ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1260/2021 от 01.06.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2а-1260/2021

УИД № 50OS0000-01-2021-000973-12

01 июня 2022 года

город Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бриняк Е.Н.,

с участием:

прокурора Емельянова А.К.,

административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области - ФИО3,

представителя заинтересованного лица СНТ «Звездный» - ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействительным постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением и проситпризнать недействительным с момента его принятия постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области от 24.12.2014 №3562 «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный» по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино». Свои требования административный истец мотивирует тем, что на основании постановления Администрации Серпуховского муниципального района от 21.10.2014 № 2597 «О разработке проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Звёздный» расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино» ДНП «Звёздный» была разрешена разработка проекта планировки дачного поселка ДНП «Звёздный» на земельных участках с кадастровыми номерами с <номер> общей площадью 21,2836 га по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино. Указывает, что постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2014 года №3562 утвержден проект планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный» по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино. Согласно статье 32 действующего до 01.01.2019 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции Федерального закона от 14.10.2014) (документ утратил силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ) разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществлялась в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. В силу статьи 4 действующего до 01.01.2019 Федерального закона от 15.04.1998 № 266-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции Федерального закона от 14.10.2014), граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Как усматривается из сведений из ЕГРЮЛ садоводческое некоммерческое товарищество «Звёздный» (ранее ДНП «Звёздный», ИНН <***>) было создано 30.07.2013 тремя учредителями А., Ж., Д., которые на момент создания данного партнерства никакого отношения к участкам с кадастровыми номерами с <номер>, равно как и к участку с кадастровым <номер> (из которого в последующем были размежеваны участки с <номер> не имели. На момент создания ДНП «Звёздный» собственником участка <номер> площадью 212836 кв.м был ФИО5, который приобрел данный участок 17.06.2013 у З. по договору купли-продажи. 05.07.2013 ФИО5 производит межевание и делит участок <номер> на более мелкие участки, которым присваиваются кадастровые номера с <номер>. 21.08.2013 ФИО5 на основании договора дарения подарил участки с кадастровыми номерами с <номер>Ё. Административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, который образован путем объединения смежных участков <номер> и <номер> приобретенных им 22.09.2014 по договору купли-продажи у частного лица Ё. Свидетельства о собственности получены им 06.10.2014. Вместе с тем, право собственности на вышеуказанные земельные участки за ним зарегистрировано до выхода постановлений Администрации Серпуховского муниципального района № 2597 «О разработке проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Звёздный» и №3562 «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный», соответственно он не мог быть включен в границы ДНП. 23.11.2020 СНТ «Звездный» подал исковое заявление в Серпуховский городской суд о взыскании с ФИО1 задолженности по договору на обслуживание коммуникаций (дело №2-3726/2020). В ходе разбирательства выяснилось, что в настоящее время земельный участок административного истца относится к СНТ «Звездный» (до декабря 2019 года ДНП «Звездный»), так как был включен в границы СНТ постановлением Администрации Серпуховского муниципального района <номер> «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный». При рассмотрении дела выяснилось, что у СНТ «Звездный» в собственности нет и никогда не было мест общего пользования и имущества общего пользования. Утверждение и разработка проекта начались позже момента, когда административный истец стал собственником смежных участков <номер> и <номер>. В 2020 году СНТ «Звездный» подал исковое заявление в Протвинский городской суд на Г. о взыскании задолженности по договору на обслуживание коммуникаций (дело <номер>). В ходе разбирательства выяснилось, что у СНТ «Звездный» никогда не было земли. Земельные участки были переданы ФИО6 по договору аренды ДНП «Звездный» 31.04.2016 и по договору аренды земельного участка с кадастровым <номер> от 28.11.2014. 24.12.2014 Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области <номер> утверждается проект планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный» из земельных участков с кадастровыми <номер>. Однако, на 24.12.2014 у ДНП, кроме земельного участка с кадастровым <номер>, переданного ДНП «Звездный» ФИО6 по договору аренды, нет, и не может быть в силу закона никаких других земельных участков. Административный истец указывает, что лица, создавшие ДНТ «Звездный», не являлись правообладателями земельных участков с кадастровыми <номер>. Цель создания ДНП, что следует из его Устава, не соответствовала Федеральному закону от 15 апреля 1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». О целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков в этом Уставе ничего не отражено, в связи с чем это партнерство не является объединением граждан для ведения дачного хозяйства. В пользу такого вывода свидетельствует то, что указанные в Уставе ДНП цели его создания не соответствовали закону. Порядок выделения земельных участков под ведение дачного хозяйства регулировался статьями 13, 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 (ред. от 02.11.2004) № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которому и осуществлялись процедуры по выделению органами местного самоуправления объединению земельного участка бесплатно, передачи выделенного земельного участка гражданам в собственность. Иной порядок предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей не предусматривался. Для собственников земельных участков, приобретенных у частного лица, до создания ДНП и безо всякой связи с ДНП, установлен иной, не соответствующий положениям федерального закона №66-ФЗ, характер землепользования. Таким образом, собственники земельных участков, купленных у частного лица, членами ДНП по последнему закону быть не могли и их земельные участки не могут, входит в территорию ДНП (в настоящее время СНТ). Таким образом, поскольку административный истец никогда не являлся членом ДНП, земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, не выделался ему как члену ДНП, а принадлежал ему на праве собственности до принятия оспариваемого Постановления об утверждении проекта планировки территории ДНП, то такое постановление является недействительным с момента его издания. Одинцовский городской суд Московской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гринь В.Я. в интересах Российской Федерации к Ш., З., Ж., Ё., Е. и др. об обращении имущества в доход государства и взыскании денежных средств, в своем решении установил: «Также с целью незаконного вывода земель из муниципальной собственности в частную и извлечения незаконного дохода Ш. при участии Ё. в тот же период созданы и приобретены общества с ограниченной ответственностью «Агроном», «Агрорезерв», «Амерест», «Афродита», Браво», «Браво-Мед», «Бэст», «Винтер», «Витязь», «Вэст», «Заборье», «ИТВ-Сервис», ФИО7 мелкооптовая база», «Калипсо», «Капитал», «Капитал Плюс», «Карнавал», Кона», «Кругосвет», «Лаверна», «Левое Ящерово», «Легран», «Лирика», «Магия», Макрос», «Малена», «Меркурий», «Морган», «Национал-Юг», «Ниско», «Одисей», «ОЗСС», «Ока-Дизайн», «Ольмакс», «ОСП», «Парк Дракино», «Пегас», «Правое Ящерово», «Редакция газеты Ока-Информ», «Сириус», «Скайвэй», «Сфера», «Титан», «Трэйд», «Ударник», «Удача», «Центр», «Центр Плюс», «Цирус-1», ЧОП «Зубр», «Шик», Эльбрус» и иные, организованы дачные и садовые некоммерческие партнерства и товарищества «Арнеево», «Бархатные луга», «Берег», «Берег-1», «Берег-2», «Бутурлино», «Волшебная страна», «Глазово», «Дракино Вилладж», «Звездный», «Зиброво-2», «Лесной городок», «Московка», «Нарские горки», «Новинки», «Окские луга», «Окские луга-1», «Паниково», «Паниково-1», «Паниково-2», «Просвет», «Пущино на Наре», «Пущинская слобода на Наре», «Рыжиково», «Судимля», «Терехунь», в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрированы В., Б. и другие лица». 10.08.2020 Одинцовским городским судом Московской области было вынесено решение, которое проверено судом апелляционной инстанции и 13.01.2021 оставлено без изменения. Административный истец ссылается на то, что данный факт подтверждает, что целью создания ДНП «Звездный» является не объединение граждан для ведения садоводства или дачного хозяйства, а незаконный вывод земель из муниципальной собственности. Все участки с <номер> по <номер> были описаны в данном решении суда как незаконно выведенные. В силу части 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.11.2014), порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из содержания частей 5-9 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.11.2014) следует, что особенностью подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления городского округа, является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях, при этом порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. 12.12.2014 проходят публичные слушания, на которые не приглашаются собственники земельных участков. Единственным участником данных слушаний, помимо членов комиссии из администрации и проектной организации ООО «ЭнкиКом», выступает представитель ДНП «Звездный» А. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.11.2014). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 8 статьи 46 Кодекса (в редакции от 24.11.2014). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний, (часть 9 статьи 46 Кодекса (в редакции от 24.11.2014). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 10 статьи 46 Кодекса (в редакции от 24.11.2014). Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.11.2014), основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1). Также, в соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации землями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Вместе с тем, земли общего пользования с кадастровым <номер>, находились в частной собственности Ё., и изъяты решением Красногорского городского суда Московской области от 08.04.2019 года по делу №2-3150/2019, что свидетельствует о нелегитимности их образования и невозможности включения в границы ДТН «Звездный». Кроме того, ДНП после утверждения проекта планировки территории не имело ни мест общего пользования, ни имущества, которое находилось бы в совместной собственности членов - участников ДНП. Участки находилась в частной собственности физических лиц, в долевой собственности не находилась. До 2020 года на балансе ДНП не имелось инженерных сетей, а также иного общего имущества, что свидетельствует о том, что ДНП никогда не обладало признаками партнерства. В настоящее время часть земельных участков, незаконно входящих в границы ДНП (СНТ) расположены одновременно в границах населенного пункта д. Дракино городского округа Серпухов Московской области. Согласно ГПЗУ полученного на участок административного истца <номер>, равно и как другие рассматриваемые участки на которых был образован ДНП «Звездный» до сих пор находятся под мелиорацией. Данное обременение на землю напрямую не допускало создание на таких землях ДНП, т.к. пока не снята мелиорация, строительство на таких землях запрещено. 02.06.2021 на приеме в администрации административный истец смог ознакомиться с проектом планировки территории, где было обнаружено, что в томе 2, глава 7: «Исходные данные для проектирования» в п.2 указаны свидетельства о государственной регистрации права от 18 июля 2014г. кадастровый <номер>. Эти данные не могли соответствовать действительности, т.к. часть участков, были уже приобретены конечными покупателями, которые были не в курсе о возможном включении их собственности в границы ДНП. Собственником земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> административный истец стал 22.09.2014 по договору купли-продажи, свидетельства о собственности датируются 06.10.2014. В томе 2, глава 10. «Рассматриваемый участок состоит из 203 участков (землепользователь - ДНП «Звездный», свидетельство о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами <номер> по <номер>». Эти данные также не могли соответствовать действительности, т.к. ДНП «Звездный» никогда не был землепользователем данных участков, земля ему или учредителям ДНП не выделялись. Также указывает, что поскольку оспариваемым постановлением утверждены границы ДНТ «Звездный» (СНТ), в которые незаконно вошли земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности, то данным постановлением нарушены его права и законные интересы, и оно является недействительным с момента его принятия. Также административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, так как если он и пропущен, то пропущен не по его вине, а связи с тем, что данные о том, что его участки находились в границах ДНП/СНТ «Звездный» отсутствовали в публичном доступе. В свидетельстве о собственности на его участки, в ГПЗУ полученном на его участок, на Федеральной публичной кадастровой карте данных о вхождении его участков в ДНП «Звездный» не было.

Административный истец ФИО1 и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области – по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила рассмотреть требования административного истца в соответствии с действующим на момент принятия оспариваемого постановления законодательства.

Представитель административного ответчика Министерство жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Звездный» - ФИО4 в судебном заседании полагал оспариваемое постановление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2014 №3562 законным, требования и доводы административного истца не обоснованными, имеющими цель ухода от исполнения обязанности по уплате платежей за содержание имущества общего пользования.

Представитель заинтересованного лица ООО Производственно - творческая мастерская "ЭнкиКом" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 21.10.2014 №2597 разрешена разработка проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Звёздный» на земельных участках с кадастровыми <номер> общей площадью 21,2836 га по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Дракино; ДНП «Звёздный»: разработать проект планировки территории в соответствии со статьями 42, 43 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; при разработке проекта планировки: уточнить обеспеченность территории объектами соцкультбыта и инженерной инфраструктуры; выполнить схемы обеспечения пассажирским транспортном и транспортного обслуживания территории с учетом пропускной способности существующих автодорог; в составе проекта планировки подготовить, согласовать и утвердить проект межевания территории и градостроительный план земельного участка в установленном законодательством порядке; представить проект планировки территории для проведения публичных слушаний в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса российской Федерации (т. 1 л.д. 15).

Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2014 № 3562 утвержден проект планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звёздный», расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Дракино (т. 1 л.д. 16), в материалы дела представлена копия протокола публичных слушаний от 12.12.2014 (т. 1 л.д. 17-19), выкопировки из проекта планировки территории по размещению дачного поселка «Звездный» в районе д. Дракино, Серпуховского муниципального района Московской области» том I, том II и том III (т. 1 л.д. 20-22, 111-192).

06.10.2014 ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью 800 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, по адресу: Московская область, Серпуховский муниципальный район, в районе д.Дракино, документ-основание – договор купли-продажи земельного участка от 22.09.2014 (л.д. 27). Ранее правообладателями вышеуказанного земельного участка являлись ФИО5 (12.08.2013) и ФИО6 (25.09.2013) (л.д. 30-31). В материалы дела представлены копии договоров купли-продажи данного земельного участка, заключенного 22.09.2014 между А., действующим по доверенности от имени продавца Ё., и покупателем ФИО1 (т. 1 л.д. 84-85).

06.10.2014 ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым <номер> общей площадью 800 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, по адресу: Московская область, Серпуховский муниципальный район, в районе д.Дракино, документ-основание – договор купли-продажи земельного участка от 22.09.2014 (л.д. 26). Ранее правообладателями вышеуказанного земельного участка являлись ФИО5 (12.08.2013) и ФИО6 (25.09.2013) (л.д. 28-29). В материалы дела представлена копия договора купли-продажи данного участка, заключенного 22.09.2014 между А., действующим по доверенности от имени продавца Ё., и покупателем ФИО1 (т. 1 л.д. 86-87).

22.09.2014 между ДНП «Звёздный» и ФИО1 были заключены договоры на обслуживание коммуникаций № 36 и № 37 (т. 1 л.д. 88, 89).

Из выписки из ЕГРН усматривается, что 24.02.2021 зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым <номер> площадью 1600 кв.м +/-28кв.м по адресу: Московская область, Серпуховский муниципальный район, в районе д. Дракино; право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.09.2014 (л.д. 23-25), представлен градостроительный план данного земельного участка (т. 1 л.д. 32-42).

28.11.2014 между арендодателем ФИО6 и арендатором ДНП «Звёздный» был заключен договор аренды земельного участка №237, а именно в отношении земельного участка площадью 46813 кв.м с кадастровым <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе деревни д. Дракино (т. 1 л.д. 45).

31.04.2016 между арендодателем ФИО6 и арендатором ДНП «Звёздный» был заключен договор аренды земельных участков, в том числе с кадастровыми <номер> (т. 1 л.д. 46-47).

Постановлением Администрации г.о.Серпухов от 15.02.2021 №625-П присвоено элементу планировочной структуры, расположенному в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в кадастровом квартале <номер>, наименование: Российская Федерация, Московская область, городской округ Серпухов, <...> согласно Приложению к постановлению (т. 1 л.д. 53-55).

Из ответа Администрации г.о.Серпухов от 14.05.2021 №вх 6/1450 на заявление ФИО1 от 13.04.2021 №6/1450 о принадлежности земельного участка с кадастровым <номер> в д.Дракино, сообщено, что в соответствии с проектом планировки утвержденным Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района от 24.12.2014 № 3562 «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный», расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, район д. Дракино» земельный участок с кадастровым <номер>, расположен в границах СНТ «Звездный». Земельные участки с кадастровыми <номер> из которых, путем объединения, был образован земельный участок с кадастровым <номер> на момент их приобретения ФИО1 в состав населенного пункта не входили и относились к сельскохозяйственным угодьям, приобретенным в частную собственность. Проект планировки был утвержден после соблюдения всей процедуры по подготовке и утверждению документации по планировки территории (решение о разработке проекта планировки, проведение публичных слушаний, утверждение ППТ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества. Собственники, не являющиеся членами товарищества, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества, а также обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества. В связи с отсутствием технической возможности предоставить копию проекта планировки территории не представляется возможным, разъяснено, что ознакомиться с интересующей его документацией он может в Управлении архитектуры и строительства администрации городского округа Серпухов (т. 1 л.д. 104).

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый ФИО1 акт, изданный органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть является нормативно-правовым актом.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6 статьи 208 КАС РФ).

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Разрешая возникший спор и проверяя, соблюдены ли при принятии оспариваемого ФИО1 акта требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, суд установил, что такие нарушения допущены. В частности, в материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства опубликования оспариваемого постановления и утвержденного им проекта на официальном сайте муниципального образования или в газете «Ока-информ» (пункт 3 оспариваемого постановления).

Оспариваемый акт противоречит положениям статьи 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего на момент его издания. Исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. Действительно, в соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 14.12.2018 N 220/2018-ОЗ объединены городское поселение Оболенск, городское поселение Пролетарский, сельское поселение Васильевское, сельское поселение Данковское, сельское поселение Дашковское, сельское поселение Калиновское, сельское поселение Липицкое Серпуховского муниципального района (далее - поселения) с городским округом Серпухов; поселения, объединенные с городским округом Серпухов, Серпуховский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона; полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселений, Серпуховского муниципального района прекращаются со дня вступления в силу настоящего Закона. В силу статьи 3 указанного выше Закона органы местного самоуправления городского округа Серпухов являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений, Серпуховского муниципального района. Вместе с тем, согласно пункту 3 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по принятию решения о подготовке документации по планировке территории городского округа, обеспечению подготовки документации по планировке территории (внесению изменений), за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и утверждению документации по планировке территории в границах городского округа.

Согласно пунктам 1.5 и 1.10 Положения о порядке принятия решения об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 17.08.2018 N 542/29, основанием для подготовки документации является распоряжение Министерства жилищной политики Московской области либо выданное уполномоченным органом местного самоуправления в период до 01.01.2015 решение о подготовке такой документации; подготовленная в соответствии с настоящим Положением документация утверждается распоряжением Министерства.

Разрешая настоящий спор, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, основываясь на вышеприведенных правовых нормах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и оно в установленном законом порядке не было опубликовано, таких доказательств суду не представлено.

Таким образом, с учётом установленных ссуд обстоятельств, необходимо признать недействительным с момента принятия Постановление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2014 № 3562 «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный» по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино». Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании недействительным постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, удовлетворить:

признать недействительным с момента принятия Постановление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2014 № 3562 «Об утверждении проекта планировки территории по размещению дачного поселка ДНП «Звездный» по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Дракино».

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья В.А. Коляда

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июня 2022 года

Председательствующий судья В.А. Коляда