ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1261/2022 от 16.06.2022 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

УИД №57RS0022-01-2022-001147-80

Производство №2-1261/2022 (2а-1261/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Кльной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Журавлева Романа Алексеевича к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Заводского районного отделения судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Поповой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями,

установил:

Журавлев Р.А. обратился в суд с иском к начальнику отделения – старшему судебному приставу Заводского районного отделения судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Поповой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями. В обоснование требований указывалось, что 14.05.2021 истец подал заявление на имя начальника отделения – старшего судебного пристава Заводского РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области об отзыве согласия на обработку персональных данных. Указал, что Федеральная служба судебных приставов не является государственной организацией согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Ответа на его обращение не поступило. В связи с длительным не устранением возникших претензий, истец долгое время переживал, испытывал чувство обиды, обмана, унижения, осознания своего бесправия в сложившейся ситуации. В связи с чем, причиненный моральный вред в результате нарушения его прав оценивает в сумме 100000 рублей. Просил принять соответствующие меры к должностному лицу, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Федеральной службы судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, в качестве третьего лица привлечена судебный пристав-исполнитель Заводского РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области Безлепкина М.С.

В судебном заседании Журавлев Р.А. требования поддержал по изложены в иске основаниям. Также пояснил, что служба судебных приставов-исполнителей незаконно обрабатывает и распространяет его персональные данные. Согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных истец не давал. Так как Федеральная служба судебных приставов не является государственным органом, то обрабатывать, хранить и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных не имеет права. В связи с чем, им и было направлено на имя начальника отделения – старшего судебного пристава Заводского РОСП г. Орла заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных. Однако ответа не его заявление не последовало, обработка его персональных данных продолжается, в базе данных исполнительных производств содержаться персональные данные.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенностям Шишкина А.Ю. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Ответчики Федеральная служба судебных приставов России, начальник отделения – старший судебный пристав Заводского РОСП УФССП России по Орловской области Попова А.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Третье лицо судебный пристав-исполнитель Заводского РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области Безлепкина М.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований Журавлева Р.А.

Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из материалов дела следует, что в Заводском РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области у судебного пристава-исполнителя Безлепкиной М.С. на исполнении находится исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, возбужденное (дата обезличена) на основании исполнительного листа – исполнительного документа, выданного Заводским районным судом г. Орла, предмет исполнения: наложение ареста на транспортное средство – автомобиль марки (информация скрыта). Установить запрет на совершение регистрационных действий (постановку, снятие с регистрационного чета) в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел РФ в отношении транспортного средства Фольксваген Тигуан. Наложить арест на движимое и недвижимое имущество, принадлежащее Журавлеву Р.А., (дата обезличена) года рождения, в пределах суммы исковых требований 420027,24 рублей в отношении должника Журавлева Романа Алексеевича, в пользу взыскателя Банк ВТБ (ПАО).

Также ранее на исполнении в Заводском РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области находилось ряд исполнительных производств в отношении должника Журавлева Р.А.: (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), прекращено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), прекращено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), прекращено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), прекращено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-Ип от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-Ип от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-/57002-ИП от (дата обезличена), окончено(дата обезличена); (номер обезличен)-Ип от (дата обезличена), окончено (дата обезличена); (номер обезличен)-Ип от (дата обезличена), окончено(дата обезличена).

14.05.2021 Журавлев Р.А. обратился с заявлением на имя начальника отделения – старшего судебного пристава Заводского РОСП г. Орла Поповой А.Е. об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Рассмотрев обращение Журавлева Р.А., начальником отделения – старшим судебным приставом Заводского РОСП г. Орла Поповой А.Е. был дан ответ, что в отзыве обработки персональных данных ему отказано. Согласно Закона «Об исполнительном производстве» ст.6.1 «Банк данных в исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Ответ на обращение направлен в адрес Журавлева Р.А., что подтверждается реестром почтовых отправлений от 26.05.2021, в установленные законом сроки.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что служба судебных приставов-исполнителей незаконно обрабатывает и распространяет его персональные данные. Согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных истец не давал.

По смыслу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", являющегося базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 6, статья 7, части 2 и 3 статьи 9).

К таким федеральным законам относятся федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", которые предусматривают обработку судебным приставом-исполнителем персональных данных граждан в целях правильного и своевременного исполнения судебных актов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

Частью 2 упомянутой статьи Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения сотрудником органов принудительного исполнения служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию сотрудника органов принудительного исполнения в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

Согласно части 1 и части 3 статьи 64 Закона "Об исполнительном производстве" запрашивание персональных данных у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, является одним из исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения требований исполнительных документов; полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом о персональных данных.

В соответствии со ст.6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных). Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: 1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; 3) дата возбуждения исполнительного производства; 4) номер исполнительного производства; 5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика;5.1) идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации; 6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе; 6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; 7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; 8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения); 9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений, указанных в пункте 8 части 3 настоящей статьи, которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства (ч.4).

Таким образом, законодательство Об органах принудительного исполнения Российской Федерации и об исполнительном производстве допускают возможность получения и обработки персональных данных без согласия их субъекта, поскольку указанными Федеральными законами устанавливаются цель и условия получения этих данных, круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, полномочия судебного пристава-исполнителя по обработке персональных данных.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2021 N 1739-О «оспариваемое регулирование направлено на обеспечение выполнения судебными приставами-исполнителями своих публичных функций, связанных с исполнением судебных актов, и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего защиту и ограниченное использование персональных данных, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан».

В связи с изложенным требования Журавлева Р.А. в части признания незаконными действий должностных лиц службы судебных приставов по хранению и обработки его персональных данных подлежат оставлению без удовлетворения, как основанные на неправильном понимании норм права.

Также не подлежат удовлетворению требования Журавлева Р.А. о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.

В пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.

Из приведенных положений следует, что признание действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, является основанием для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием).

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому порядку акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений действующего законодательства, основанием к удовлетворению требований о взыскании компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерными действиями должностных лиц ответчика.

Вместе с тем, установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага истца, обстоятельств, свидетельствующих о причинении Журавлеву Р.А. морального вреда, не установлено.

В процессе рассмотрения дела Журавлевым Р.А. в адрес судебных приставов-исполнителей было оглашено требование о предоставлении ему ряда документов, в том числе нормативно-правовых актов. При рассмотрении настоящего спора указанное требование не подлежит правовой оценке, так как не является предметом настоящего спора.

Позиция Журавлева Р.А., что служба судебных приставов не является государственной организацией (органом государственной власти), также основана на неправильном понимании норм закона.

ФССП России образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. ФССП Росси осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы, к которым относится Управление.

По указанным основаниям суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Журавлева Р.А. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление Журавлева Романа Алексеевича к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Заводского районного отделения судебных приставов г. Орла Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Поповой А.Е. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.06.2022.

Судья Е.Г. Кальная