№2а-57/2024
УИД: 34RS0042-01-2023-001582-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» января 2024 года город Фролово
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Куликовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Веденеевой А.А.,
с участием старшего помощника Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области Страховой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. В обоснование требований в административном исковом заявлении указал, что Фроловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка деятельности администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области в сфере соблюдения законодательства о предоставлении муниципальных услуг гражданам, субъектам предпринимательства и юридическим лицам, в том числе в электронной форме в рамках национального проекта «Цифровая экономика» при реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление». Ранее, в процессе проверки, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в январе 2023 года установлено, что администрацией Писаревского сельского поселения оказываются 14 муниципальных услуг, входящих в перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг. При этом посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» муниципальные услуги не предоставляются. Администрацией Писаревского сельского поселения заявка в Комитет информационных технологий Волгоградской области о переводе названных услуг в электронную форму не направлялась. В настоящее время предоставление названных социально значимых муниципальных услуг жителям муниципального образования, а также субъектам малого и среднего предпринимательства посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечено, что нарушает их права и законные интересы. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Писаревского сельского поселения внесено представление № об устранении нарушений. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Писаревского сельского поселения вместо целенаправленных действий, направленных на устранение выявленных в результате проверки нарушений, по-прежнему МСЗУ в электронном виде не предоставляет, что противоречит требованиям ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ. Повторной проверкой, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в октябре 2023 года установлено, что ранее выявленные нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления фактически не устранены. Перевод муниципальных услуг в электронную форму не осуществлен. Просит признать незаконным бездействие администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неустранении нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в части необеспечения возможности получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:
- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;
«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;
«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;
«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;
«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;
- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;
- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;
- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;
- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;
«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;
«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района устранить нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:
- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;
«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;
«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;
«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;
«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;
- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;
- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;
- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;
- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;
«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;
«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».
В судебном заседании старший помощник Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области Страхова О.В. требования поддержала по доводам административного искового заявления и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Глава администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, что не противоречит требованиям ст.150 КАС РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ) к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относятся открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, а также доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В силу ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, должны быть включены в государственные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ регламентированы права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, а именно:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 Федерального закона;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно ст.19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года №824 на территории Российской Федерации реализуется административная реформа, направленная, в том числе, на пресечение административных барьеров для бизнеса и обеспечение максимальной прозрачности деятельности органов власти, в том числе обеспечение возможности получения услуг в электронном виде посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - Портал).
В части реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в части пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего федерального закона переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (часть 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, а также Приложением №2 установлены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде на срок до 01 января 2014 года.
Согласно пп.«в» п.1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 года №Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2020 года Правительству Российской Федерации (далее - Поручение) поручено обеспечить перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг (далее МСЗУ) к 01 января 2023 года.
Протоколом заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ утвержден перечень МСЗУ, состоящий из 85 государственных и муниципальных услуг, из которых 45 оказываются на муниципальном уровне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2022 года №277 на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению с ДД.ММ.ГГГГ направления сведений о ходе оказания МСЗУ в личный кабинет заявителя на Портал вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги.
На территории региона работа по переводу МСЗУ в электронный формат посредством Портала осуществляется Комитетом информационных технологий Волгоградской области (далее - Комитет).
В рамках исполнения Поручения федеральными органами власти, уполномоченными в сфере информационной безопасности, рекомендовано использовать только защищенные каналы связи при работе с государственными информационными ресурсами в целях предотвращения реализации угроз безопасности информации и противодействия зарубежным хакерским группировкам.
Во исполнение рекомендаций Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предоставление МСЗУ с 2021 года в регионе реализуется посредством автоматизированного рабочего места «Платформа государственных сервисов 2.0» (далее - ПГС), которая обеспечивает для МСЗУ прием и обработку заявлений с Портала, а также возможность регистрации заявлений граждан, поданных при очном приеме в органе местного самоуправления.
Согласно п.3.2 протокола заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано обеспечить приобретение средств защиты информации согласно рекомендациям государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Центр информационных технологий Волгоградской области» (далее - ГБУ ВО «ЦИТ ВО»), доведенных письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№. Информация о готовности использования функционала предоставления МСЗУ в электронной форме подлежала направлению в адрес ГБУ ВО «ЦИТ ВО» до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительно письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ органы местного самоуправления области проинформированы о необходимости приобретения программного обеспечения VipNet № в связи с принятием Комитетом дополнительных мер защиты информации и информационной инфраструктуры.
С учетом вышеизложенного, на администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района возложена обязанность по переводу МСЗУ в электронную форму.
Постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена государственная программа Волгоградской области «Развитие информационного общества в Волгоградской области», в рамках которой реализуется региональный проект «Цифровое государственное управление», который направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В соответствии с паспортом проекта он оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.
Реализация региональной программы призвана осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их подведомственными учреждениями, а также сделать более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в январе 2023 года было установлено, что администрацией Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области оказываются 14 муниципальных услуг, входящих в перечень МСЗУ.
При этом посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» муниципальные услуги не предоставляются.
В связи с чем, невозможно предоставление населению и субъектам предпринимательской деятельности следующих муниципальных услуг посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг»:
- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;
«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;
«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;
«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;
«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;
-«Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;
- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;
- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;
- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;
«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;
«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».
Администрацией Писаревского сельского поселения заявка в Комитет информационных технологий <адрес> о переводе названных услуг в электронную форму не направлялась.
В настоящее время предоставление названных социально значимых муниципальных услуг жителям муниципального образования, а также субъектам малого и среднего предпринимательства посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» не обеспечено, что нарушает их права и законные интересы.
ДД.ММ.ГГГГ Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Писаревского сельского поселения внесено представление № об устранении выявленных нарушений (л.д.11-14).
ДД.ММ.ГГГГ Главой Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района в адрес Фроловской межрайонной прокуратуры направлено письмо о том, что указанное представление рассмотрено и приняты исчерпывающие меры (л.д.15).
За допущенные нарушения специалист 1 категории администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района привлечен к дисциплинарной ответственности, что следует из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Однако, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района вместо целенаправленных действий, направленных на устранение выявленных в результате проверки нарушений, по-прежнему МСЗУ в электронном виде не предоставляет, что противоречит требованиям ч.3 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ.
Повторной проверкой, проведенной Фроловской межрайонной прокуратурой в октябре 2023 года установлено, что ранее выявленные нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг органом местного самоуправления фактически не устранены. Перевод муниципальных услуг в электронную форму не осуществлен.
Данное обстоятельство также усматривается из письма Главы администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому МСЗУ в электронном виде не оказываются (л.д.17).
Более того, в настоящее время перечень услуг, переведенных в электронном виде и оказываемых администрацией Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района, не изменился, что также следует из ответа органа местного самоуправления.
Меры, принимаемые органом местного самоуправления, являются неэффективными и неисчерпывающими.
Факт не обеспечения возможности получения муниципальных услуг в электронной форме административным ответчиком не оспаривается.
Разрешая и удовлетворяя иск прокурора, суд исходит из того, что бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку любой гражданин, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, имея право получать указанные услуги в электронной форме, не имеют возможности получать муниципальные услуги в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неустранении нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, в части необеспечения возможности получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:
- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;
«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;
«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;
«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;
«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;
- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;
- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;
- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;
- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;
«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;
«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать администрацию Писаревского сельского поселения Фроловского муниципального района устранить нарушения требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения следующих муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде:
- «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилогопомещения в жилое помещение»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена на торгах»;
«Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
«Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно»;
«Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов»;
«Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса»;
«Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
-«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»;
- «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовымдомом»;
- «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений»;
- «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»;
- «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»;
«Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно»;
«Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Куликова
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 25 января 2024 года.