, они подлежат удовлетворению.

Учитывая характер требований прокурора, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Шарчинский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края в лице администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края, выразившееся в не обращении с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов водоснабжения – сети водоснабжения, расположенной в с.Шарчино Тюменцевского района Алтайского края, протяженностью 16,2 км.

Обязать муниципальное образование Шарчинский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края в лице администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов водоснабжения – сети водоснабжения, расположенной в с.Шарчино Тюменцевского района Алтайского края, протяженностью 16,2 км.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 04 мая 2022 года.