ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1261/2023 от 11.01.2024 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

№2а-57/2024

УИД: 34RS0042-01-2023-001582-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«11» января 2024 года город Фролово

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Куликовой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Веденеевой А.А.,

с участием старшего помощника Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области Страховой О.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг,

установил:

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. В обоснование требований в административном исковом заявлении указал, что Фроловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка деятельности администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области в сфере соблюдения законодательства о предоставлении муниципальных услуг гражданам, субъектам предпринимательства и юридическим лицам, в том числе в электронной форме в рамках национального проекта «Цифровая экономика» при реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление». Ранее, в процессе проверки, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в январе 2023 года установлено, что администрацией Писаревского сельского поселения оказываются 14 муниципальных услуг, входящих в перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг. При этом посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» муниципальные услуги не предоставляются. Администрацией Писаревского сельского поселения заявка в Комитет информационных технологий Волгоградской области о переводе названных услуг в электронную форму не направлялась. В настоящее время предоставление названных социально значимых муниципальных услуг жителям муниципального образования, а также субъектам малого и среднего предпринимательства посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечено, что нарушает их права и законные интересы. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Писаревского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ администрация Писаревского сельского поселения вместо целенаправленных действий, направленных на устранение выявленных в результате проверки нарушений, по-прежнему МСЗУ в электронном виде не предоставляет, что противоречит требованиям ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ. Повторной проверкой, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в октябре 2023 года установлено, что ранее выявленные нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления фактически не устранены. Перевод муниципальных услуг в электронную форму не осуществлен. Просит признать незаконным бездействие администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неустранении нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в части необеспечения возможности получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;

«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;

«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;

«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;

«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;

-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;

- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;

- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;

- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;

«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;

«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района устранить нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;

«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;

«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;

«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;

«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;

-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;

- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;

- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;

- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;

«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;

«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».

В судебном заседании старший помощник Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области Страхова О.В. требования поддержала по доводам административного искового заявления и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Глава администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, что не противоречит требованиям ст.150 КАС РФ.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ) к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относятся открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, а также доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В силу ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, должны быть включены в государственные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ регламентированы права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, а именно:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 Федерального закона;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Согласно ст.19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года №824 на территории Российской Федерации реализуется административная реформа, направленная, в том числе, на пресечение административных барьеров для бизнеса и обеспечение максимальной прозрачности деятельности органов власти, в том числе обеспечение возможности получения услуг в электронном виде посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - Портал).

В части реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в части пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего федерального закона переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (часть 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, а также Приложением №2 установлены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде на срок до 01 января 2014 года.

Согласно пп.«в» п.1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 года №Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2020 года Правительству Российской Федерации (далее - Поручение) поручено обеспечить перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг (далее МСЗУ) к 01 января 2023 года.

Протоколом заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень МСЗУ, состоящий из 85 государственных и муниципальных услуг, из которых 45 оказываются на муниципальном уровне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2022 года №277 на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению с ДД.ММ.ГГГГ направления сведений о ходе оказания МСЗУ в личный кабинет заявителя на Портал вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги.

На территории региона работа по переводу МСЗУ в электронный формат посредством Портала осуществляется Комитетом информационных технологий Волгоградской области (далее - Комитет).

В рамках исполнения Поручения федеральными органами власти, уполномоченными в сфере информационной безопасности, рекомендовано использовать только защищенные каналы связи при работе с государственными информационными ресурсами в целях предотвращения реализации угроз безопасности информации и противодействия зарубежным хакерским группировкам.

Во исполнение рекомендаций Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предоставление МСЗУ с 2021 года в регионе реализуется посредством автоматизированного рабочего места «Платформа государственных сервисов 2.0» (далее - ПГС), которая обеспечивает для МСЗУ прием и обработку заявлений с Портала, а также возможность регистрации заявлений граждан, поданных при очном приеме в органе местного самоуправления.

Согласно п.3.2 протокола заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано обеспечить приобретение средств защиты информации согласно рекомендациям государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Центр информационных технологий Волгоградской области» (далее - ГБУ ВО «ЦИТ ВО»), доведенных письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о готовности использования функционала предоставления МСЗУ в электронной форме подлежала направлению в адрес ГБУ ВО «ЦИТ ВО» до ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительно письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления области проинформированы о необходимости приобретения программного обеспечения VipNet в связи с принятием Комитетом дополнительных мер защиты информации и информационной инфраструктуры.

С учетом вышеизложенного, на администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района возложена обязанность по переводу МСЗУ в электронную форму.

Постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена государственная программа Волгоградской области «Развитие информационного общества в Волгоградской области», в рамках которой реализуется региональный проект «Цифровое государственное управление», который направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В соответствии с паспортом проекта он оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.

Реализация региональной программы призвана осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их подведомственными учреждениями, а также сделать более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в январе 2023 года было установлено, что администрацией Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области оказываются 14 муниципальных услуг, входящих в перечень МСЗУ.

При этом посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» муниципальные услуги не предоставляются.

В связи с чем, невозможно предоставление населению и субъектам предпринимательской деятельности следующих муниципальных услуг посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг»:

- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;

«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;

«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;

«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;

«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;

-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

-«Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;

- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;

- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;

- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;

«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;

«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».

Администрацией Писаревского сельского поселения заявка в Комитет информационных технологий <адрес> о переводе названных услуг в электронную форму не направлялась.

В настоящее время предоставление названных социально значимых муниципальных услуг жителям муниципального образования, а также субъектам малого и среднего предпринимательства посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечено, что нарушает их права и законные интересы.

ДД.ММ.ГГГГ Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Писаревского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.11-14).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района в адрес Фроловской межрайонной прокуратуры направлено письмо о том, что указанное представление рассмотрено и приняты исчерпывающие меры (л.д.15).

За допущенные нарушения специалист 1 категории администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района привлечен к дисциплинарной ответственности, что следует из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Однако, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ администрация Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района вместо целенаправленных действий, направленных на устранение выявленных в результате проверки нарушений, по-прежнему МСЗУ в электронном виде не предоставляет, что противоречит требованиям ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ.

Повторной проверкой, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в октябре 2023 года установлено, что ранее выявленные нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления фактически не устранены. Перевод муниципальных услуг в электронную форму не осуществлен.

Данное обстоятельство также усматривается из письма Главы администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МСЗУ в электронном виде не оказываются (л.д.17).

Более того, в настоящее время перечень услуг, переведенных в электронном виде и оказываемых администрацией Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района, не изменился, что также следует из ответа органа местного самоуправления.

Меры, принимаемые органом местного самоуправления, являются неэффективными и неисчерпывающими.

Факт не обеспечения возможности получения муниципальных услуг в электронной форме административным ответчиком не оспаривается.

Разрешая и удовлетворяя иск прокурора, суд исходит из того, что бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку любой гражданин, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, имея право получать указанные услуги в электронной форме, не имеют возможности получать муниципальные услуги в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неустранении нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в части необеспечения возможности получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;

«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;

«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;

«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;

«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;

-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;

- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;

- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;

- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;

«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;

«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района устранить нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:

- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;

«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;

«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;

«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;

«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;

«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;

-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;

- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;

- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;

- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;

- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;

«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;

«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Куликова

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 25 января 2024 года.